Файл: Современные политические режимы (исследование современных политических режимов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Политический режим представляет собой способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

В теории государства категория «политический режим» определяет совокупность приемов и методов, с использованием которых осуществляется государственная власть. В основном она применяется для характеристики формы государства, а также при анализе основных направлений государственной деятельности, раскрывающих сущность и социальное назначение государства.

Политический режим представляет собой определенную форму осуществления государственной власти, можно сказать, что это совокупность методов и приемов осуществления политической власти. Разные авторы видят структуру правовых режимов сложной, состоящей из разных компонентов. В структуру включены юридические средства, гарантии реализации требований режимов, необходимость принятия мер юридической ответственности в случаях их нарушений, принимать во внимание принципы права, цели и способы правового регулирования.

Термин «политический режим» употребляют в качестве понятия, категории, а также государственно-правового и политического института.

Политический режим – это главное политико-правовое явление современности. Именно политический режим обозначает характер реализации политической власти, взаимодействие «государство-общество-личность», гарантии реализации основных прав человека и многое другое.

Понятие «политический режим» отражает признаки способа осуществления власти в государстве. Они, будучи общими для всех государств, выделяют политический режим конкретного государства как совокупность приемов осуществления власти из других явлений государственности (исторический тип, сущность, содержание, функции государства и т.д.).

Политический режим тесно связан с такими понятиями как «тип государства», «форма государственного правления», «форма государственного устройства» и т.д.

Понятие политического режима является весьма востребованным не только в политической науке, но и в политической публицистике и аналитике.

К понятию политического режима обращаются в историческом знании, в правоведении. И в силу того, что само по себе политическое очень многогранно, имеет изменчивые границы, объемлет разные сферы общества, то и содержательное наполнение понятия «политический режим» тоже разнообразно. При этом нередко можно заметить, что очень активно используются и близкие понятия: «государственный режим», «политическая система». В силу этого представляется важным обозначить содержательную специфику данных понятий.


Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

Цель работы – исследование современных политических режимов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1.Изучить понятие политического режима;

2. Выявить соотношение политического режима и государственного режима;

3. Рассмотреть структуру политического режима;

3.Охарактеризовать основные политические режимы;

4.Рассмотреть смешанные политические режимы.

В первой главе курсовой работы представлены понятие и сущность политического режима. Во второй главе рассмотрена классификация и охарактеризованы политические режимы.

Теоретической основой курсовой работы являются работы таких авторов, как Горбуль Ю.А., Залимханов У.М., Кирпичева Е.М., Кожевникова Ю.С., Липень С.В., Мадатов А.С., Миронов В.О., Михайлова Э.М., Нерсесянц В.С., Перевозчикова Е.Ю. Понявина М.Б., Попова Ю.В., Саидов А. и др.

1. Понятие и сущность политического режима

1.1.Понятие политического режима

Политический режим представляет собой определенную форму осуществления государственной власти, совокупность методов и приемов осуществления политической власти[1].

Категория «политический режим» определяет не только его существенные признаки, но и наиболее общие закономерности и свойства, определенный тип отношений. Она «в рамках государствоведения отражает формы движения социально организованной материи (в данном случае государства)»[2].

Политический режим – не только понятие, категория, но и межотраслевой институт, закрепленный в наиболее социально значимых нормах большинства отраслей права.

Как особый институт политический режим представляет систему юридических норм различных отраслей права[3].

Однако политический режим не может быть понят только через нормы права. Поэтому режим, существующий в государстве, оценивают не только с этих позиций, но и как политический институт[4].

Следует отметить, что для политического режима очень важно сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей с действительной политикой.


Наряду с государственным и правовым оформлением, политический режим проявляется и в фактической жизнедеятельности политических и правовых институтов, общей направленности политического и правового развития общества»[5].

Политический режим формируется в результате не только организованных и регулируемых государством действий и процессов, но и как результат деятельности оппозиционных режиму сил и движений: «…происходит совмещение нормативной регуляции социальных отношений с институтами политической системы, с общественной саморегуляцией».

Режим здесь выступает как саморегулируемая модель функционирования политической системы общества, выстроенная в соответствии с условиями существования конкретного государства, обеспечивающая его функционирование и развитие[6].

Правовые нормы и государственные институты образуют санкционированные государством нормативно-институциональные границы политического режима.

Однако органы государства, политические партии, другие общественные объединения, граждане могут иногда выходить за эти границы, формируя предпосылки эволюции режима.

В теории государства преобладают два направления в осмыслении политических режимов. Первое связано с политико-институциональным подходом, а второе – с социологическим[7].

Ученые, представляющие политико-институциональное направление, отождествляют понятие «режим» с понятием «форма правления»: «политический режим есть система или форма правления».

Представители этого направления выделяют следующие политические режимы:

- режим слияния властей (абсолютная монархия);

- режим разделения властей (президентская республика);

- режим сотрудничества властей (парламентская республика)[8].

Однако такая классификация является не классификацией политических режимов, а классификацией «типов правительственных структур».

Г.Н. Манов полагал, что политический режим тождественен понятию формы государства, а формы правления и государственного устройств выступают в качестве его элементов или составных частей[9].

Б.А. Стародубский также писал, что «чаще всего политический режим служит синонимом государственного строя»[10].

Понимание политического режима Г. Лассуэлом связано с тем, что такой режим рассматривался им как способ узаконения политической системы: «Режим функционирует для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе». Он связывал режим, прежде всего, с правовыми нормами и действиями, отказывая авторитаризму и тоталитаризму в праве называться политическим режимом[11].


Сторонники социологического направления в оценке политических режимов обращают внимание на связи между обществом и государством, индивидом и властью, сформировавшиеся в реальности. По их мнению, режимы не могут эволюционировать только путем изменения юридических норм.

Согласно Ж.Л. Кермонну «под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию и функционированию политической власти данной страны на определенный период».

То есть такой режим у него является характеристикой политической системы в целом[12].

Отечественные сторонники аналогичной точки зрения Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин считают, что «для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей с действительной политикой». По их мнению, здесь важны ответы на следующие вопросы:

- какие группировки господствующего класса находятся у руководства государством;

- каким методам господства и управления отдается предпочтение – прямым, насильственным, или косвенным, демократическим;

- какие партии или партийные коалиции выступают в качестве руководящей силы;

- допускается ли и в каких пределах деятельность институтов социальной борьбы и давления, в частности оппозиционных революционных партий, профсоюзов и других форм объединения трудящихся;

- каково положение личности в государстве и т.п.[13]

В российской научной литературе сегодня присутствуют такие определения политического режима:

– «политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы» [14];

– «политический режим – совокупность характерных для определенного типа государств политических отношений, применяемых властью средств и методов регулирования сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры»;

– «политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве».


– «политический режим можно рассматривать как выражающую сущность политики государства тактику правящих классов или кругов, воплощенную в реально функционирующей системе государственного правления, в значительной степени определяющую основные условия существования человека»[15].

В научной литературе существует несколько подходов к понятию политического режима. Представим условно все имеющиеся определения в трех основных направлениях.

Первое направление - оно определяет политический режим как самостоятельный элемент формы государства, при этом не сводимый только к деятельности государства. Например, Лебедев В.А. и Киреев В.В. считают, что чаще всего понятия «политический» и «государственный» режимы в рамках данной модели тождественны[16].

Представитель второго подхода - С.А. Кареева, разделяет понятия «государственный» режим и «политический» режим, так как считает государственный режим конкретным проявлением государственной организации, которое выражается в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе[17].

Сторонники третьего подхода видят государственный режим в виде части политического, более широкого, более объемного режима в разрезе существования легитимного и нелегитимного режима (например, М.В. Баглай)[18].

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что политический режим по своему содержанию близок к политической системе общества. Он призван решать проблемы взаимоотношений между государством и гражданским обществом, властью и индивидом.

Институты гражданского общества, многообразие общественной жизни, права и свободы человека и гражданина являются наиболее важными в характеристике типа политического режима в конкретной стране.

1.2. Соотношение политического режима и государственного режима

Рассмотрим соотношение политического режима и государственного режима.

Государственный режим традиционно определяется как совокупность наиболее существенных приемов, методов и способов осуществления государственной власти, закрепленных в праве[19].

Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод, что у ученых нет единой позиции по данному вопросу.