Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы (на примере молочной продукции -мороженого).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере товарной информации и требования к ней
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных товаров
Глава 2. Оценка товарной информации образцов мороженого
2.1 Характеристика исследуемых образцов
2.2 Изучение товарной информации образцов мороженого
2.3 Исследование и анализ содержания маркировки образцов мороженого
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, в многообразии существующих и новых товаров, потребителю становится важным обладать информацией о товарах, чтобы разобраться и сделать правильный выбор. Покупатель также обращает внимание на качество и безопасность товара, учитывая актуальные на сегодняшний день экологические и экономические проблемы, участившиеся случаи подделки, многочисленные факты о несоответствии качества. В тоже время, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров.
Знания о полезности продукта, его безопасности, глубины и широты ассортимента, качества, а также упаковки, складирования, хранения товаров очень важны. Информация о товаре доводится до сведения покупателя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или другим способом, принятым для отдельных видов товаров.
Молочная промышленность является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса по обеспечению населения продовольствием.
Рынок мороженого в текущий период отличается наиболее активной и оптимистичной динамикой развития. На сегодняшний день на российском рынке представлен достаточно большой ассортимент молочной продукции как отечественного, так и импортного производства. Рядовому покупателю иногда бывает сложно определиться с выбором, особенно, если хочется приобрести натуральный и качественный продукт.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что производитель и продавец в соответствии с требованиями законодательства обязаны дать исчерпывающую потребителю о товаре, его назначении и безопасности использовании.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ товарной информации продовольственных товаров и исследование товарной информации на примере молочной продукции
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
– рассмотреть виды, формы и средства товарной информации;
– изучить нормативно-правовое регулирование в сфере товарной информации и требования к ней;
– определить классификацию, виды и структуру маркировки продовольственных товаров;
– исследовать и проанализировать содержание товарной информации и маркировки образцов мороженого.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, 2 таблиц, 7 рисунков, в работе 39 страниц.
Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
Товарной информацией называют сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности (потребителей и посредников).[1] Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
Основополагающая товарная информация – это основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.[2]
К основополагающей товарной информации относятся, вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая информация – это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.[3]
Существует пять основных форм товарной информации:
- словесная;
- цифровая;
- изобразительная;
- символическая;
- штриховая.
Словесная информация является наиболее доступной, если она дана на языке, на котором говорит большая часть населения. Многие зарубежные фирмы-изготовители, поставляющие товары в разные страны, дают поясняющий текст на нескольких наиболее распространенных языках (английском, немецком, французском, испанском и др.). Это позволяет потребителям, говорящим на указанных языках, получать доступную информацию.
Недостаток словесной информации – ее громоздкость. Она требует значительной площади на упаковке и (или) на товаре. Для того, чтобы ее прочесть и осмыслить, требуется время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель или не может или не хочет тратить много времени на ее осмысление.[4]
Цифровая информация служит чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда необходима количественная характеристика товара. например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты изготовления и сроки употребления.
Цифровая информация применяется в сочетании с другими вилами информации (словесной, символической, штриховой) или самостоятельно, например, условные цифровые обозначения маркировки на донышке консервной банки.
Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев понимание ее доступно лишь для профессионалов, а для потребителей она недоступна.
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара, или |к продукции с картин, фотографий, открыток, или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т.п.), либо иных изображений.
Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей.
Знания о полезности продукта, его безопасности, глубины и широты ассортимента, качества, а также упаковки, складирования, хранения товаров крайне важны. Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.[5]
Маркировка – это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и пр. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах. Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую информацию, штрих-коды, пиктограммы. О последних скажем подробнее.[6]
Пиктограммы (символы, информационные знаки) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и пр. С учетом возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре. В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и др.[7]
Покупатель приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить свои конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является товарный знак, который ему знаком, или он уже покупал товары с таким знаком.
Большое значение для потребителя имеют следующие знаки:[8]
- Знак соответствия (в области сертификации). В России утвержден только общий знак соответствия системы ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования. ГОСТ Р 50460-92» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.1992 №1570).[9]
- Маркирование знаком соответствия служит одним из способов подтверждения соответствия товара.
- Эксплуатационные знаки – знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров. Такие знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Наиболее распространены международные символы, принятые для текстильных изделий. Многие эксплуатационные знаки для текстильных изделий настолько наглядны, что даже без особых пояснений ясен их смысл: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья.
- Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. Наносятся на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара. Приведём примеры текстового содержания таких знаков: «Беречь от нагрева», «Хрупкое. Осторожно!», «Беречь от влаги!».
- Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности. Предупредительные знаки подразделяют на два вида: предупреждающие об опасности; предупреждающие о действиях по безопасному использованию. Примеры: «легко воспламеняется» (F), «ядовито» (Т), «взрывоопасно» (Е), «едкое» (С).
Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения многообразны. Один из них – информирование потребителей с помощью экологических знаков. Экологические знаки наносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара.[10]
В современных условиях роль товарной информации велика как для производителя, так и для потребителя. Она даёт покупателю гарант качества и безопасности, при условии ее достоверности, доступности и достаточности.
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере товарной информации и требования к ней
Для совершения правильного выбора покупки товара необходимо обладать достоверной и полной информацией о нем.
Право на получение такой информации потребителем закреплено положениями Технического регламента Таможенного союза, Законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (ред. от 18.07.2019), а именно статьей 8 Закона.[11] В соответствии с указанной статьей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг). Информация о товаре (работе, услуге), изготовителе (исполнителе, продавце) должна быть на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Следует также знать, что согласно статье 9 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан проинформировать потребителя о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы. Продавец (исполнитель) размещает эти сведения на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом) подлежит лицензированию или исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о виде деятельности, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
На получение перечисленных выше данных потребители имеют право также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Поэтому ссылки продавца на то, что всю информацию вы можете получить в центральном (головном) офисе, магазине или в другом месте, неправомерны и могут вызвать у потребителей сомнение в надежности такого продавца и его товара.