Файл: Гендерные различия и особенности проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования курсовой работы. На протяжении многих лет вопросом гендеpной психологии, занимались в основном зарубежные ученые. Отечественные ученые начали вносить вклад в данную отрасль психологии только с 1960-х годов. Одним из первых исследователей был Б. Г.Ананьев, написавший работу, в которой он выделил глобальные различия между мужчиной и женщиной. А. А. Бодалев [13], В.А. Лосенков , В. Н. Куницына и многие другие разрабатывали различные аспекты гендеpных различий.

Гендеpная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (т.е. иерархией).

Профессиональные стрессы могут накладывать личностные переживания, что приводит к кумулятивному эффекту. Самыми опасными и стрессогенными профессиями в современном обществе считаются спасатель, пожарный, полицейский, летчик. Для успешной профессиональной деятельности необходимо иметь представление о преодолении стресса с помощью различных способов.

Цель исследования – проанализировать гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Объект исследования – личность, подверженная деформации стрессового типа.

Предмет исследования - особенности профессионального стресса в деятельности в зависимости от пола.

Описание выборки: в исследовании приняли участие 40 сотруденов АО «Тендер» (Магинат).

Гипотеза исследования: подверженность профессиональному стрессу и психическое истощение в профессиональной деятельности менеджеров во многом определятся их личностными характеристиками (эмоциональная устойчивость, уровень тревожности, влиятельность, коммуникативные свойства) и по-разному проявляется в деятельности сотрудников в зависимости от пола.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме профессионального стресса;
  2. Проанализировать особенности гендерных различий проявления профессионального стресса;
  3. С помощью эмпирического исследования выявить гендерные различия проявлений профессионального стресса;
  4. На основе полученных данных разработать практические рекомендации по развитию личностных характеристик, снижающих уровень профессионального стресса.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по проблемам профессионального стресса и особенностям деятельности менеджеров.
  2. Эмпирические методы: психодиагностический метод:
  • «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко);
  • «Определение психического выгорания» (А.А. Рукавишников)
  • «16-факторный опросник» Кеттелла (форма С)
  1. Методы количественной и качественной обработки данных (анализ средних величин).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального стресса и Гендерных различий проявления профессионального стресса

1.1.Сущность стресса как составляющие профессиональной деформации

Анализ научных исследований и трудов отечественных и зарубежных психологов позволяет определить основные факторы влияющие на стрессоустойчивость (К.Маслач, Б. Перлман и Е. Хартман, А.Пайне, К.Кондо, Е.П.Ильин, Н.В. Андрущенко, Е.Г.Чугина, О.В. Крапивина и др.):

- личностный, при котором этот синдром определяют индивидуальнопсихологические свойства индивида;

- организационный, фокусирующий свое внимание на аспектах рабочей среды: многочасовом характере работы, монотонности и однообразии, нечетких требованиях к содержанию, несоответствии характера руководства содержанию работы, отсутствии возможности профессионального роста;

- ролевой, реализующийся в ролевой 19 формируется в детстве (3-5 лет) и остается достаточно устойчивым на протяжении всей жизни [2].

Личностные характеристики, провоцирующие выгорание, В.И. Орел называет «катализаторами», а тормозящие его процесс – «ингибиторами» выгорания [5].

Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональной неустойчивости, Х. Дж. Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жѐсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж [6].


М. Фридман, Р. Розенман описали тип личности «А», который, по мнению авторов, отличается высоким субъективным значением профессиональной деятельности в совокупности с низким уровнем устойчивости к стрессу и фрустрации, сочетающийся с высоким темпом жизни, склонностью к лидерству, признанию и сорвеновательности, и даже агрессивности. Сюда также можно добавить и высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, и стремление к совершенству, и связанную с этим неудовлетворѐнность эффективностью своей деятельности, в сочетании с отсутствием социальной поддержки. Вышесказанное позволяет отнести тип «А» к группе риска быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Отсюда следует повышение риска развития коронарных заболеваний и других психосоматичесикх расстройств на фоне неблагоприятных последствий такого типа поведения [4].

В трудах отечественных исследователей также можно проследить самые различные корреляции индивидуально-психологических характеристик с показателями синдрома эмоционального выгорания. Так, на основании проведенных С. Иевлевой и Т. Шаталовой исследований выявлена взаимосвязь 20 трех типов акцентуаций характера с развитием феномена эмоционального выгорания [21].

Профессиональная деформация — это, по сути, любое изменение личности и закрепление за ней определенных черт под влиянием профессиональной деятельности. Такая деформация не несет каких-то опасных последствий для человека. Для анализа профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы мы рассмотрим в первую очередь те психологические аспекты данного явления, которые оказывают на личность сотрудника и его профессиональную эффективность наиболее негативное влияние. [2.C.16]

В связи с этим, по нашему мнению, профессиональная деформация рассматривается как процесс и результат изменений в личности сотрудника, основной причиной которых является влияние характера и условий профессиональной деятельности, а итогом - снижение личного и профессионального благополучия сотрудника (эффективности, безопасности и других характеристик деятельности). [3.C.135]

В переводе с латинского слово «deformatio» обозначает искажение, обезображивание, в русском языке эти слова имеют негативный оттенок.

Профессиональная деформация представляет собой теневую сторону формирования и развития человека. Это дань, которую платит сотрудник за профессиональную специализацию, максимальный уровень притязаний, страстную увлеченность деятельностью. [8.C.116]


Профессиональная деформация имеет свою структуру, выделяют также различные виды профессиональной деформации. В структуре профессиональной деформации выделяют скорость, широту, глубину и степень.

Скорость профессиональной деформации индивидуальна для каждого человека и зависит как от личностных особенностей, так и от факторов среды. Темпы деформаций несколько возрастают после двух лет и значительно увеличиваются после пяти лет службы, например, в должности сотрудников оперативного и воспитательного отделов исправительного учреждения. Явные признаки деформации отмечаются у значительной части сотрудников, прослуживших свыше десяти лет. Более глубокая деформация наступает в последующий период службы - после десяти лет работы. Однако эти цифры можно считать условными, так как скорость деформации зависит от того, насколько человек предрасположен к ее возникновению, а предшествующей деятельностью была подготовлена почва для негативных изменений. Проведенные исследования показывают, что выпускники средних и высших учебных заведений, готовящих специалистов для исправительной системы, приходят в практические органы с уже имеющимися признаками деформации той или иной степени. [5.C.22]

Широта деформации характеризуется наличием тех или иных видов негативных изменений, а также поражением сфер личности: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой.

Глубина деформации показывает, насколько возможна коррекция негативных изменений от начальной стадии деформации до проявления комплекса социально-профессиональной неадекватности личности сотрудника уголовно-исполнительной системы и последующей ее деградации, когда профилактические и коррекционные мероприятия неэффективны.[7.C.74]

Степень (уровень) деформации является комплексным показателем, включающим в себя названные характеристики.

Условно можно выделить следующие этапы развития деформации личности:

  • начальный - использование сотрудниками нецензурных выражений, жаргона и специфических приемов общения;
  • первый промежуточный - изменение потребностей, мотивационной, ценностной структур личности; усвоение образа мыслей криминальной среды, начальные изменения в психическом и физическом состоянии личности;
  • средний - деформация интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности;
  • второй промежуточный - перенимание криминальной среды, существенные изменения в психическом и физическом состоянии личности;
  • конечный - профессиональная непригодность и комплекс социально-профессиональной неадекватности личности.

1.2. Гендерные различия проявлений профессионального стресса. Последствия профессионального стресса

В гендеpной психологии при анализе проблем полового разделения делается акцент на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства. Современная психология разводит понятия пол и гендеp.

Понятие «гендеp» появилось только в 60 – 70-х гг. ХХ века. До этого времени различия между мужчинами и женщинами (в том числе социальные) не являлись предметом эмпирических исследований. С. Бем [10, с. 94] определяет гендеp как социальный пол, предписывающий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается другими людьми. Возникновение данного термина, а также появление новых исследований в области гендеpной психологии, свидетельствуют о возросшем интересе ученых именно к различиям в социальных ролях. Когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то используют термины "пол" и "половой диморфизм". Когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли личности, то речь идет о гендеpе, гендеpных различиях.

Сейчас одной из актуальных тем является тема гендеpной идентичности, то есть разделения на группы с типами гендеpной идентичности «феминность», «маскулинность», «андрогинность». Этим вопросом занимались С.Бем, Д. Гилмор, Д. Спенс, И. Кон, Р. Сарсембаева, С. Ушакин и многие другие. Маскулинность, феминность, андрогинность — генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов.

Фемининный тип гендеpной идентичности предписывает человеку быть заботливым, эмоциональным, чувствительным к интересам и проблемам других людей. Личности с преобладанием фемининных признаков в социальной жизни больше ориентированы на качество жизни, нежели те, у кого преобладают маскулинные признаки. Маскулинный тип гендеpной идентичности требует от человека активности, агрессивности, доминирования, амбициозности.

Показателями доминирования маскулинности в социуме являются такие ценности, как социальный статус, имидж, профессиональный и материальный успех. У людей с андрогинным типом гендеpной идентичности одновременно присутствуют маскулинные и фемининные признаки, не всегда в равной степени. Е.П.Ильин [21] считает, что в зависимости от степени выраженности фемининности, маскулинности, андрогинности личность может иметь склонность к разным профессиям, а также в процессе овладения профессией могут развиваться те фемининные, маскулинные, андрогинные качества, которые необходимы личности для успешной профессиональной деятельности. В современных условиях многие профессии несут в себе различные стрессы.