Файл: Модель «управленческой решетки» как инструмент для лидерства в ООО "Зодиак".pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ БЛЕЙКА-МОУТОНА
1.1. Стили лидерства и практические навыки менеджера
1.2. Модель и способы использования стилей управления Блейка и Моутона
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ БЛЕЙКА-МОУТОНА И СТИЛИ ЛИДЕРСТВА ФИРМЫ ООО «ЗОДИАК»
2.1. Анализ деятельности ООО «Зодиак»
2.2. Лидерство и стиль руководства туристической фирмы «Зодиак»
ВВЕДЕНИЕ
В текущий период в Российской федерации при наличии различных форм собственности и прогрессе рыночных отношений, возникновении конкурентной борьбы и повышении неопределенности в отсутствии продуманной профессиональной стратегии, в отсутствии учета альтернативных вариантов развития не обойтись. Многое пребывает в зависимости от правильного представления отличительных черт современных рыночных отношений в сфере труда. Фирма обязана занимать активную позицию в исследовании спроса и предложения квалифицированной рабочей силе, реализовывать подбор новых сотрудников и в то же время приспосабливать личные кадровые ресурсы к повышенным требованиям через механизмы обучения и активные организационные перестройки. В конкурентной борьбе за ценный кадровый состав все большее значение принимают компетентность, высокоинтеллектуальный и творческий потенциал, а кроме того предпринимательские способности работников.
В настоящее время обстановка сильно меняется. Работать доводится в новой обстановке, для которой свойственна жесткая конкурентная борьба в абсолютно всех её проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности каждой компании все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых требований, среди которых стремительная реакция на спрос и соперничество за потребителя. Высокий динамизм коммерческой деятельности вынуждает любого сотрудника регулярно следить за повышением собственной квалификации, а обучение персонала в условиях рыночной экономики значительно отличается от подготовки сотрудников в бывших отраслевых институтах повышения квалификации. Существенно усложняется система мотивации и стимулирования сотрудников, в первую очередь, в целом в связи с приемом на службу согласно краткосрочным контрактам, выдвижением разных предварительных обстоятельств (в том числе испытательного срока). Все без исключения эти трудности приходится регулировать на фоне политической нестабильности и масштабной безработицы, которые проявляют все без исключения возрастающие давления трудовые коллективы[1].
Логика борьбы за выживание в условиях остро конкурентного рынка вынуждает менеджеров коренным образом менять свою стратегию. Становится превалирующей точка зрения, что решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим в разнообразных формах происходит движение к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов. К ее основным чертам относится ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации, гибкость организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства.
Руководители предприятий должны осознать необходимость отказа от традиционной политики управления, основанной на авторитарных принципах, и перехода к политике управления человеческими ресурсами, формирования новой организационной культуры, ориентированной на человека и предусматривающей максимальную вовлеченность персонала в деле фирмы, поощрение инициативы и самодисциплины[2].
До недавнего времени роль человеческих ресурсов в стратегическом планировании, в основном, игнорировалась. При быстрых нынешних изменениях в технологии, наряду с экономическим давлением и снижением производительности труда, все больше и больше компаний начинает интегрировать свое управление человеческими ресурсами с определением долгосрочной стратегии.
Анализируя тенденции работы в ближайшем будущем, можно увидеть, что в выполнении функций руководства все большее значение приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы, такие как планирование, повышение квалификации, администрирование[3].
На протяжении десятилетий в отечественной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла становились производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения. Сейчас положение меняется диаметрально. Менеджмент становится основой для все более эффективного использования ресурсов предприятия – одного из важнейших источников процветания любой фирмы.
Целью курсовой работы является изучение модели «управленческой решетки» как инструмента для лидерства в организации.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Зодиак».
Предмет исследования – применение управленческой решетки Блейка-Моутона как инструмента лидерства на данном предприятии.
Задачи:
- изучить концепцию управленческой решетки Блейка-Моутона;
- изучить модель и способы использования стилей управления Блейка и Моутона;
- изучить стили лидерства и практические навыки менеджера;
- дать общую характеристику деятельности общества с ограниченной ответственностью «Зодиак»;
- выявить стиль лидерства, соответствующий данной организации.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ РЕШЕТКИ БЛЕЙКА-МОУТОНА
1.1. Стили лидерства и практические навыки менеджера
Стиль руководства – подход к делу, манера работать, совокупность приемов использования тех или иных организационных и мотивационных средств, свойственных какому – либо органу, работнику. Стиль руководства в большей степени определяется характером, специфическими особенностями деятельности, которой занимается тот или иной орган или должностное лицо. Стиль работы во многом определяется и зависит от личных качеств, психологических особенностей, уровня подготовленности работников, наличия у них необходимых навыков и опыта работы[4].
Стили могут классифицироваться по следующим критериям[5].
1. Критерий участия исполнителей в управлении:
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют);
- демократический (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);
- нейтральный (или анархический).
Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т. д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы управления.
Авторитарный стиль (директивный) характеризуется преимущественным использованием командных методов управления, ориентацией на задачу, централизацией полномочий, единоличностью в решениях, подавлением инициативы, жестким контролем. Данному стилю присущи отсутствие гласности, предпочтение наказаниям, нетерпимость к критике, устранение неугодных, грубость в общении с подчиненными.
В представленных характеристиках видны отличия стилей управления. При этом отличительные особенности демократического стиля неминуемо должны быть более заманчивыми для руководителей. Но неоспоримые плюсы демократического стиля управления совершенно не означают, что авторитарный стиль необходимо списать в архив. Проведенные исследования стилей управления конкретной связи между эффективностью деятельность группы и тем либо иным стилем управления не выявили: и демократический, и авторитарный стили предоставляют приблизительно одинаковые показатели продуктивности.
В итоге возобладал так называемый ситуационный подход: нет управленческих решений, годных на все случаи жизни; все зависит от конкретной ситуации, определяемой в свою очередь, множеством самых разнообразных факторов. В их числе: условия деятельности группы, характер решаемых задач, квалификация исполнителей, продолжительность совместной работы и т. д.
Использование авторитарного стиля управления вполне уместно при наличии двух условий:
- этого требует производственная обстановка;
- общество по собственной воле и охотно дает согласие на авторитарные методы управления.
Положительными сторонами рассматриваемого стиля считаются:
- предоставление четкости и оперативности управления;
- формирование целостности управленческих действий с целью достижения поставленных целей;
- минимизирование времени принятия решений (в небольших организациях обеспечение стремительной реакции на перемены внешних обстоятельств);
- не требует специальных материальных затрат;
- в «молодых», недавно сформированных деловых группах дает возможность успешно (быстрее) совладать с проблемами развития.
К числу недостатков авторитарного стиля управления необходимо отнести:
- подавление (неиспользование) инициативы, креативного потенциала исполнителей;
- недостаток эффективных стимулов работы;
- большая система контролирования и обюрокрачивания членов деловой группы;
- низкая удовлетворенность собственной работой;
- высокая степень зависимости деятельность группы от непрерывного волевого прессинга управляющего.
Преодолеть эти недостатки позволяют экономические и социально-психологические методы управления, свойственные демократическому стилю руководства. Этот стиль позволяет:
- стимулировать проявление инициативы, раскрыть творческий потенциал исполнителей;
- успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
- эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда;
- осуществить включение психологических механизмов трудовой мотивации;
- повысить удовлетворенность своим трудом;
- создать благоприятный климат в коллективе и т. д.
Необходимо иметь в виду, что демократический стиль руководства имеет максимальную эффективность в стабильном, устоявшемся коллективе, с высокой квалификацией работников; при наличии активных, инициативных, неординарно думающих и действующих членов группы (пусть даже и в небольшом числе) и высокой мотивации сотрудников. Демократический стиль применим в экстремальных производственных условиях, с целью стимулирования инициативы сотрудников, раскрытия способности реализации инновационных действий, формирования подходящего эмоционального климата.
Концепция типовых стилей руководства включает в себя и третий - нейтральный, или попустительский. Этот стиль характеризуется типичными чертами: уходом от принятия стратегически важных решений; предоставлением делам возможности идти своим чередом; незначительным контролем ситуации и использованием коллективного способа принятия решений для ухода от ответственности; равнодушие к критике; безразличие к окружению и др.
2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления[6]:
- управление через инновацию (разработка инновации – как руководящее задание);
- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);
3. Критерий преимущественной ориентации[7]:
- слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала;
- управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;
- клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач;
- управление по среднему пути – достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда;
- сильное управление - идеальный стиль.
Рассмотрим основные навыки, необходимые менеджеру.
Менеджер - это стратег. Он обязан отыскать способ для того, чтобы любой работник трудился предельно эффективно. Главное - итог, а для того, чтобы его получить, требуется серьезная мотивация. Как её достичь и объяснить сотрудникам, чего от них ожидают - задача менеджера. Для этого он самостоятельно обязан понять сущность инновации и стратегию собственной фирмы.
Для менеджера наиболее важными качествами являются высокая работоспособность, организаторские способности и умение принимать решения. Менеджер должен обладать такими качествами, как эффективность взаимодействия с людьми, инициативность и креативность.
Данный профессионал обязан уметь находить высококлассных сотрудников, поддерживать их, стимулировать их развитие и направлять позитивные качества работников компании на достижение единых целей фирмы. Этому будут способствовать приведённые далее навыки менеджера.
Он обязан уметь разбираться в людях. От умения менеджера определять в человеке наличие качеств, требуемых для достижения целей фирмы, во многом зависит продуктивность работы абсолютно всех отделов компании.
Юридические навыки менеджера также являются одним из важнейших его умений. Знание законодательства позволит принимать юридически грамотные решения.
Менеджер должен быть ответственным. Чувство ответственности за результаты своей работы – важнейшее качество, пожалуй, всех специалистов, независимо от их профессии.