Файл: Гендерные различия и особенности проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стресс синдромы — это негативные последствия взаимодействия личности труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях (Водопьянова Н.Е.) под воздействием разнообразных стресс-факторов. [14.C.22]

Стресс-синдромы проявляются в профессиональной деятельности как устойчивые проявления стрессового реагирования в типичных профессионально - трудных и стрессовых ситуациях.

Исследование синдромов профессионального стресса направлено на выявление нарушений в психической деятельности человека, а также выявление психических состояний, возникающих вследствие повышенного напряжения и затруднений в профессиональной деятельности.

Выделяют регуляторный подход к изучению стресса. При этом подходе анализируются симптомы стресса, которые проявляются в разных формах негативных функциональных состояний. Стресс-синдромы рассматривают как устойчивые неблагоприятные функциональные состояния. Возникают они в процессе работы и влияют на эффективность деятельности работающего человека. Как стресс-синдромы изучаются состояния как сниженной, так и повышенной активности, и работоспособности. Например, тревога, утомление, апатия, состояние монотонии, состояния депрессии, агрессии, фрустрация и другие (Леонова А. Б.). [20.C.108]

Стресс-синдромы в настоящее время в рамках психологической теории стресса изучаются не только как состояния (кратковременные или постоянные), но и как устойчивые личностные изменения. К личностным изменениям можно отнести специфические особенности поведения в профессиональной деятельности в виде профессиональных деформаций.

Таким образом, стресс-синдромы — это формы стрессового реагирования на трудные обстоятельства. Начинаются они с возникновения «острых» стрессовых состояний. По мере того, как эти состояния становятся хроническими, начинают формироваться устойчивые личностные негативные изменения и деформации. Эти деформации вызывают разные патологические изменения в личностной сфере, поведенческой и профессиональной.[5.C.36]

Синдромы профессионального стресса в настоящее время также анализируют с позиции системного подхода. Системный предполагает анализ:

  1. причин стресса, связанных с особенностями профессиональной деятельности;
  2. признаков и симптомов стресса; особенностей развития острых и хронических стрессовых состояний;
  3. негативные последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций (Водопьянова Н. Е.) [13.C.32]

В рамках системного подхода выделяют несколько уровней в описании синдромов стресса профессиональной деятельности:

Первый уровень.

Описывает особенности субъективного восприятия отдельных стресс­факторов или стрессовых ситуаций. Эти ситуации воспринимаются как трудные для успешного выполнения профессиональной деятельности и сопровождаются негативными переживаниями. Симптомы стрессового реагирования могут проявляться в когнитивной, ценностно - мотивационной и эмоциональной сферах. [5]

Второй уровень.

Описывает симптомы переживаний профессионального стресса, в виде выраженных стрессовых или пост-стрессовых состояний (например,

состояния сниженной работоспособности, монотония, напряженность, утомление). По мнению А. Б. Леоновой, психическое состояние является во многом отражением потенциала внутренних ресурсов человека, который необходим для выполнения работы в текущей ситуации. Другие исследователи отмечают (Л. В. Куликов), что часто стрессовое состояние определяется личностными особенностями человека, типом личности. Личностные особенности могут быть и источниками стресса, и качествами, углубляющими стрессовое состояние, вызванное иными причинами. Таким образом, личностные особенности способны усиливать развитие субъективного (эндогенного) стресса. Субъективная оценка личностью ситуации усиливает негативные функциональные состояния человека[13 ].

Третий уровень.

Описывает синдромы стресса в профессиональной деятельности, которые проявляются в виде устойчивых и поведенческих деструкций и деформаций. Профессиональные деструкции — это накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов. Деструкции в профессиональной деятельности негативно сказываются на производительности и удовлетворенности трудом, отношениях с деловыми партнерами, продуктивности самой деятельности.

Основные причины развития профессиональных деструкций (А. К. Маркова).

  • Замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;
  • Нарушения в профессиональном развитии, профессиональные конфликты;
  • Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;
  • Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития;
  • Искажение профессионального развития, появление негативных качеств;
  • Появление устойчивых деформаций личности;
  • Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или утраты трудоспособности.

В целом профессиональные деструкции и деформации (как профессионально нежелательные качества) являются следствием профессиональной дезадаптации. Профессиональные деструкции нарушают целостность личности, снижают удовлетворенность самореализацией, адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Профессиональные деструкции — это изменения, связанные с дезадаптацией к организационным и профессиональным стрессам. Эти неблагоприятные изменения в личностном развитии могут быть связаны с возрастом, физическим и нервно-психическим истощением, длительностью и многолетним стажем выполнения одной и той же трудовой деятельности. Совокупность негативных проявлений предопределяет специфику развития различных стресс-синдромов. К типичным стресс-синдромам в профессиональной деятельности относят синдром «эмоциональное истощение», синдром хронической усталости, тайм-синдром менеджера, синдром одиночества и др. [21]

Коррекция профессиональных деструкций требует глубокой личностной реконструкции. Необходимы большие усилия, как со стороны личности, так и со стороны психолога-консультанта.

Профессиональные деформации являются следствием профессионального стресса. Они нарушают целостность личности, снижают ее адаптивные способности и негативно сказываются на продуктивности деятельности. [5.C.43]

«Синдром профессионального выгорания» — это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания связано с сильным и продолжительным стрессом на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния.

Если стрессовые факторы не прекращаются, то происходит полное истощение имеющихся ресурсов и выгорание сотрудника.

При отсутствии конструктивных мер по нейтрализации хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется совокупность негативных переживаний, нарушений адаптивных способностей, которые представляют угрозу как для его личного здоровья, так и для организации в целом. Развитие профессионального стресса и выгорания сопровождается усилением защитных механизмов. В поведении работника проявляется психологическое отдаление от выполнения профессиональных обязанностей, апатия, циничность, негибкость поведения, снижению профессиональной мотивации.

Синдрома профессионального выгорания развивается в последнее время не только у представителей помогающих профессий (учителя, медицинские работники, психологи и психотерапевты, социальные работники), но и у представителей бизнеса и коммерческих структур. В последнее время признаки профессионального стресса отмечаются и у специалистов, для которых контакты с людьми минимизированы (программисты, операторы). [5.C.32]


Среди профессиональных стрессоров выделяют: строго установленный режим дня, эмоциональная насыщенность коммуникаций. У менеджеров торговых предприятий стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение с клиентами, сотрудниками длится часами, повторяется в течение многих лет.

Стресс на рабочем месте возникает из-за несоответствия между личностными ресурсами и предъявляемыми к ним требованиями. Среди личностных особенностей, которые способствуют развитию профессионального стресса выделяют: высокий уровень эмоциональной неустойчивости, высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация поведения; повышенная тревога, склонность к депрессивным реакциям, блокирование в себе негативных переживаний, негибкость поведения.

Итак, выделяют разные уровни описания стресс-синдромов:

1) уровень состояний, 2) уровень восприятия и отношения к ситуациям, 3) уровень личностных и поведенческих изменений. При системном подходе к изучению синдромов профессионального стресса необходимо изучать и учитывать симптомы развития стресс-синдромов на разных уровнях. Стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы. Чтобы снизить уровень стресса, необходимо либо изменить требования, либо увеличить ресурсы. Изменить требования в силу объективных причин очень сложно, особенно, если речь идет о младшем звене управленческой цепочки или рядовых сотрудниках организации.

Выводы:

Профессиональный стресс является разновидностью психологического стресса, для развития которого характерны три стадии общего адаптационного синдрома, выделенные Гансом Селье.

Стресс синдромы — это негативные последствия взаимодействия личности труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях, формируются под воздействием разных стресс-факторов

Выделяют разные уровни описания стресс-синдромов: уровень состояний, уровень восприятия и отношения к ситуациям, уровень личностных и поведенческих изменений. При системном подходе к изучению синдромов профессионального стресса необходимо изучать и учитывать симптомы развития стресс-синдромов на разных уровнях. Стресс в профессиональной деятельности возникает тогда, когда требования работы и внешней среды превосходят имеющиеся у личности ресурсы.

Выделяют специфические особенности стресс-синдромов у представителей управленческих профессий в зависимости от пола, возраста и должностного статуса. Гендерные исследования менеджеров показывают, что особенности синдромов профессионального стресса в более выраженной форме проявляются у менеджеров-женщин. В наибольшей степени провоцирует развитие профессионального стресса в деятельности менеджера такие личностные особенности, как импульсивность, низкая эмоциональная устойчивость, непродуктивные стили поведения в конфликтных ситуациях. Менеджеры с высокой жизненной активностью и оптимистичной жизненной позицией менее подвержены профессиональному стрессу.


Глава 2. Эмпирическое исследование Гендерных различий проявления профессионального стресса

2.1. Результаты эмпирического исследования

Описание и анализ результатов исследования особенностей профессионального стресса у мужчин и женщин.

По итогам проведённой диагностики мы получили количественные данные по каждой методике. Предполагалось сравнить показатели мужчин- и женщин по каждой методике, а также выявить закономерности, по которым развивается синдром эмоционального выгорания, выявить личностные характеристики, препятствующие развитию выгорания.

Анализ данных по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В.Бойко).

Рассмотрим подробно результаты выгорания по каждой стадии.

На графике мы можем увидеть, что процентные значения мужчин- практически поровну разделились между тремя стадиями развития фазы «напряжение» (рис.1). 30% мужчин не испытывают напряжения в связи с профессиональной деятельностью, 47 % - имеют симптомы напряжения, и у 33 % - все симптомы и признаки фазы напряжения сформировались.

Исходя из представленных данных (рис. 1), мы видим, что у большинства женщин (63 % исследуемых) такая фаза развития стресса, как «напряжение» уже сформировалась. Основные доминирующие симптомы у женщин этой группы: «неудовлетворённость собой» - чувство недовольства собой, профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности продуктивно разрешить ситуацию; «тревога и депрессия» - сильное напряжение в форме переживания ситуативной или личностной тревоги. Таким образом, 63% женщин являются уязвимыми к профессиональному стрессу. Возможно, они постоянно испытывают волнение и беспокойство по поводу возможных негативных ситуаций, испытывают напряжение в связи с профессиональными задачами, которые возникают в деятельности. Для них характерно высокое внутреннее напряжение и одновременно заниженная самооценка. Причины профессионального стресса для них - ситуации, вынуждающие их принять на себя ответственность, особенно на работе, резкие изменения в жизни.