Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (ПАО «МегаФон»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На стадии спада к видам деятельности с низкой привлекательностью рекомендуется применять стратегии деинвестирования, сокращения либо ликвидации. Вместе с тем актуальны проблемы, аналогичные стадии зарождения: управление инвестициями в новые проекты; привлечение источников финансирования, развития производства, маркетинга, логистики; совершенствование других аспектов деятельности организации.

Таким образом, вывод из вышесказанного можно сделать следующий: используя разнообразие методик жизненный цикл компании можно менять, исправлять, делать все возможное, чтобы проще переживать периоды упадка.

Конечно, такие периоды были, есть и будут, и нельзя сказать, что это плохо. Некоторых предпринимателей это наоборот может мотивировать, вывести из кризиса или обманчиво стабильного положения. В эти моменты всегда наблюдается наибольший взлет новых идей и продуктов. Но, осознавая неизбежность этих периодов и грамотно пользуясь методиками, можно пройти через них быстрее и не так болезненно.

Глава 2. Анализ жизненного цикла и управления организации на примере ПАО «МегаФон»

2.1. Общая характеристика ПАО «МегаФон»

В качестве объекта исследования мною выбран один из лидеров «Большой четверки» российского рынка сотовой связи.

МегаФон - национальный российский оператор цифровых возможностей, занимающий лидирующие позиции на телекоммуникационном рынке в  России и  мире.

Он объединяет все направления  ИТ и телекоммуникаций: услуги мобильной и фиксированной связи, мобильного и широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения и OTT видеоконтента, инновационных цифровых продуктов и сервисов в сфере ИКТ, интернета вещей, аналитики и обработки больших данных, облачных решений, кибербезопасности, финансовых сервисов, цифровой рекламы и маркетинга, электронной коммерции, а также конвергентных ИТ-решений в сфере системной интеграции.

Компания и  её дочерние предприятия оказывают услуги во всех регионах России, в республиках Абхазия, Южная Осетия и Таджикистан. По итогам 2018 года общая абонентская база насчитывала 76,9 миллионов человек.[28]


В июне 2019 года МегаФон завершил выкуп собственных акций у миноритариев. Этому в июле 2018 года предшествовало стратегическое решение Совета директоров о том, что сохранение статуса публичной компании больше не является приоритетной задачей для МегаФона, после чего была одобрена программа приобретения обыкновенных акций и глобальных депозитарных расписок (ГДР). После завершения программы приобретения бумаг Компания провела делистинг ГДР на Лондонской фондовой бирже. ГДР на Лондонской площадке не торгуются с октября 2018 года, а в июне 2019 года акции МегаФона перестали торговаться и на Московской бирже.

Основными акционерами МегаФона являются компании группы USM, которым принадлежит в совокупности 70,32% акций. Остальные акции принадлежат ООО «МегаФон Финанс», 100%-му дочернему обществу Компании (29,68%).

ПАО «МегаФон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800.

Уникальный для российского телекоммуникационного рынка спектр услуг адресован как частным лицам, так и корпоративным клиентам. В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие клиентам новые возможности общения и работы с информацией.

Лицензионное покрытие Федеральной сети «МегаФон» охватывает всю территорию Российской Федерации.

Оператор первым внедрил стандарты 3G, 4G, LTE и LTE Advanced, ввел рублёвые тарифы на федеральном уровне, предложили своим клиентам услуги SMS, MMS и мобильного телевидения, сделал доступной связь в небе и под землей. Мобильный интернет от МегаФона третий год подряд признается  самым быстрым  в  стране по результатам международного исследования Ookla.[29] Услуги МегаФона доступны почти 100% населения России, при этом около 80% имеют доступ к 4G в 83 регионах страны.

За более чем 25 лет работы на российском рынке МегаФон прошёл колоссальный путь от небольшого регионального оператора связи до одного из крупнейших в России и  лидера на сегодняшний день в области мобильной передачи данных. За это время индустрия мобильной связи претерпела кардинальные изменения, как в плане развития технологий, так и в отношении потребностей клиентов. На сегодняшний день компания является лидером в области мобильной передачи данных. Достичь таких высоких результатов помогла устойчивая бизнес-модель и чёткая стратегия, которая обеспечила высокую конкурентоспособность и стабильное создание стоимости для акционеров.

На каждом этапе своего жизненного цикла МегаФон шел по пути умного роста и внедрения инновационных технологий - будь то в технологических решениях, маркетинге, организации внутренних процессов или работе с абонентами.


Система корпоративного управления МегаФона основана на лучших российских и международных практиках и позволяет МегаФону строить и укреплять доверительные отношения с контрагентами, инвесторами, сотрудниками и другими заинтересованными сторонами.[30]

Принципы корпоративного управления МегаФона:

- Принцип обеспечения реальной̆ возможности для акционеров осуществлять свои права

- Принцип осуществления Советом директоров стратегического управления деятельностью и эффективного контроля над деятельностью исполнительных органов, а также подотчетности Совета директоров Общему собранию акционеров

- Принцип добросовестного и надлежащего руководства над текущей̆ деятельностью исполнительными органами МегаФона и подотчетности исполнительных органов Совету директоров и его акционерам

- Принцип своевременного раскрытия полной̆ и  достоверной̆ информации о  Компании, в том числе о ее финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и органах управления

- Принцип соблюдения интересов и предусмотренных законодательством прав акционеров, инвесторов, кредиторов, иных заинтересованных лиц

МегаФон придает большое значение системе корпоративного управленя, считая прозрачность управленческих процессов и открытость информации о деятельности компании важнейшим фактором эффективного роста и устойчивого развития.

Основными органами корпоративного управления МегаФона являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление (коллегиальный̆ исполнительный̆ орган), Генеральный̆ директор и Исполнительный̆ директор (единоличные исполнительные органы). Как можно заметить в компании нет ни одного заместителя.[31]

2.2. Этапы становления компании ПАО «Мегафон»

Свой день рождения «МегаФон» празднует 17 июня. Именно в этот день в 1993 году родился «Северо-Западный GSM». Зарегистрировали его как ЗАО. В отличие от других сотовых операторов, этот начал свое шествие не из столицы, а из Северо-Западного региона. Только за два года работы было подключено 8 тысяч абонентов.

Самым первым оператор представляет в 1996 году для своих клиентов новые услуги: сервис SMS-сообщений и автоматический роуминг. А к концу года его уже признали самым крупным оператором стандарта GSM в России. К нему подключены уже более 24 тысяч клиентов. На петербургском рынке эта компания – безусловный лидер. Но она уже осваивает и другие северо-западные регионы, запускает сети GSM в Архангельске, Мурманске и Петрозаводске.


В конце 90-х на рынке мобильной связи России наблюдается настоящий бум. Именно тогда созданием дивизиона мобильной связи и была заложена основа будущего «МегаФона».

Один за другим покоряются новые рубежи:

- 19996доступ в интернет по технологии WAP; сотовая связь в Питерском метро, а сам Санкт-Петербург становится первым в России и пятым в мире обладателем мобильной связи под землей.

- 2000-2001: в декабре рожден бренд «МегаФон»; оператор продвинулся в Саратовскую область и Мордовию, за ними Астраханская, Волгоградская, Ульяновская области, Республики Башкортостан и Калмыкия. Сеть начинает работать в Москве.

- 2002-2005: «Северо-Западный GSM» преобразован в ОАО «МегаФон». В России компания стала единственным оператором, обладающим лицензиями на развёртывание сетей мобильной связи во всех субъектах Федерации. За один только год работы под новой маркой клиентская база перешагнула миллионный рубеж; «Мобильное телевидение»; конфиденциальная сотовая связь (КСС) впервые в России;

В период с 2007 по 2013 компания продолжает вкладывать средства в инновационные технологии, развивать и модернизировать сеть, чтобы поднять на должную высоту качество обслуживания клиентов.

На этом этапе запускаются сети нового поколения 3G, в их масштабное строительство, а затем и в 4G/LTE «МегаФон» инвестирует все новые и новые средства. Основным драйвером роста компании становится мобильный интернет.

- 2016: Компания «МегаФон» и Nokia подписали меморандум о сотрудничестве по развитию стандарта 5G в России;  МегаФон представил банковскую карту, аналогов которой нет в мире. Её уникальность в том, что счёт этой карты — это счёт мобильного телефона. С её помощью абоненты МегаФона могут расплачиваться везде, где принимают карты платёжной системы Mastercard, обладающей самой широкой сетью приёма. Средства при оплате списываются с баланса телефона; в рамках V международного бизнес-саммита в Нижнем Новгороде компания «МегаФон» показала рекордные скорости мобильной передачи данных в России. Во время демонстрации скорость достигла 4,94 Гбит/с. Компания «МегаФон» совместно с Nokia вплотную приблизилась к  5 Гбит/с и показала скорости мобильного интернета будущего.

- 2017 г:  МегаФон запустил в коммерческую эксплуатацию услугу передачи голоса в сетях LTE (VoLTE) на территории Москвы и Московской области. VoLTE (Voice over LTE) позволяет осуществлять передачу голоса, видео и SMS-сообщений в сетях 4G без переключения в сети 2G/3G.[32]


Текущая стадия жизненного цикла ПАО «МегаФон» предусматривает установление таких целей, как закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельности путем сохранения существующего уровня прибыли или ее увеличения и минимизации затрат.

Данная стадия требует от организации еще больших усилий, чем цели предыдущих стадий. Это связано с тем, что задачи, которые необходимо решать на этой стадии, носят преимущественно внутренний характер, т. е. связаны с самой организацией. Поэтому в настоящий момент времени компанией проводятся проекты по реорганизации структуры; ведется активная работа, направленная на повышение скорости и эффективности всех процессов.

Это не только внутренний порыв, но и требование реалий рынка – в современном мире успех бизнеса, команды, конкретного человека определяется способностью быстро адаптироваться к изменениям и принимать решения. Структура компании играет в этом особую роль. Никакие бюрократические барьеры, иерархические ступени не должны тормозить развитие бизнеса. [33]

Так как компания постоянно работает над расширением платформы и усовершенствованием предоставления своих услуг, можно сделать вывод, что она находится в стадии расцвета.

2.3. Стратегические перспективы развития ПАО «МегаФон»

Для того чтобы оценить стратегические перспективы и получить ясную оценку сил в организации и ситуации на рынке в целом целесообразно провести SWOT-анализ.  SWOT-анализ состоит из четырех категорий:

  1. Сильные стороны (Strengths) – преимущества организации.
  2. Слабости (Weaknesses) – недостатки организации.
  3. Возможности (Opportunities) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке.
  4. Угрозы (Threats) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Сильные стороны организации – это то, в чем она преуспела или
какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны организации – отсутствие чего-то важного для функционирования организации или то, что пока не удается по сравнению
с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение.