Файл: Пенсионный фонд РФ (Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации
История становления пенсионного обеспечения в России
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития
2.2 Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
2.3 Направления и порядок использования средств фонда
2.4 Анализ доходов и расходов бюджета фонда
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть
- государство.
Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования.
Еще одна статья расходов бюджета Пенсионного фонда, появившаяся в 2010 году, связана с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.
Основными задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий.
2.4 Анализ доходов и расходов бюджета фонда
Российское социальное обеспечение держится на трех страховых китах, трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с доходов, в этих организациях они аккумулируются и перераспределяются.
Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.
Прогноз Минэкономразвития по росту фонда заработной платы в 2008-2010 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание.
По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году составил 8 921,0 млрд., в 2009 году – 10 299,0 млрд., в 2010 году он составит 11 771,0 млрд. рублей.
За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это произойдет за счет увеличения бюджетных ассигнований.
Проанализируем доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда в 2008-2010 г.г.
Таблица 1 - Доходы ПФР в 2016-2018 гг. (млрд. рублей)
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Общий объем доходов, в том числе |
7 625 |
8 260,1 |
8 269,6 |
За счет страховых взносов |
4 130,9 |
434 |
499,9 |
За счет федерального бюджета, из них |
6 208 81,4% |
2 072,0 25,1% |
3 229,3 39,1% |
На выплату базовой части пенсии |
437,7 |
438,6 |
450,0 |
Справочно: ср-ва пенсионных накоплений на конец года |
2 010 |
1605,1 |
1388,9 |
Данные иллюстрируют неблагоприятную обстановку в российской пенсионной системе. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2016 году составила 81,4%, в 2017 году – 25,1%, в 2018 году составит 39,1%. Пятая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам.
Расходы ПФР в 2016-2018 годах не менее занимательны, чем доходы.
Таблица 2 - Расходы ПФР в 2016-2018 гг. (млрд. рублей)
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Общий объем расходов, в том числе |
7 830 |
8 319,5 |
7 830 |
Выплата трудовых пенсий, в том числе страховой части |
14,5 |
17,7 |
14,5 |
Социальные пенсии |
99,8 |
96,8 |
99,8 |
Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты (монетизация льгот) |
383,4 |
396,0 |
52,5 |
Расходы на выплату "материнского капитала" |
- |
- |
- |
Попробуем подсчитать реальную величину дефицита бюджета ПФР.
Поступления от ЕСН в 2016 году составили 7 830 млрд., в 2017 году –
8 319,5млрд., в 2018 году – 7 830 млрд. рублей. Трансферты, перечисляемые из бюджета в ПФР, представлены в первой таблице. Таким образом, только по базовой части пенсии дефицит пенсионной системы в 2016 году составил 264,9 млрд., в 2017 году – 370,6 млрд., в 2018 году составит 459,3 млрд. рублей.
Дефицит ПФР по страховой части в 2016 году составил 119,2 млрд., в 2017 году - 150,4 млрд., в 2018 году – 196,7 млрд. рублей.
Итого: дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2016 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2017 году – 521,0 млрд. рублей, в 20108 году – 656,0 млрд. рублей.
Сравним с официальными данными по дефициту, представленными в проекте бюджета ПФР, составленным с учетом федеральных вливаний. Бюджет фонда по распределительной составляющей сформирован в 2008 году с профицитом в сумме 27,6 млрд. рублей, в 2016 году с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. рублей, в 2018 году с профицитом в сумме 16,5 млрд. рублей.
Таким образом, спрогнозированный на 2016-2018 г.г. бюджет фонда не совпадает с реальной ситуацией, сложившейся в сфере пенсионного обеспечения.
Дополнительно Пенсионному фонду РФ доверено осуществлять некоторые выплаты по социальному обеспечению. Это ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Родиной, ежемесячные денежные выплаты, связанные с монетизацией льгот, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, возмещение уплаты страховых взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву.
Все это осуществляет ПФР, а расходы на организацию процесса проходят по статье "Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР", то есть осуществляются за счет пенсионных взносов граждан РФ.
По этой статье запланированы огромные затраты – более $1,8 млрд. ежегодно. В народе бытует мнение, что основная часть этих расходов материализуется в содержании органов пенсионного обеспечения. В 2016-2018 годах ПФР потратит на содержание органов фонда по всей стране в среднем 47,1 млрд. рублей, а на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов – в среднем 1,1 млрд. рублей.
Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016-2018 г.г., можно выявить увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы.
В структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению.
В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Состояние пенсионной системы России оценивается экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2016 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2017 году – 521,0 млрд. рублей, в 2018 году – 656,0 млрд. рублей.
В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа.
Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.
К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции "перекрывает" уровень доходности.
Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался "подорван" как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения НПФ, которая в настоящее время является "запретительной", и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.
По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.
Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят.
Хотя в финансовых расчетах на 2016-2018 годы повышение пенсионного возраста не закладывается. С другой стороны, назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на "досрочников". Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.
Повысить пенсионный возраст и стимулировать работать пенсионеров, можно, если пообещать им более высокую пенсию. С точки зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. Для Пенсионного фонда это реальная возможность решить проблемы бюджетного дефицита. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения вряд ли удастся.