Файл: Идентификация однородной группы продовольственных/непродовольственных товаров (кофе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и методы идентификации продовольственных товаров
1.1. Понятия об идентификации продовольственных товаров
1.2 Сущность и виды идентификации продовольственных товаров
1.3 Методы идентификации продовольственных товаров
Глава 2. Идентификация анализируемого товара
2.2 Оценка качества кофе и кофейных напитков идентификация продовольственный качество кофе
ВВЕДЕНИЕ
С развитием производства и сферы обращения, их концентрацией и специализацией, значительным отделением мест производства от мест реализации товаров необходимость в идентификации товаров все более возрастает, т.к. стремление у определенных людей к легкой наживе и обману для получения дополнительной прибыли приводит к росту объемов производства и реализации фальсифицированных товаров.
Это вызывало необходимость распознавать разные виды и сорта подлинных товаров, знать способы их производства, преднамеренные (субъективные) и непреднамеренные (объективные) отклонения от них, вследствие чего появлялся товар с ухудшенными свойствами.
В настоящее время проблема осуществления идентификации, позволяющей обнаружить или предупредить выпуск и реализацию фальсифицированных товаров остается актуальной, что и определило выбор данной темы курсовой работы.
Цель работы – ознакомиться с идентификацией продовольственных товаров.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и методы идентификации продовольственных товаров;
- изучить идентификацию анализируемого товара, на примере кофе и кофейных напитков.
- изучить методы идентификации продовольственных товаров;
- рассмотреть правовую базу идентификации продовольственных товаров;
- оценить качество кофе;
- сделать вывод.
Объектом исследования являются идентификация кофе.
Предмет исследования – качество кофейных изделий.
Курсовая работа состоит из введения; двух разделов, в которых раскрываются поставленные задачи; заключения, где подведены итоги проведенным исследованиям.
Информационно-методической основой послужили источники, приведенные в библиографическом списке и на которые имеются ссылки по тексту.
Предмет исследования – образцы кофе.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы. Объем курсовой работы – 32 страницы.
Глава 1. Понятие и методы идентификации продовольственных товаров
1.1. Понятия об идентификации продовольственных товаров
[1]Идентификация – это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем–либо. Применительно к товару под идентификацией следует понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий процесс.
Глубина исследований пищевых продуктов, является основным методическим принципом установления фальсификации. Глубина исследований в этих случаях обусловлена тем, что многие стандартные методы испытаний пищевых продуктов не позволяют решать поставленную задачу.
Цель идентификации – выявление и подтверждение подлинности отдельного вида и наименования товара, а также соответствия конкретным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах.
Для достижения целей идентификации разрабатывается ряд теоретических основ и практических действий по идентификации товаров. Поэтому задачами идентификации являются:
- определение ключевых понятий, структуры, норм и правил в сфере идентификации товаров;
- разработка основных критериев, пригодных для целей идентификации однородных групп, конкретных видов и наименований товаров;
- исследование потребительских качеств продукта и характеристик, их определяющих, с целью раскрытия наиболее надежных критериев идентификации;
- совершенствование стандартов, ТУ и другой нормативной документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации;
- разработка методов идентификации товаров, в первую очередь экспресс-методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определить ассортиментную принадлежность товаров.
Функции идентификации:
- указующая – отождествляющая представленный образец товара с определенным наименованием, сортом, маркой, видом, с товарной партией;
- информационная – доводящая до субъектов рыночных взаимоотношений необходимые данные;
- подтверждающая соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке, и (или) в товарно-сопроводительных документах, то есть подтверждение подлинности товара;
- управляющая – так как идентификация является одним из элементов системы качества продукции.
Стандарт ИСО 9001[2] «Системы качества» регулирует управляющую функцию идентификации. Данные стандарты введены в России без изменений: ГОСТ Р ИСО 9003[3]. По этой причине анализ идентификации как одного из элементов системы качества представляет большой интерес.
Все требования к качеству продукции, которые удовлетворяют потребности потребителей, устанавливаются в стандартах и технических условиях.
Данные документы не всегда дают гарантию, что при проектировании, разработке, производстве, хранении и реализации товаров фактически достигнутый уровень качества будет соответствовать определенным требованиям. Поэтому возникла необходимость разработки стандартов, дополняющих требования к продукции и предупреждающих возникновение несоответствий на разных этапах технологического цикла путем регламентации элементов системы качества.
Объекты идентификации – продовольственные товары. Их оценка соответствия весьма значима в области торговли и у потребителя, который приобретает товары.
Субъекты, осуществляющие идентификацию товаров, – все участники рыночных взаимоотношений:
изготовитель – в период приемки сырья, полуфабрикатов и при отпуске готовой продукции;
продавец – на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к реализации;
потребитель в свою очередь выполняет идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего интуитивно и не имея достаточной квалификации, ориентируясь лишь на личный повседневный опыт и знания.
Таким образом, подводя итог данного раздела, можно сказать, что идентификация, это процесс, который производится изготовителем, продавцом и потребителем. Данный процесс помогает предупредить фальсификацию. Это входит в ряд целей, задач и функций, которые исполняет идентификация.
1.2 Сущность и виды идентификации продовольственных товаров
В ГОСТ Р 51293-99[4] предоставляется следующее определение: «Идентификация – установление соответствия конкретной продукции образцу и/или ее описанию».
В Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» идентификация определяется как «деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о них, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках».
[5]Наиболее точным является определение, предоставленное в Федеральном законе «О техническом регулировании»: «Идентификация – установление тождественности продукции ее существенным признакам» .
Идентификация – это неотъемлемое действие, которое проводится при любой оценочной деятельности.
Различают следующие виды идентификации.
1. Ассортиментная идентификация товаров – формирование тождественности и/или подлинности их наиболее значимым показателям ассортиментных характеристик.
Во время проведения этой идентификации определяют принадлежность конкретных товаров к определенной классификационной группировке: группе, подгруппе, виду, подвиду и/или наименованию. Определяют некоторые подвиды ассортиментной идентификации, которые зависят от представленной принадлежности:
Групповая – формирование оцениваемого товара с товарами однородной группы и/или подгрупп. Здесь в качестве идентифицирующих критериев избираются характеристики функционального назначения, а для продовольственных товаров – формирующий фактор (сырье), показатели химического состава.
Например, принадлежность к группе продовольственных товаров определяется сырьевым признаком (молочные товары – молоко, мясные – мясо, рыбные – рыба).
Видовая идентификация – формирование тождественности оцениваемого товара с товарами конкретного вида и/или подвида.
Признаки видовой идентификации считаются наиболее разнообразными, чем групповой. К ним причисляют доминирующие вещества, характерные для определенного вида и/или подвида (например, кофеин для кофе, чая и отсутствие его или низкое содержание в кофейных и чайных напитках).
[6]При идентификации страны происхождения, устанавливается его принадлежность к товарам, которые проводятся в конкретной стране.
Обычно, идентифицирующими свойствами служат реквизиты в товаросопроводительных документах и/или на маркировке продукта.
Марочная идентификация – формирование подлинности товара определенной торговой марки и/или ее модификаций.
Во время проведения марочной идентификации используются специфичные признаки, которые свойственны только для товаров определенной торговой марки и определенного изготовителя. Но идентифицирующие свойства подлинности торговой марки недоступны получателям, контролерам и экспертам так как являются коммерческой тайной.
2. Квалиметрическая идентификация товаров – определение идентичности их потребительских свойств и показателей качества определенным требованиям нормативных документов, и/или описаниям, и/или образцам.
Существует несколько факторов, оказывающих влияние на потребительские свойства и показатели (компонентный состав сырья, рецептура, конструкция, технологические процессы).
Квалиметрическая идентификация делится на подвиды:
компонентная – установление соответствия фактического перечня ингредиентов или комплектующих изделий определенному перечню; предназначена для выявления не до вложения отдельных ценных компонентов (например, какао-масла и какао тертого в шоколад) или частичной замены ценных компонентов на менее ценные (замена части молочного жира на растительные масла в масле).
Рецептурная идентификация – формирование соответствия фактического и определенного рецептурного ингредиентного и/или химического состава.
[7]Этот подвид квалиметрической идентификации характерен для видов непродовольственных товаров и упаковки.
технологическая идентификация – формирование соответствия показателей качества, значения которых находятся в зависимости от соблюдения требований, регламентируемых технологическими инструкциями и/или иными технологическими документами. Нарушение технологического порядка вызывает незначительные, значительные и критические несоответствия (дефекты) либо допустимые отклонения, которые могут свидетельствовать об этих нарушениях. Например, подгорелая корка хлеба свидетельствует о нарушении температуры при выпечке.
Категорийная идентификация – формирование соответствия действительных значений показателей качества требованиям, предъявляемым к одноименным товарам конкретной градации качества, данным об этой градации на маркировке или в товаросопроводительных документах (ТСД).
Основная цель категорийной идентификации – проверка категории качества которая указана на маркировке и обнаружение пересортицы. Во время оценки качества товары могут быть отнесены как к одной, так и к нескольким градациям качества: стандартная, нестандартная, отход или брак.
Все перечисленные подвиды квалиметрической идентификации являются важными в процессе оценки качества продукта и используются экспертами.
3. Комплексная идентификация – формирование соответствия комплекта перечню комплектующих изделий, отмеченных в эксплуатационных документах и/или во вкладышах, принадлежности отдельных комплектующих изделий к конкретному комплекту. Предотвращение выпуска и реализации неукомплектованных по всем правилам товаров, является целью такой идентификации, что может усложнить или делает неосуществимым их применение по функциональному назначению.