Файл: Юридическая ответственность (Правовая природа, сущность юридической ответственности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика юридической ответственности
1.1. Правовая природа, сущность юридической ответственности
1.2 Функции и признаки юридической ответственности
Глава 2. Отдельные меры юридической ответственности и их характеристика
2.1. Меры ответственности за нарушение права автора на вознаграждение
2.2. Мер уголовно-правового характера как формы реализации уголовной ответственности
1.2 Функции и признаки юридической ответственности
В научной литературе обычно выделяется следующие функции:
1) карательная функция выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Это наказание правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание реализуется путем либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей
2) предупредительная, или превентивная функция имеет целью предупредить совершение новых правонарушений со стороны правонарушителя, предупредить других лиц;
3) воспитательная функция состоит в формировании у субъектов права уважительного отношения к праву. Эффективная борьба с нарушителями формирует у граждан уверенность в том, что их законные права и интересы будут надежно защищены. Это, в свою очередь, способствует повышению политической и правовой культуры граждан:
4) компенсационная, или правовосстановительная функция проявляется в возмещении имущественных прав потерпевшей стороны. Эта функция имеет целью компенсировать причиненный материальный или моральный ущерб, восстановить в прежнем состоянии имущество, права субъектов.
Главным в правовом положении правонарушителя является обязанность ответить за содеянное, возникающая вследствие совершения им правонарушения, заключающаяся в неблагоприятных последствиях личного или имущественного характера, определяемых санкцией правовой нормы.
Санкция представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения, указанные в соответствующей норме права, которые применяются к правонарушителю компетентными органами. Применение санкции в правовом государстве одновременно связано с общественным осуждением правонарушителя, причиняющего вред общественным или личным интересам. Хотя не все санкции носят карательный характер, но все они имеют в виду применение государственного принуждения через исполнение обязанности под принуждением и содержат в себе неблагоприятные для него последствия, которые и являются юридической ответственностью. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и реализуется через применение этой нормы компетентным государственным органом. Таким образом, юридическая ответственность представляет собой принудительно исполняемую обязанность, которая возникла в связи с правонарушением и реализуется в конкретном правоотношении.
Среди признаков юридической ответственности можно выделить: обязательное наличие правонарушения как основание для наступления юридической ответственности, отрицательную оценку государством (осуждение) поведения правонарушителя, официальный характер этой оценки, причинение правонарушителю страдания: морального, физического, имущественного (материального), использование механизмов государственного принуждения.
Глава 2. Отдельные меры юридической ответственности и их характеристика
2.1. Меры ответственности за нарушение права автора на вознаграждение
Ответственность за нарушение права гражданского напрямую связана с неисполнением обязанным лицом своей обязанности. Будь эта обязанность в абсолютном или относительном правоотношении, именно неправомерные действия (бездействие) обязанного лица и приводят к нарушению гражданского права.
Поэтому определение обязанного лица и закрепление в законе за ним его обязанности не вызывает никаких сомнений в целях обеспечения беспрепятственной реализации управомоченным лицом своего права и гарантирует ему достижение его интересов.
В то же время содержание законодательства, регулирующего права автора на вознаграждение, и практика применения этого законодательства показывают, что, к сожалению, не все авторы результатов интеллектуальной деятельности (РИД) могут осуществить защиту своего права, и связано это с тем, что в законе не всегда однозначно определено по отношению к автору обязанное лицо. В то же время именно это лицо непосредственно использует созданный автором РИД. При отсутствии закрепления законом за таким лицом обязанности по выплате вознаграждения автор не может применить к нему никаких мер ответственности. Речь идет в первую очередь об авторах РИД, созданных в рамках служебных отношений, при выполнении договора НИОКР, в том числе по государственному контракту.
На данный момент в законодательстве можно выделить две группы авторов в зависимости от уровня обеспечения их имущественного интереса в отношении созданного ими РИД. Авторов, которые самостоятельно создали РИД ("инициативные" РИД) и самостоятельно реализуют принадлежащее им исключительное право, и авторов служебных РИД, создавших их в порядке выполнения трудовых обязанностей (созданных по заказу). Вместе с тем приоритетность обеспечения законом перед другими лицами именно имущественного интереса автора, как лица, создавшего РИД, проявляется в содержании п. 3 ст. 1228 ГК РФ, закрепившего положение о том, что исключительное право на РИД, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основанием, установленным законом. Тогда у автора остается только право на вознаграждение от лица, к которому это исключительное право перешло.
Наличие в законодательстве различия в правовом режиме принадлежащего авторам права на вознаграждение следует и из смысла п. 10 Постановления N 5/29 Пленумов ВС РФ и ВАС РФ[22], в котором Пленумы акцентируют для судов, что им следует учитывать при рассмотрении вопросов, "связанных с правом на вознаграждение за использование результата интеллектуальной деятельности (кроме права на вознаграждение за использование служебного произведения)". Тем самым, как можно видеть, разграничены два вида права на вознаграждения: право на вознаграждение за использование служебного произведения и вознаграждение за результаты, не являющиеся служебными.
Исторически и в доктрине[23], и в законодательстве всегда уделяли должное внимание институтам служебного произведения и служебных объектов патентного права, уровню их правового регулирования. Объясняется это тем, что большинство РИД традиционно создавались и создаются авторами в рамках выполнения ими трудовых обязанностей. Вопрос исследования природы права на вознаграждение продолжает оставаться актуальным[24]. Исследователи отмечают отсутствие единой природы права на вознаграждение[25], что, по нашему мнению, не совсем корректно.
Полагаем, что в настоящее время имущественные интересы именно авторов служебных результатов более уязвимы по сравнению с авторами, создавшими результаты по собственной инициативе или обладающими исключительным правом (авторами-правообладателями). Уязвимость правового положения авторов служебных РИД может выражаться либо в невозможности получить авторское вознаграждение от лица, непосредственно использующего РИД, по причине незакрепления в законодательстве за ним обязанности по выплате вознаграждения, либо в недобросовестных действиях непосредственно самого правообладателя, прекращающего поддерживать правовую охрану патента. Полагаем, что такое "упущение" законодателя связано еще и с тем, что в законе право автора на вознаграждение как иное интеллектуальное право не определено. Согласимся, что "из текста закона недостаточно ясно содержание этого права"[26].
В части 4 ГК РФ право автора на вознаграждение в качестве "других прав" предусмотрено, соответственно, только для служебного: произведения (п. 3 ст. 1255 ГК РФ), объектов патентного права (п. 3 ст. 1345 ГК РФ), селекционного достижения (п. 2 ст. 1408 ГК РФ) и топологии (п. 2 ст. 1449 ГК РФ), - а это, как следует из п. 10 Постановления N 5/29 Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, - совсем другое право. Кроме того, институт защиты интеллектуальных прав в части четвертой ГК РФ умалчивает о мерах защиты и ответственности за нарушение иных интеллектуальных прав, ограничиваясь только положениями о защите личных неимущественных прав (ст. 1251 ГК РФ) и защите исключительного права (ст. 1252 ГК РФ).
Полагаем, что имущественный интерес авторов должен быть обеспечен одинаково независимо от того, при каких обстоятельствах был создан результат, и не зависеть от того, кто использует и получает прибыль от результата - сам автор, реализующий исключительное право в отношении РИД, или иное лицо, которому это право принадлежит.
Анализ законодательства и практика его применения позволяют заключить, что имущественный интерес автора-правообладателя обеспечен в большей мере. При внедоговорном нарушении исключительного права согласно п. 3 ст. 1252 ГК РФ для отдельных видов РИД автор, как правообладатель, вместо требования о возмещении убытков вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение исключительного права в отношении их. Компенсация в отличие от убытков подлежит взысканию при доказанности только факта правонарушения. Правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Правообладатель самостоятельно вправе выбрать способ определения размера компенсации из предусмотренных законом (ст. ст. 1301, 1311, 1406.1, 1515 и 1537 ГК РФ). При этом, как отмечено в п. 35 Обзора судебной практики 2015 года[27], суды не вправе по своей инициативе изменять вид компенсации, избранной правообладателем. В целях соблюдения восстановительного характера гражданско-правовой ответственности и недопущения неосновательного обогащения, когда избранный правообладателем размер компенсации явно несоразмерен последствиям нарушения, суды могут, как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении N 28-П[28], по заявлению ответчика с учетом обстоятельств дела самостоятельно определить низший размер компенсации и снизить ее размер. При этом компенсация, являясь специальной мерой ответственности, подлежит применению к нарушителю не только при непосредственном нарушении им исключительного права, но и при нарушениях, влекущих опосредованное его нарушение. Например, при удалении технических средств защиты или информации об авторском праве (ст. ст. 1299 и 1300 ГК РФ), а также при нарушении обязанности выплатить вознаграждение правообладателю за свободное использование произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ) или объекта смежных прав (ст. ст. 1245, 1326 ГК РФ).
Автор-правообладатель может распорядиться исключительным правом (п. 1 ст. 1233 ГК РФ), заключив договор отчуждения исключительного права (ст. 1234 ГК РФ) или лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ). Одним из существенных условий таких договоров является условие о вознаграждении, которое может быть в форме (абз. 3 п. 3 ст. 1234 и абз. 3 п. 4 ст. 1235 ГК РФ) фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме, например комбинированных платежей, включающих разовые и периодические платежи. В этом случае право автора на вознаграждение является правом обязательственным, согласно п. 2 ст. 1233 ГК РФ отмечающим, что к договорам о распоряжении РИД применяются общие положения об обязательствах (ст. ст. 307 - 419 ГК РФ) и договорах (ст. ст. 420 - 453 ГК РФ). Поэтому в случае нарушения права автора на вознаграждение к обязанному выплачивать вознаграждение лицу могут быть применены обязательственно-правовые меры ответственности. Например, за нарушение сроков выплаты вознаграждения автор-правообладатель может предусмотреть в договоре условие о неустойке (ст. 330 ГК РФ), а при его отсутствии может применить ст. 395 ГК РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства в виде процентов в размере, определяемом ключевой ставкой Банка России, подлежащих уплате на сумму долга.
Помимо меры ответственности на случай нарушения права на вознаграждение, автор-правообладатель может предусмотреть в договоре и условие о процентах по денежному обязательству согласно ст. 317.1 ГК РФ, подлежащих к начислению за период пользования денежными средствами, не выплаченными в виде вознаграждения. При этом, как отметил Пленум Верховного Суда РФ[29] в п. 33 Постановления N 54, при просрочке уплаты суммы основного долга (в нашем случае - вознаграждение автора-правообладателя) на эту сумму подлежат начислению как проценты, являющиеся платой за пользование денежными средствами (например, проценты по п. 1 ст. 317.1 ГК РФ, если условие о них указано в договоре), так и проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности (например, проценты, установленные ст. 395 ГК РФ).
Условие о вознаграждение в договорах о распоряжении исключительным правом, как разъяснили в п. 13.7 Постановления N 5/29 Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ, является по существу платой за предоставление исключительного права ("права использовать результат"), и, например, лицензиару не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом результата. При существенном нарушении приобретателем исключительного права или лицензиатом обязанности о выплате вознаграждения автор-правообладатель может отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 5 ст. 1234 и п. 4 ст. 1237 ГК РФ). Если по договору об отчуждении исключительное право перешло к приобретателю, то автор-правообладатель вправе в судебном порядке требовать перевода на себя прав приобретателя (п. 5 ст. 1234 ГК РФ).
Для предупреждения недобросовестного поведения стороны в договорах о распоряжении исключительным правом, преследующего цель не выплачивать вознаграждение и влекущего досрочное прекращение действия исключительного права, - автору-правообладателю целесообразно предусмотреть условие, позволяющее вернуть себе исключительное право. В данной ситуации авторы - правообладатели произведения в более защищенном положении, поскольку абз. 8 п. 5 ст. 1233 ГК РФ предусматривает за неправомерное размещение заявления о безвозмездном использовании произведения согласно п. 5 ст. 1233 ГК РФ применение к нарушителю мер защиты исключительного права, регламентированных ст. 1252 ГК РФ, т.е. позволяет применить возмещение убытков или компенсацию в случае, предусмотренном п. 3 ст. 1252 ГК РФ. Наличие в законе таких мер ответственности вполне оправданно, поскольку для автора свободное (по существу, внедоговорное) использование его произведения влечет фактическую утрату авторских вознаграждений и умаляет его имущественный интерес.