Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность темы исследования. Любому трудовому коллективу чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходим руководить.
В современных условиях для успешного роста и процветания организации крайне необходимо укрепление роли руководителя, становление новых взаимоотношений в организации между ее членами.
Работа имеет особую актуальность в настоящее время, так как особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Устаревшие механизмы управления сменяются новыми отношениями, которые как следствие меняют деятельность руководителей и самих организаций. Основным фактором конкурентоспособности организации, динамика развития, успех и ее выживаемость является качество персонала и его отношение к труду, что, несомненно, зависит от стиля руководства. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромную значимость в управлении предприятием.
Актуальность темы продиктована сложностью выбора наиболее оптимальных стилей руководства в условиях динамично меняющихся экономических условий, в которых работает современное предприятие.
Цель работы состоит в рассмотрении и раскрытии роли руководства как функции управления в организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность руководства:
- проанализировать отличие руководства от лидерства;
- охарактеризовать должностной статус руководителя;
- раскрыть функции руководителя;
- раскрыть теоретическую основу стилей руководства, их классификацию;
- исследовать стили руководства в классификации К. Левина.
Предметом исследования является особенности руководства и его стилей.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия руководителя с подчиненными при применении определенного стиля руководства.
Теоретическая основа. Широкий круг вопросов, связанных с определением природы руководства и его стилей рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых.
В ходе подготовки данной курсовой работы были изучены работы таких авторов как Кабаченко Т.С. , Буракановой Г.В., Антошкиной Е.А., Зайцевой О.М., Дорошеевой М.В., А.Л. Журавлевым, Ляшенко Т.В., Салимовой А.В. и другие.
1 Общая характеристика руководства
Понятие и сущность руководства
Термин «руководство» рассматривается в двух значениях: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
Менеджеры - это люди, возглавляющие соответствующий коллектив и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев. Менеджеры осуществляют контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей.
Руководство как функция управления - это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач[1].
А.В. Филиппов рассматривает руководство как разновидность управленческой деятельности, а еще точнее - ее компонент, связанный с организацией сотрудничества людей в управляемых системах[2].
Б.Д. Парыгин определяет руководство как один из важнейших факторов социально - психологического общения и может одновременно рассматриваться как специфический способ социального контроля, организации и мобилизации групповой, коллективной и массовой деятельности во всей многообразной системе социальных отношений[3].
Большинство зарубежных авторов рассматривают руководство как процесс влияния. По мнению М. Мескона руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач.
Руководство – это особая деятельность, которая имеет структуру и содержание. Субъектом руководства является менеджер, человек, непосредственно осуществляющий управление. Объектом могут выступать структурные подразделения организации, самостоятельные предприятия, персонал, отдельно взятые сотрудники.
Побуждающей силой руководства является потребность субъекта деятельности, определенная в мотиве, а его содержание формируется целью, которая, согласуясь с настоящей ситуацией, трансформируется в задачу. Задача, кроме образа конечного результата, содержит в себе способ его достижения. Руководство, как центральное место в системе управления выполняет следующие основные функции:
1. Выработка общего плана действий всей организации – выработка целей, плана, осуществление контроля.
2. Координация всех подразделений управления – это исключительно важная составляющая функция руководства.
3. Воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей – директор руководит цехами, начальник цеха – участками и так далее.
4. Подбор кадров на различные участки.
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:
- выдача директив относительно того, что нужно сделать;
- налаживание сотрудничества между людьми;
- обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.
Одним из наиболее важных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.
Руководство есть последовательно целенаправленные действия руководителя по обеспечению слаженной и скоординированной деятельности группы, обеспечивающей получение запрограммированных результатов[4]. Процесс руководства есть цепь последовательных взаимодействий руководителя как центральной фигуры группы с подчиненными, «разворачивание» действий руководителя на фоне согласованных действий и противодействий со стороны подчиненных, обеспечивающих в различной мере достижения поставленных руководителем целей. Таким образом, если руководство предполагает систему действий одного лица - руководителя, то в процессе руководства связываются действия руководителя и его подчиненных.
Руководство основано, главным образом, на инструкциях, предписаниях, указаниях, назначениях, приказах, а также включает в себя создание эффективной системы воздействия, стимулирование интересов и энтузиазма работников по достижению целей.
Таким образом, руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.
Формирование целей и эффективное их достижение - основное назначение руководства.
Отличие руководства от лидерства
Руководство и лидерство - это близкие понятия, но имеют существенные различия.
Руководство – это осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений[5].
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: ведущий, руководитель. В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидер - это член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций[6].
Следует особо отметить, что сам феномен «лидерство» имеет гораздо более древние исторические корни по сравнению с «руководством». Исторически руководство лишь являлось официально санкционированным лидерством[7]. Руководитель наделялся основными формальными полномочиями, первоначально необходимыми для осуществления управленческой деятельности. При этом предполагалось, что остальным он «овладеет сам» и поведет группу (общество) за собой. Теоретически и в настоящее время мало что изменилось. Однако кто-то из руководителей в полной мере овладевает позицией лидера, а кто-то остается в рамках должностных обязанностей и полномочий.
Р. Л. Кричевский приводит следующие отличительные признаки руководства и лидерства: «лидерство психологический по своей природе феномен, спонтанно возникающий и развертывающийся в системе неформальных отношений людей и выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства составляет процесс межличностного влияния, протекающий между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы), в которой инициирующей групповые действия стороной является лидер. Последствия влияния в лидерстве (равно, впрочем, как и в руководстве) отражены в изменениях поведения, отдельных личностных черт, установок, мотиваций и т.п. членов группы. Конечная цель влияния в лидерстве — ориентация людей неформальными (психологическими) средствами на решение стоящих перед группой задач»[8].
Основные различия между руководством и лидерством можно разделить на три группы.
1. Функциональные. Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных. Так, руководство - феномен, имеющий место в системе формальных отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных отношений[9].
2. Условия возникновения и прекращения. Руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается. Официальные права и обязанности руководителя снимаются с него при освобождении его от занимаемой должности.
Лидерство возникает естественным образом в процессе взаимодействия людей. Процессы лидерства и власть лидера сохраняются до тех пор, пока есть люди, готовые следовать за ним.
3. Источники власти. Руководитель наделяется соответствующими официальными правами, связанными с организацией деятельности группы по решению поставленных перед ней задач.
Лидерство не связано с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленными положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Оно предполагает взаимодействие людей и поддержку лидера членами группы, в которую он включен.
Несмотря на приведенные различия, можно выделить и сходство между лидерством и руководством.
Во-первых, оба феномена, по сути, представляют собой две стороны единого процесса управления людьми. И лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач
Во-вторых, они тождественны в своем элементарном выражении: лидерство описывается «вертикальным» отношением «лидер - последователи», а руководство - аналогичным отношением «руководитель - подчиненные».
В-третьих, для обоих феноменов характерна реализация влияния в системе неформальных (психологических) отношений[10].
Таким образом, лидерство – это совокупность личностных качеств, а руководящий пост может занимать любой человек не зависимо от его характера и настроя – не каждый руководитель является лидером, и не каждый лидер занимает пост руководителя.
По нашему мнению, все функции руководителя в своей основе опираются на искусство лидерства, и их успешное выполнение зависит от овладения руководителем методами и навыками лидерства. Хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
2 Руководитель
2.1 Должностной статус руководителя
Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель.