Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 3
Стиль руководства коллективом - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, оказывающая на них влияние и побуждающая их к достижению целей организации[26].
Стиль руководства коллективом выступает как социальное явление, т.к. в нем отображены мировоззрение и убеждения руководителя, а также он во многом обусловливает результаты деятельности всей системы.
Тем самым, можно выделить определенные факторы, влияющие на выбор стиля руководства:
1. Субъективные;
2. Объективные[27].
К субъективным факторам, определяющим стиль руководства можно отнести следующие:
- темперамент и характер руководителя;
- выбор методов и приемов воздействия на подчиненных в зависимости от ситуации;
- личные качества руководителя, определяющие его «управленческий почерк»;
- уровень профессиональных знаний и интеллекта управленца;
- основные принципы и установки, которыми пользуется руководитель для достижения конечных целей.
Объективные факторы могут быть сведены к следующим:
- специфика области применения стиля руководства (цели, задачи);
- окружающая производственная среда;
- методы и приемы управления вышестоящего руководства;
- специфика коллектива подчиненных.
Cтилям руководства уделяется большое внимание в психологии. Различные авторы предлагают свои основания для описания стилей:
- комплекс систематически используемых методов принятия решения (И. П. Волков, А. Л. Журавлев, А. А. Русалинова и др.);
- совокупность типичных и относительно устойчивых методов и приемов воздействия руководителей на подчиненных, т.е. стиль общения;
- личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных приемов и методов деятельности (Д. П. Кайдалов и Е. И. Сулименко);
- совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным (Дж. Перселл);
- ориентация на производственные задачи либо на человеческие отношения в коллективе (Ф. Фидлер);
- представления о человеческой природе как таковой (Д. Мак-Грегор]).
В зависимости от этого различаются и стили руководства, которые классифицируются по-разному.
Так, например, Д. Макгрегор разработал две модели руководителей - X и Y[28].
В соответствии с первой руководитель должен непременно обладать чертами диктатора, поскольку полагает:
- люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей;
- работников нужно заставлять трудиться, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться выполнения стоящих перед организацией целей;
- люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.
Руководитель, соответствующий модели Y, исходит из прямо противоположных представлений:
- людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;
- большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах; они также заинтересованы в достижении общих целей;
- многие не только избегают ответственности, но, напротив, стремятся к ней;
- способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только избранным руководителям;
- поощрение является наилучшим способом для того, чтобы вдохновить людей на выполнение задач, стоящих перед организацией.
Р. Лайкерт пишет о четырех стилях:
- эксплуататорски-авторитарном;
- благосклонно-авторитарном;
- консультативно-демократичном;
- основанном на участии.
Р. Херси и К. Бланшар считают, что стили руководства определяются «зрелостью» исполнителей: их желанием достичь поставленных целей, образованием и опытом, готовностью нести ответственность за свое поведение. В соответствии с этим они выделяют четыре стиля:
- указания: когда исполнители незрелые, заметна высокая ориентация на задачу и низкая — на взаимоотношения;
- продажи: когда уровень зрелости исполнителей средний, и они ориентированы на задачу и на взаимоотношения;
- ориентации на участие в принятии решений: когда зрелость исполнителей можно охарактеризовать как умеренно высокую, ориентация на взаимоотношения высокая, а на задачу - низкая;
- делегирования: когда уровень зрелости исполнителей высокий, а вот ориентация на задачи и взаимоотношения низкая[29].
Американские исследователи Р. Хаус и Т. Митчелл выделили четыре типа руководства:
- поддерживающее руководство: дружеское отношение руководителя к подчиненным, интерес к их потребностям и статусу;
- директивное руководство: четкая регламентация действий подчиненных, контроль за выполнением задания;
- разделяемое руководство: стремление консультироваться с подчиненными и учитывать их предложения;
- руководство, ориентированное на достижение: акцент на высококачественное выполнение задания.
Классификация стилей руководства и их анализ необходим для разработки рекомендаций, с помощью которых руководитель может выбирать свой индивидуальный стиль и управлять им.
В современном, быстро меняющемся мире имеют место и другие стили управления. Например, можно выделить «ситуативный стиль» управления, который гибко учитывает уровень психологического развития коллектива подчиненных. Также популярным и эффективным является «новаторско-аналитический стиль», благодаря которому организация способна выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции. Данному стилю свойственны огромное количество новаторских идей, энергичность, чуткость к новым идеям и информации[30].
По мнению большинства зарубежных специалистов эффективным стилем управления является «партисипативный (соучаствующий) стиль» управления, которому присущи такие качества как: регулярные совещания руководителя с подчиненными, открытость в отношениях между руководителем и подчиненными, вовлечение подчиненных в разработку и принятие организационных решений; передача руководителем ряда полномочий и прав подчиненным, участие рядовых работников, как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений, создание особых групп, наделенных правом самостоятельного принятия решений (например, «групп контроля качества»)[31].
Выбор стиля управления напрямую связан с личностью менеджера. Так, по характеру действий руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные менеджеры относятся к либералам. По отношению к использованию власти их делят на унитаристов и плюралистов. Первый тип сосредотачивает власть в своих руках, использует авторитарный стиль руководства. Второй — объединяет своё мнение с чужим для достижения цели, практикует демократический стиль.
Формирование стиля руководства напрямую связано с таким понятием в психологии как «индивидуальный стиль деятельности».
По мнению Е.А. Климова наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля деятельности (в том числе и руководства коллективом как вида деятельности) можно считать следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям[32].
Наиболее общая структура индивидуального стиля сводится к следующему:
1) ядро индивидуального стиля (особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы; обеспечивают первый приспособительный эффект и определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой);
Среди особенностей деятельности, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории:
- особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке (обозначим их литерой «А»);
- особенности, противодействующие успеху («Б»). При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т.е. одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом - в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований.
2) пристройка к ядру деятельности (особенности деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных).
Среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две их категории:
- особенности, имеющие компенсаторное значение («В»);
- особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).
Таким образом, стиль тем в большей степени сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается не скомпенсированных особенностей категории «Б»[33].
3.2 Стили руководства в классификации К. Левина
Все же наиболее популярной и распространенной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947г.г.). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью.
Согласно ей выделяются автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений.
Авторитарный стиль подразумевает жесткое руководство - распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия[34].
Для этого стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи[35].
Связи между участниками сводятся руководителем до минимума, так чтобы они осуществлялись только через его посредничество или при его наблюдении. Руководитель при необходимости разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах и критике придерживается только своего мнения.
К преимуществам данного стиля относятся: осуществление полного контроля работы в целом, что дает возможность лучшей координации деятельности; относительно короткое время для принятия решения; определяет полную и четкую ответственность; сотрудники действуют в соответствии с определенными процедурами и выполняют задачи, без обсуждения, значительно сокращая продолжительность этих задач.
К недостаткам данного стиля следует отнести: снятие ответственности с подчиненных; в незначительной степени используются знания и навыки подчиненных; уменьшает инициативность и творчество сотрудников; требует постоянного мониторинга и конкретики задач; не способствует участия подчиненных в выполнении заданий.
Такой стиль избирается руководством сильно бюрократизированных структур или организаций малого бизнеса со значительной концентрацией власти в руках одного лишь лица - предпринимателя.
В отличие от авторитарного, демократический стиль основан на предположении, что работник готов посвятить свои знания и энергию для целей, которые он считает своими, и при соответствующих условиях может ответственно и творчески решать проблемы организации. В демократическом стиле подчиненные имеют право участвовать в принятии решений. Руководитель устанавливает цель действия, в результате чего работникам предоставляется возможность свободы действий в выборе путей реализации этих задач. Это создает благоприятные условия для выражения собственной инициативе. Кроме того, развивается чувство ответственности за часть работы. Управление в демократическом стиле характеризуется доверием, благодаря чему повышается общая удовлетворенность персонала сделанной работой, а также дух (пыл) сотрудников и авторитет руководителя[36].
Руководителя – демократа можно определить по чертам поведения присущих ему: он не только объясняет рабочей группе свои намерения и поведение, но пытается быть одобренным группой до начала внедрения собственных идей; обсуждает важные вопросы; призывает сотрудников, чтобы они высказали свои идеи и мысли; реализует предложения, выдвинутые сотрудниками; стимулирует развитие социальных и профессиональных качеств подчиненных; находит время, чтобы выслушать сотрудников[37].
Демократический стиль применим при следующих условиях: при стабильном, устоявшемся коллективе; при высокой квалификации работников; при наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников, даже если их немного; при неэкстремальных производственных условиях и др[38].