Файл: Взаимосвязь права и государства (Воздействие государства на право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И наконец, следует отметить дуалистическую теорию соотношения государства и права. В рамках указанной концепции связь между государством и правом заключается в двухсторонней зависимости. Конечно, как представляется, именно дуалистическая теория соотношения государства и права является на сегодняшний день наиболее приемлемой.

2.2 Воздействие государства на право

Государство выступает в качестве непосредственного фактора формирования разного рода правовых установлений, а также является главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство в определенной степени опекает право, использует его потенциал для того, чтобы в максимальной степени были достигнуты соответствующие цели государственной политики. В то же время влияние государства на право в любом случае не нужно абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, которые, как известно, признают право исключительно в качестве особого инструмента (средства) государства, его признака или атрибута. Ведь понятно, что не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Стоит признать, что наиболее ощутимым воздействием государства на право является в таких сферах, как правотворчество и правореализация.

Правотворчество - это прежде всего такая деятельность, которой присущ творческий интеллектуальный характер. Указанная деятельность осуществляется для того, чтобы разработать соответствующие правовые нормы. С принятием и действием таких норм в правовое поле вносятся новые элементы в регулировании тех или иных общественных отношений. Важно отметить, что нормы становятся значимой и неотъемлемой частью практической деятельности людей, а также всего общества в целом.

В правовой литературе встречается немало дефиниций правотворчества. В частности, Р.Г. Миниахметов и Г.Г. Файзуллин под ним предлагают понимать юридическая деятельность, которая направлена на то, чтобы были созданы нормативные акта, а также в случае необходимости изменены, дополнены, отменены[28]. Итак, в целом, можно отметить, что правотворчество представляет собой деятельность соответствующих правотворческих органов, которая направлена на подготовку и принятие нормативных правовых актов либо решений об отмене


Как отмечает А.А. Сиволобова, принято выделять следующие стадии нормотворческого процесса: подготовительная, в ходе которой происходит изучение и анализ процессов и явлений, требующих правового регулирования. Второй стадией нормотворчества указывается стадия подготовки проекта акта. Третья стадия предполагает рассмотрение, согласование проекта (в том числе обсуждение) и принятие (утверждение) нормативного правового акта. Четвертая стадия - государственная регистрация нормативного правового акта. Пятая стадия - опубликование и вступление в силу[29].

Цечоев В.К. и Швандерова А.Р. выделяют два этапа правотворчества: первый - подготовка проекта нормативного правового акта. Данный этап включает в себя следующие стадии: принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта; подготовка проекта нормативного правового акта; обсуждение проекта нормативного правового акта; согласование проекта нормативного правового акта; доработка проекта нормативного правового акта; второй этап - издание нормативного правового акта, состоящий из таких стадий, как: внесение проекта нормативного правового акта на обсуждение правотворческого органа; обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе; принятие нормативного правового акта; обнародование (опубликование) нормативного правового акта[30].

Обобщенно можно выделить такие стадии правотворческого процесса, как правотворческая инициатива; обсуждение проекта нормативного правового акта; принятие нормативного правового акта; обнародование нормативного правового акта.

Итак, отметим, что по результатам правотворчества можно судить о степени зрелости общества, демократичности государства, об общей и правовой культуре народа и его представителей (депутатов, министров и т.д.) и еще о многом другом. Если же рассматривать законодательство через призму правосознания, то оно представляет собой не что иное, как «застывшее», материализованное правосознание[31]. В этой связи количество и качество законов напрямую зависят от состояния правосознания тех, кто причастен к выработке закона.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.


Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства -необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Конечно, важно в рамках данного исследования отметить, что объективно существует также и конкретные пределы воздействия государства на право. И, прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

2.3 Воздействие права на государство

Право существует и развивается в известном противоборстве с государством. Конечно, не вызывает сомнений, что само государство нуждается в праве не в меньшей степени, чем право в государстве. Существует определенная зависимость государства от права. Г. Кельзен подчеркивал: «Государство - это не люди, которых мы видим и трогаем и которые занимают определенное место в пространстве, но лишь система норм, содержанием которых является определенное человеческое поведение»[32]. Зависимость государства от права проявляется, во-первых, в системе внутренней организации государства и, во-вторых, в его деятельности.

Воздействие права на государство проявляется в различных направлениях. Приведем основные из них. Так, право оформляет конкретную структуру государства, а также регламентирует внутренние отношения непосредственно в государственном механизме. Именно право закрепляет форму, устройство государства, компетенцию органов государственной власти, препятствует тому, чтобы какая-либо одна ветвь власти узурпировала в конечном итоге власть. Право составляет необходимую сторону государственной деятельности. Оно обеспечивает цивилизованное управление обществом (не через метод насилия и произвола). Право непосредственным образом воздействует на само государство при его взаимоотношениях с населением, гражданами. Государственные органы могут совершать исключительно такие действия, которые в установленном порядке регламентированы на законодательном уровне. Право легализует государственную деятельность, обеспечивая дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Именно правом конкретно обозначаются реальные границы деятельности государства, а также конкретные пределы, которые не должны быть превышены при вмешательстве государства в частную жизнь граждан. Правом регламентируются взаимоотношения государства с различными нациями, а также с различными народностями. Право позволяет осуществлять в установленном порядке действенный контроль за деятельностью существующего в государстве государственного аппарата. Также право обеспечивает язык общения с другими государствами, мировым сообществом в целом.


Своеобразным венцом, выражающим позитивный потенциал, заложенный в праве, является правовое государство. В рамках данного исследования отметим, что первоначально правовое государство как некая цель предстает в аспекте описания идеальной социальной конструкции, которая предположительно должна решить соответствующие насущные общественные проблемы. И в указанном ключе правовое государство, как отмечают в своей работе С.Г. Воронцов и Ж.А. Мингалева «есть идея, утопия, горизонт, недостижимый идеал и т.п.»[33]

В правоведении правовое государство определяется по-разному, что объясняется многозначностью и многоаспектностью данного явления. В частности, в учебнике по проблемам общей теории права и государства правовым государством называется «правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина»[34]. По словам А.Н. Головистиковой и Ю.А. Дмитриева правовым государством признается «форма организации и деятельности государственной власти, которая соответствующим образом строится во взаимоотношениях с индивидами, а также их различными объединениями на основе тех или иных правовых норм»[35]. В юридической энциклопедической литературе (авторы - Тихомиров Л.В., Тихомиров И.К.) правовым государством называется общественный строй, в котором реализуются ряд базовых, основополагающих правовых принципов, к которым относят: верховенство закона, разделение властей, обеспечение прав и свобод человека, связанность государства правом, взаимная ответственность государства и человека[36]. А.Б. Барихин называет правовым государством такой тип государства, где имеется конституционный режим правления, функционирует развитая и непротиворечивая правовая система, а также эффективная судебная власть, реальное разделение властей. Государство является зависимым от собственных же правовых положений. Предусмотрено равенство между самой властью и любым гражданином, всем обществом в целом и правом, все перед законом равны. Правовое государство, заключает А.Б. Барихин, это власть закона, которому в равной мере подчиняются все, формируются абсолютные одинаковые условия для правовой свободы личности[37].

При рассмотрении правового государства как правовой формы организации и деятельности государственной (публичной) власти акцентируется проблема взаимоотношений государственной власти с индивидом, гражданином - отношений, которые должны строиться на основе признания приоритета естественных прав и свобод человека и их конституционного закрепления, что является естественным и закономерным, поскольку конституция, как справедливо отмечается в правоведении (Ж.Д. Джангирян), является надлежащей формой основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества[38].


Как представляется, правовое государство является особой правовой формой организации и деятельности не всякой государственной (публичной) власти, а лишь единой государственной власти, которая может функционировать только при условии изъявления единой воли народа, выступает в качестве одного из основных требований, которые и характеризуют в целом легитимность власти. Отсюда можно сделать вывод, что правовое государство - это правовая форма организации и деятельности легитимной власти, которая является изъявлением единой воли народа, поскольку лишь в таком случае будут обеспечены интересы любого человека, защищены должным образом его права и свободы, более того - готовность всякого человека выполнять в добровольной форме поручения власти.

Правовое государство - это в любом случае государство, в котором имеет место верховенства закона (права). Закон носит обязательный характер для всех, причем вне зависимости от занимаемой должности, от пола, от социального положения, от какой-либо принадлежности (национальной, партийной и иной), от религии и т.д.; иными словами, само государство связано правовыми нормами, принятыми им же, и в любом случае обязано действовать в рамках этих норм и должно проявлять соответствующее поведение, что изначально было закреплено в российской Конституции. В частности, согласно российской Конституции государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица являются правомочными на то, чтобы совершать лишь те действия, на которые они в принципе уполномочены Конституцией и законами. Государство в любом случае ограничено основными правами и свободами человека (они закреплены на конституционном уровне), которые являются непосредственно действующими.

Итак, право выступает в качестве средства ограничения государства. Оно является главным институтом цивилизации, который в конечном итоге способен обуздать государство, а также его возможный произвол.

Заключение

Итак, в данной работе проведен анализ соотношения права и государства.

Можно сделать вывод, что право в обществе авторитетно, если оно - надежная опора безопасности личности имущества, гарантия спокойного быта и труда, общедоступный способ цивилизованного решения конфликтов и споров. Более всего состоянием правопорядка определяется авторитетность права - реальной возможностью осуществления прав и законных интересов членов общества, защитой их от преступных посягательств, объективным, законным решением правовых споров в судах, а в случаях необходимости - принудительным выполнением невыполненных обязанностей, установлением противоправных состояний, восстановлением нарушенных прав.