Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы (Оценка конкурентоспособности образцов соковой продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной рыночной экономики производители продовольственных товаров прилагают большие усилия для максимизации прибыли. Достичь этого без конкурентной борьбы за более выгодные условия сбыта невозможно.

Каждый производитель заинтересован в реализации своей продукции. В свою очередь, покупатель заинтересован в приобретении продукции, которая полностью удовлетворяет его потребностям, как со стороны качества, так и цены.

Конкурентоспособность – способность товара наиболее полно удовлетворить запросы потребителя в сравнении с аналогичными конкурентными товарами. При оценке конкурентоспособности товаров важную роль играет исчерпывающая информация о товаре. Главным ориентиром для потребителя при выборе подходящего для себя продукта является маркировка товара.

Цель данной курсовой работы – овладеть научно-теоретическими основами товароведения и потребительскими свойствами товаров, обусловливающие их потребительскую ценность и способность удовлетворять потребности покупателей.

Задачами данной работы являются:

- изучение теоретических основ влияния товарной информации на конкурентоспособность продовольственных товаров;

- анализ товарной информации как одного из факторов конкурентоспособности продукции;

- выявление разновидностей товарной информации для продовольственных товаров;

- характеристика основных требований к товарной информации продовольственных товаров.

ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния товарной информации на конкурентоспособность продовольственных товаров

1.1. Товарная информация как один из факторов конкурентоспособности продукции

Товарная информация – это сведения о каком-либо товаре, которые предоставляются для всех участников коммерческой деятельности, связанной с данным товаром [12, c.65].


Цель создания товарной информации – повышение уровня и объема продаж, качества продвижение товара на рынке, а также удовлетворение потребительских запросов.

Источниками информации о товаре выступают непосредственно производители (или исполнители, отвечающие за информирование потребителя) этого товара, а также продавцы, которые имеют право дополнять информацию о товаре.

Функциями товарной информации выступают [9, c.136]:

  • идентифицирующая функция дает информацию о наименовании, категории товара;
  • информационная дает общие сведения о товаре, его содержании, форме, объеме, производителе, условиях хранения и прочее;
  • мотивационная информация способствует стимулированию интереса потребителя к товару;
  • эмоциональная отвечает за удовлетворение потребительских потребностей;
  • экономическая информация способствует продвижению товара на рынке сбыта.

Товароведение как научная дисциплина классифицирует информацию о товаре, согласно таких критериев [6, c.231]:

  • источник происхождения (торговая, производственная или бытовая);
  • характер проявления (товароведная или организационная);
  • объем (специальная (для специалистов) и покупательская (для потребителей);
  • форма представления (маркировочно-справочная, маркировочно-условная, эксплуатационно-сопроводительная или рекламно-справочная).

Также товарную информацию можно разделить на другие виды информации [10, c.155].

  1. Основополагающая товарная информация

Это базовая информация о товаре, которая дает общее понимание о нем. К этой информации может относиться наименование товара и компании, которая произвела товар, вид, сорт, масса нетто, дата выпуска и срок годности товара.

  1. Коммерческая товарная информация

Коммерческая информация о товаре не предназначена для потребителей. Она предоставляется производителям продукта, поставщикам, продавцам и другим субъектам, участвующих в реализации товара. К такой информации относятся сведения о наличии нормативных документов, о товаре по ОКП и др.

  1. Потребительская товарная информация

Информация для потребителя, которая используется для того, чтобы дать потребителю понимание о содержании и состоянии товара. Цель потребительской товарной информации – убедить потребителя в пользе товара и выгоде от его приобретения.

Для создания потребительской товарной информации исполнители часто прибегают к психологическим уловкам и результатам исследований, на основании которых можно влиять на потребителя с помощью маркетинговых приемов. Например, с помощью ярких упаковок или запоминающихся слоганов.


1.2 Разновидности товарной информации для продовольственных товаров

Для успешной реализации товара производители должны произвести анализ товара и предоставить следующую информацию для рынка: оперативную информацию по каждому товару, статистическую информацию и информацию по группам взаимозаменяемых товаров. При реализации товара на международных рынках потребуются также сведения о потенциальных конкурентах.

Источниками данной информации для потребителя выступают различные информационные инструменты: печатные издания (газеты, журналы, каталоги и пр.) предоставляют информацию о производителях товаров; базы данных в консалтинговых компаниях содержат закрытую информацию для субъектов, участвующих или желающих участвовать в реализации товара; СМИ или Интернет предоставляют информацию для существующих или потенциальных потребителей.

Требования к товарной информации [14, c.298].

  1. Достоверность – правдивая информация вызывает доверие потребителя.
  2. Доступность – правильно изложенная и предоставленная информация.
  3. Достаточность информации.

Формы товарной информации в зависимости от средств передачи бывают следующими [7, c.104]:

  1. Цифровая

Цифровая информация применяется в тех случаях, когда необходимо предоставить дополнительные или обширные сведения о товаре заинтересованным потребителям. Это может быть как необходимым условием для определенной группы товаров, так и необязательным дополнительным преимуществом.

Недостатком цифровой информации является то, что такой метод неэффективен при массовых производствах по всему миру, а также часто недоступен для рядового потребителя.

  1. Словесная

Словесная товарная информация – это основной способ передачи информации о продукте, рассчитанный на грамотное население. Не пользуется спросом только в странах с самым низким уровнем образования.

Хотя метод словесной передачи товарной информации является самым распространенным, как правило, его используют в сочетании с изобразительным или символическим. Это происходит потому, что словесная информация занимает много пространства на продукте (транспортной или потребительской упаковке).

  1. Изобразительная

Изобразительная товарная информация обеспечивает зрительное восприятие и более четкое понимание о содержании товара. Этот метод направлен как на эстетическое восприятие потребителя, так и на понимание пользы товара – некоторые группы товаров, например, полностью упакованные, нельзя увидеть до покупки. Именно изображение стимулирует его покупку.

  1. Символическая

Символическая товарная информация отличается от изобразительной более простой подачей изобразительных методов. Информационные знаки, несущие определенную смысловую нагрузку, дают основную информацию потребителю о товаре.

Символы воспринимаются потребителем только в том случае, если он осведомлен о его значении. То есть самым эффективным методом использования символического метода является использование уже общеизвестных символов. Чаще всего используется для специализированных товаров.

  1. Штриховая

Данная форма товарной информации представляет собой автоматизированную идентификацию товара, закодированную штрихами и цифрами на штриховом коде, который наносят на упаковку товара.

Расшифровка штрихового кода не предназначена для потребителя и требует специального оборудования. Как правило, его используют для получения информации о продукте при продаже и для его учета.

1.3 Основные требования к товарной информации продовольственных товаров

Маркировочно-справочная товароведная информация включает [8, c.94]:

  • маркировку – это информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, которая наносится на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке и хранении.
  • клеймо – знак, который наносится на продукцию специальной формой.

Контактная маркировка на сегодняшний день является самой распространенной. Печать производится с помощью подпружиненной головки, которая с легким прикосновением позволяет делать надписи даже на движущихся изделиях.

Каплеструйная маркировка наносится путем бесконтактного нанесения буквенно-цифровой и графической информации на любой вид поверхности. Изображение символов на объекте, который маркируют, представляет собой матрицу капель, столбцы которой образуются электрической разверткой пропорционально величине заряда капель, а вторая координата получается за счет относительного перемещения маркируемого объекта и печатающей головки [7, c.189].


Каплеструйные принтеры для бесконтактной маркировки устанавливаются на линии и позволяют наносить необходимую информацию на любую пористую поверхность (короба) с различной высотой символов и обладают множеством функций. Принтеры больших знаков используют так называемую DOD (drop-on-demand) – технологию, основанную на разовых выбросах чернильных капель с печатающей головки.

Лазерная маркировка в силу своей высокой стоимости только начинает завоевывать рынок. Принцип действия – полное удаление верхнего слоя упаковочного материала перемещаемым по нему лазерным лучом.

Маркировка обеспечивает работников торговли и потребителей основной информацией о товаре, дает возможность идентифицировать товар, помогает сориентироваться при выборе товара.

Производитель наносит производственную маркировку на этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

Потребительская маркировка – это информация о производителе, количестве, характеристиках, качестве, цене товара. Например, маркировка автомобильной шины содержит информацию о конструкции, размерах, максимально допустимой нагрузке, скорости движения; маркировка лакокрасочных материалов – информацию о пленкообразующем веществе, составе, условиях использования и применения.

При составлении нормативно-технической документации указывается метод нанесения маркировки или клеймения, поскольку делается это различными методами.

Маркировочно-условная информация включает [13, c.309]:

  • фирменное имя;
  • фирменный знак;
  • торговый образ;
  • товарный знак.

Эксплуатационно-сопроводительная информация включает:

  • этикетку.

Рекламно-справочная информация включает:

  • визуальную (печатные издания, ТВ, кино и пр.);
  • звуковую (радио, семинары, конференции и пр.);
  • вкусовую и тактильную.

Товарный знак – это знак, который помогает отличить товар одного предприятия от подобного товара другого производителя. Основные функции товарных знаков:

- выделение товара или услуг среди других подобных, находящихся в гражданском товарообороте;

- данные о происхождении товара или услуг;

- данные об определенном качестве товаров и услуг;

- реклама определенного товара и услуг.

Знак соответствия в сертификации – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, который указывает, что обеспечивается уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.