Файл: Адаптация ребенка к школе (Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В тех классах, где учитель по своим педагогическим установкам ближе всего к воспитателю детского сада, обычно самая высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений среди учеников.

Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья.

У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.

Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей:

  1. с отставанием в биологическом развитии;
  2. с функциональными отклонениями (невротические реакции, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;
  3. с хроническими заболеваниями.

Углубленный медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удается улучшить состояние здоровья детей, поступающих в школу и, следовательно, облегчить им приспособление к ней.

К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей).

На первом месте показатель быстроты нарастания - утомление. Невысока способность первоклассников поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях - очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям, вплоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают "в штыки". Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередко с отклонениями в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий. Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников - явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни невелика. Для них характерны несколько иные ценности - общение, познание нового, игра и развлечение.


Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.

Выводы по первой главе

Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и само изменения индивида к новым условиям существования.

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе

Цель исследования: выявление уровня адаптации первоклассников к школе и разработка педагогических условий успешной адаптации.

Задачи:

1. Подобрать методики и выявить уровень адаптации первоклассников к школе.

2. Проанализировать результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе.

3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе

Цель: выявление уровня адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

1. Подобрать методики выявления уровня адаптации первоклассников к школе.

2. Проанализировать результаты проведенных методик.

В процессе изучения процесса адаптации были использованы следующие методики:

1. Схема - характеристика класса.

2. Анкетирование родителей.

3. Методика «Краски».

4. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой).

Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей детей, а также всесторонний качественный учет результатов их учебной деятельности, реального продвижения в развитии и усвоении знаний. Только на основе такого знания возможны понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.


Переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению практически ни у одного ребенка не совершается плавно.

Таким образом, анализируя реагирование детей на школьную нагрузку, можно пользоваться таким арсеналом методов как: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними, и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками.

Особое внимание в наблюдениях за детьми уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер их адаптации к школьной среде.

Фиксируемые в ходе наблюдений признаки неблагополучия, которые отличают отдельных школьников от других детей класса, рассматриваются педагогом с позиции адаптационных нарушений.

С целью систематизации материалов наблюдений учитель в конце каждой четверти в первом классе, по полугодиям составляет обобщенную характеристику класса. С такой же периодичностью учитель обращается к родителям за информацией о характере адаптации детей к школе. Вполне уместно в этом случае воспользоваться методом анкетирования (приложение 1, 2).

Анализ данных, содержащихся в схеме-характеристике класса, результатов анкетирования родителей позволяет оценить характер школьной адаптации у каждого из учеников, взять на заметку тех, кто получил наиболее низкие обобщенные оценки. К таким детям внимание педагога должно многократно увеличиться.

Чтобы подтянуть все неготовые функции организма ребенка до необходимого уровня, предстоит обеспечить их активное упражнение в доступной, посильной, интересной для детей деятельности – в той деятельности, которой они были почему-либо обделены в дошкольный период. Эту цель и преследуют  коррекционные задания, построенные на учебном материале.

2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе

Цель: разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе 

Задачи:

1) составить программу, направленную на адаптацию первоклассников;

2) представить описание программы с учетом педагогических условий.


Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих педагогических условий:

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников.
  2. Создание предметно пространственной среды.        
  3. Организация оздоровительно-профилактической работы.
  4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
  5. Организация вне учебной жизни первоклассников.
  6. Взаимодействие с участниками образовательного учреждения.

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению  «Здравствуй школа!» представлена в приложении 3. 

Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • установление контакта с учащимися, с учителем;
  • формирование адекватного поведения;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Организация режима школьной жизни первоклассников

1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

2.Пятидневный режим обучения.

3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.

4.Облегчённый день в середине учебной недели.

Создание предметно пространственной среды

  1. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.
  2. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.
  3. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Организация оздоровительно-профилактической работы

1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

  • медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
  • диагностика устной и письменной речи.

2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

  • проведение плановых и внеплановых прививок;
  • витаминизация;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.

3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

  • физкультминутки проводятся на каждом уроке;
  • подвижные игры на переменах.

4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

  • выполнение требований СанПиНа к организации питания;
  • соблюдение основных принципов рационального питания.

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период

1.Особенности организации урока в 1-м классе

  • домашние задания в первом классе не задаются.

2.Контроль и оценка результатов обучения

  • в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся;
  • итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее20-25 апреля;
  • обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.

Организация вне учебной жизни первоклассников

Вне учебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • научно-познавательное;
  • проектная деятельность;
  • духовно-нравственное;
  • патриотическое.

Взаимодействие с родителями первоклассников

  • изучение условий жизни ребёнка в семье;
  • ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы;
  • оборудование «Уголка для родителей» в школе;
  • коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
  • родительские собрания;
  • совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.

Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.

Выводы по второй главе

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку естественно пользоваться таким арсеналом методов: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях.