Файл: Анализ методик диагностики самоэффективности(Анализ методик диагностики самоэффективности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент времени тенденция психологии складывается таким образом, что проблемы, связанные со слабостью личности человека рассматриваются в рамках направления развития ее потенциала. Иными словами, слабости как таковой больше не существует – существуют точки роста. Развитие личности может осуществляться только с условием построения соответствующей цели. В данной связи важным аспектом становится поиск внутреннего ресурса, при помощи которого индивид сможет обеспечивать свою жизнедеятельность на должном уровне.
Все это приводит к необходимости правильной и рациональной оценке субъектом своих сил, способностей и возможностей, а также адекватному прогнозу будущих результатов проведенной деятельности. Отношение субъекта к самому себе в рамках выполняемой деятельности рассматривается в поле исследования феномена самоэффективности личности. Само понятие самоэффективности личности располагается в когнитивной и эмоциональной областях. Наибольшую популярность исследование самоэффективности снискало за рубежом, что отражается в трудах таких известных психологов, как А.Бандура, Д.Зиглер, Д.Сервон и др. Говоря о вкладе в раскрытие исследуемого понятие, нельзя не затронуть таких авторов, как Р.Кричевский, М.Чистова, Т.Маланьина и т.д.
Актуальность представленной курсовой работы состоит в том, что все большее количество людей начинает задумываться над смысловым содержанием своей жизни и стремится к успеху во всех сферах собственной жизнедеятельности. На успех оказывает влияние не только череда благоприятных случайных событий, главным образом он состоит из собственных действий. И сейчас как никогда современный человек понимает, что от его усилий будет зависеть его будущее, а не от высших иррациональных сил.
Объект исследования – самоэффективность личности.
Предмет исследования – методики диагностики самоэффективности личности. Цель работы – анализ действующих методик, направленных на выявление степени самоэффективности личности. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть феномен самоэффективности личности с теоретической точки зрения; - проследить связь между самоэффективностью личности и другими психологическими конструктами; - описать несколько существующих методик диагностики саомэффективности.
В ходе работы были использованы следующие методы: описание, анализ, сравнение. В первой теоретической главе рассмотрены истоки понятия самоэффективность и его значение в жизни человека. В практической части работы (2 главе) приводятся в пример некоторые методики диагностики самоэффективности личности, сопровождаясь кратким анализом к каждой из них.
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ
1.1 Понятие самоэффективности
Изучение самоэффективности в качестве отдельного психологического явления пришлось на середину двадцатого столетия. Здесь следует оговориться, что изучение феномена производилось фактически, тогда, как само понятие закрепилось в психологии некоторое время спустя благодаря работам ученых по имени Р. Уайд и Р. Де Чармс.
В период 50-60-х гг. 20 века фактическим исследованием самоэффективности занимался небезызвестный Альберт Бандура, к заслугам которого относится разработка социально-когнитивной теории, в соответствии с которой значительная роль отводится когнитивным и личностным факторам в вопросе развития человека. Так, следуя теории Бандуры, человек сам активизирует ответы на стимулы. Иными словами ученый говорил о том, что поведенческая реакция человека не представляет собой автоматизированный ответ на внешние раздражители. К числу других открытий Бандуры относится введение понятия промежуточной переменной в рамках классической схему бихевиористов «стимул-реакция», которой и выступили когнитивные процессы личности [12].
Концепция собственно самоэффективности была предложена Бандурой в 70-х. В 1977 году он выпустил статью под названием «Самоэффективность: по направлению к общей теории изменения поведения». Альберт в данной статье дает следующее определение понятия самоэффективности: «Ожидание эффективности представляет собой убеждение в том, что индивидуум способен успешно осуществлять поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов». [12]
Бандура говорил также о том, что важно разделять по смыслу понятия «ожидание эффективности» и «ожидание результатов». Обоснованием данного распределения является тот факт, что человек может ожидать какой-либо результат и при этом совершенно не верить в то, что ему хватит сил на выполнение определенных действий (рис.1).
Рис. 1. Схематическое представление различий между ожиданием эффективности и ожиданием результата
Понимание механизма самоэффективности строится вокруг веры индивида в собственные силы и способности, которые помогают ему совершить какие-либо действия на пути к цели. Таким образом, самоэффективность в определенной мере составляет мотивационный компонент. При этом, ни ожидание успеха, ни привлекательность потенциального результата не являются достаточными для того, чтобы запустить мотивацию индивида в должной мере.
Теория, разработанная Альбертом Бандурой, подразумевает наличие у самоэффективности трех свойств, которые в совокупности влияют на поведение субъекта в той или иной мере: 1. Уровень. Описывает представления человека о своей способности справляться с одной и той же деятельностью при разных степенях ее сложности. Например, ученик может решить одно уравнение, но не справляется с системой двух уравнений.
2. Сила. Характеризует степень уверенности человека в том, что он может справиться с той или иной деятельностью, выполнить стоящие перед ним задачи. Сила проявляется также в устойчивости своей уверенности в собственную эффективность, несмотря на негативный прошлый опыт. По мнению Бандуры, слабые ожидания эффективности исчезнут в случае неуспеха, тогда как сильная самоэффективность стимулирует продолжение деятельности, несмотря на возникшие трудности [18]. 3. Обобщенность (широта). Показывает, как переносятся убеждения в собственной эффективности, сформированной в одной сфере деятельности, на другие. Альберт Бандура выделяет три уровня обобщенности: узкий (характеризует самоэффективность в конкретном задании и в конкретных условиях), средний (в совокупности заданий из одной сферы деятельности), глобальный (характеризует убеждение в личной эффективности независимо от области деятельности и ситуации). Соответственно самоэффективность может различаться в разных видах деятельности, поэтому измерение обобщенной личностной эффективности не предсказывает уровень достижений в конкретных видах деятельности.
В качестве личностного конструкта самоэффективность принято рассматривать в соответствии с шестью главными характеристиками: а) оценивание индивидом собственных сил и способностей, необходимых для достижения какой-либо цели. Самоэффективность не равно черта личности; б) самоэффектвиность не является общей характеристикой субъекта, так как она носит не глобальный, а применительный характер. Рассуждая о самоэффективности, мы не можем сказать, что индивид через нее оценивает собственную личность в целом. В отличие, скажем, от самоуважения, самоэффективность имеет отношение к вполне конкретной ситуации, связанной с определенной задачей;
в) на степень самоэффективности влияет большое количество факторов. Иными слома, самоэффективность – контекстный конструкт;
г) самоэффективность подлежит измерению при помощи критерий компетентности; д) измерение самоэффективности производится до момента решения конкретной задачи. Это связано с природой самоэффективности, которая состоит в ожидании личного мастерства; е) самоэффективность не связана с тем значением, которым субъект наделяет действия, необходимые для решения задачи. Но при этом самоэффективность подразумевает суждение индивида об этих действиях. Формирование самоэффективности происходит в течение всей жизни человека и складывается при воздействии ряда факторов. В качестве источников информации о самоэффективности принято выделять следующие:
Личный опыт успеха. Характеристики: наивысшая степень влияния на собственную эффективность. Высшая точка самоэффективности достигается в случае, если достижение было получено самостоятельно, несмотря на трудности. Сложность выполненной задачи убеждает индивида в высокой оценке своих способностей. В то же время, самостоятельный успех способствует защите психики субъекта от деструктивных реакций на возможные неудачи и неблагоприятные исходы задач. При этом, напротив, частое переживание неудач ведет подрыву самоэффективности. Таким образом, для укрепления самоэффективности индивиду необходим опыт преодоления сложностей при помощи настойчивости, целеустремленности и усилий. Именно в этом случае индивид будет связывать успех со своими усилиями, а не везением или стечением обстоятельств. Косвенный опыт. Способствует развитию самоэффективности не только личный опыт субъекта, но также и опыт других людей, с которыми он может себя сопоставить. Особенно эффективным опыт других людей становится в том случае, когда существует некоторая неопределенность собственной самоэффективности. Важным условием является ассоциация субъекта с «моделями», то есть близкими по возможностям субъектами. При этом нередко случается так, что индивид выбирает в качестве «живой модели» кого-то, что очень отличается от него самого и стремится подражать этому человеку. В таком случае наиболее эффективным будет подражание сразу нескольким разным моделям, за счет чего человек сможет выработать свой собственный путь.
Вербальные убеждения. Данный способ развития самоэффективности является наиболее легким и доступным. Под вербальным воздействием понимается словесное убеждение человека в том, что он способен на решение какой-либо задачи.
К средствам вербального убеждения принято относить следующие:
- внушение; - увещевание; - обратная связь; - самовнушение. Следует отметить, что вербальные убеждения в целом показывают более низкую степень эффективности, если мы будем сравнивать ее с другими источниками. Это связано с тем, что мотивационное действие, которое оказывают слова в любой форме, имеют временный успех и достаточно слабое воздействие. В случае же, если мы будем внушать человеку необходимость действий на пути к решению задачи, это, напротив, может понизить его самоэффективность. Стоит также отметить, что слова убеждающего могут расходится с действительностью для субъекта в силу элементарно разного опыта. В такой ситуации будет подрываться не только самоэффективность, но и авторитет убеждающего. Немаловажную роль в вопросе вербальных убеждений играет уровень доверия к убеждающему. Так, по результатам различных исследований, было выявлено, что самую высокую степень укрепления самоэффективности показывают позитивные примеры успеха, сопровождающиеся одобрением и похвалой. [10] Эмоциональные и физиологические реакции. Данный инструмент может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на оценку индивидом своих способностей. Позитивным оно будет в том случае, если реакция будет спокойной либо на подъеме. Негативным влияние будет, если присутствуют реакции тревоги, страха и заторможенности. Людям гораздо легче решать задачи и идти навстречу своим целям тогда, когда они чувствуют спокойствие или эмоциональный подъем. При этом, вероятность успеха также будет значительно выше. Любопытно, что одним из критериев, по которому субъект судит о самоэффективности – это эмоциональное напряжение, которое он испытывает в процессе решения задачи или непосредственно перед этим.
Итак, самоэффектвиность представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, образующих комплекс, направленный на самоубеждение индивида в собственных способностях, необходимых для решения какой-либо задачи. Этот процесс производится за счет ментальной обработки источников формирования самоэффективности. Эти источники «путешествуют» по нескольким стадиям обработки, в числе которых:
- когнитивная обработка; - оценка; - интеграция. [2]
1.2 Значение самоэффективности в жизни индивида
Самоэффективность входит в число психологических феноменов, которые оказывают значительное влияние на жизнь человека. Одним из прямых направлений воздействия самоэффективности является мотивация и все ее компоненты – цели, настойчивость, эмоции, усилия, жизнестойкость и др. [21] Люди, обладающие высоким уровнем самоэффективности, ставят перед собой адекватные цели умеренного уровня сложности, в то время как люди с равным уровнем способностей, но с низким уровнем самоэффективности предпочитают цели низкого уровня сложности. Постановка адекватных целей способствует укреплению самоэффективности в процессе их достижения. В исследовании А. Бандуры и Д. Шанка, выполненном на материале усвоения детьми математических знаний в процессе самообучения, было показано, что постановка в меру трудных локальных подцелей способствует повышению качества решения математических задач и повышению уровня самоэффективности. Бандура выделяет следующие особенности оптимально постав- ленных целей [18]: 1. Конкретность и ясность.
2. Близость в пространстве и времени.
3. Трудновыполнимость в сочетании с достижимостью.
4. Самостоятельный выбор целей. 5. Локальность (поэтапность).
Итак, мы видим прочную взаимосвязь между целеполаганием и самоэффективностью. Эта связь работает следующим образом: адекватным рациональным задачам способствует самоэффективность, при этом уровень уверенности в собственных силах возрастает. Самоэффективность оказывает воздействие не только на постановку целей, но и на такие качества, как настойчивость и жизнестойкость. В случае, если индивид полагает, что его способности не позволят ему добиться успеха, он также и визуализирует себе провальный результат. При такой ситуации и старания индивида будут находиться на самой низкой планке. В то же время субъект, который верит в свой успех, имеет и высокие показатели самоэффективности, усилия таких людей будут распределяться рационально и равномерно.