Файл: Формирование и управление товарным ассортиментом в торговой организации (История «М.видео».).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
Такой подход позволил «М.Видео» не просто выжить в кризисных условиях, но и укрепить свои конкурентные позиции, что было использовано при дальнейшем расширении сети.
В 2000 году был запущен интернет-магазин www.mvideo.ru: теперь каждый мог сделать покупку, сидя у монитора своего компьютера.
Руководство сделало верный вывод после событий недавнего кризиса, усовершенствовало программу лояльности потребителей. Вместе с тем одним из первых ритейлер начал предлагать потребительское кредитование в самом магазине.
В 2001-м открылся супермаркет в Нижнем Новгороде – первая торговая точка за пределами Москвы. Специалисты компании приступили к разработке стратегии по расширению присутствия в регионах.
Внедрен новый формат магазинов – гипермаркеты – концепция которого состояла в оптимальной организации пространства, обеспечивавшей много места для потребителей. Была открыта первая точка такого формата площадью 2000 кв. м., работавшая круглосуточно; в общем в 2004 г. начали работу 13 гипермаркетов в Москве и регионах.
В следующем году в расширение руководство инвестировало $34 млн, что привело к открытию 17 магазинов, только 5 из которых пришлись на Москву, остальные – на крупнейшие города страны.
Кратко. В 2005 году был достигнут ключевой показатель – годовая выручка превысила $1 млрд.
В 2006 г. экспансия продолжилась, помимо Москвы, гипермаркеты открылись в:
- Санкт-Петербурге, 4 шт.;
- Екатеринбурге, 2 шт.;
- Челябинске, 1 шт.;
- Новосибирске, 1 шт.;
- Казани, 1 шт.;
- Набережных Челнах, 1 шт. и др.
Итого за год открылось 28 крупных торговых точек в 11 городах России, 16 из которых работали круглые сутки.
В 2007-м открылось еще 37 магазинов. Тогда же ритейлер первым среди конкурентов провел IPO на российских биржах (РТС, ММВБ).
Следующий год оказался также успешным: продажи увеличились на 41 %, тем самым была продемонстрирована успешность принятой бизнес-модели. За этот период открылось 37 новых гипермаркетов, благодаря чему «М.Видео» стала самой быстрорастущей розничной сетью в своем сегменте в России.
Результаты в последние годы:
в 2016-м в условиях высокой конкуренции ритейлер запустил проект «М.Mobile», позволивший создавать «магазин в магазине»: специальный отдел для торговли смартфонами и аксессуарами со своими кассами, программами лояльности, акциями и т. д. Такое интересное решение позволило увеличить объем продаж этой продукции на 15-20%.
Сейчас в компании:
- работает 424 магазина в 165 городах России;
- в ассортименте насчитывается 20 тыс. наименований продукции;
- работает более 16 тыс. человек, действует свой Корпоративный Университет, предоставляется возможность карьерного роста (по данным ритейлера, 99 % директоров выросли из рядовых сотрудников).
2.2 Анализ ассортиментной политики «М.Видео».
Крупная бытовая техника: объем рынка крупной бытовой техники (далее – КБТ) в России в 2017 году вырос на 1% в денежном выражении и на 9% в штучном выражении. Объем интернет-продаж в России по итогам года продемонстрировал рост также на 1%. При этом онлайн-продажи крупной бытовой техники (КБТ) торговой сети «М.видео» выросли на 20%. В целом продажи КБТ показали рост на 3%. Большая часть товарных категории КБТ продемонстрировали уверенный рост рыночной доли. Техника с выраженным летним сезонным спросом показала отрицательную динамику из-за погоды. В категориях приготовления еды и мытья посуды (плиты, духовые шкафы, посудомоечные машины и т.д.) больший интерес вызывала встраиваемая техника. А среди товаров для дома – новые технологии: пылесосы-роботы, ручные пылесосы (handsticks) и стиральные машины с сушкой.
Малая бытовая техника: в 2017 году рынок малой бытовой техники показал рост на 1% в денежном выражении и на 8% в штучном выражении. Доля торговой сети «М.видео» выросла до 29,2%, сохранив лидерство. Объем интернет-продаж на рынке по итогам года продемонстрировал рост на 9%. При этом онлайн-продажи малой бытовой техники торговой сети «М.видео» выросли на 47%. По-прежнему самый быстрый темп роста показали наиболее высокотехнологичные группы товаров такие как: полностью автоматические кофемашины, кухонные машины, утюги с парогенератором и фотоэпиляторы.
Телевизоры: для российского рынка 2017 год был достаточно стабильным. При позитивном росте продаж в штучном выражении рынок в денежном выражении остался на уровне предшествующего отчетного года, в первую очередь, за счёт снижения средней цены товара. Основным трендом на рынке телевизоров является рост спроса на большие телевизоры диагонали от 49 дюймов. Их штучные продажи выросли в 2017 году на 20% по отношению к 2016 году. Также продолжает наращивать долю технология Smart TV. Около половины телевизоров поддерживают выход в интернет. Более того, набирают популярность устройства с разрешением Ultra HD (4К) — производители удешевляют технологию и реализуют в устройствах среднего ценового сегмента от 30 000 рублей. Лидерами рынка остаются Samsung, LG и Sony.
Смартфоны: телеком-сегмент стал одним из Годовой отчёт ПАО «М.видео» 2017 22 Наиболее динамично в 2017 году развивался ценовой сегмент от 12 до 25 тысяч рублей, доля смартфонов этого ценового сегмента составила 27% от всех продаж. Такая доля объясняется существенным ростом на рынке продаж смартфонов китайских брендов. Huawei и Honor, Xiaomi, Meizu, ZTE, продемонстрировали наиболее динамичный рост относительно брендов.
Наушники и Портативное аудио: в 2017 году увеличились темпы роста рынка наушников год к году: 27,6% в 2017 году против 15% в 2016 году. Наушники по-прежнему остаются самым трендовым и востребованным аксессуаром для растущей категории смартфонов. Второй год подряд драйвером роста в группе наушников являются Bluetooth-наушники, в «М.видео» доля продаж Bluetooth занимает 39,1% в то время как у рынка этот показатель на уровне 28,7%. Крупные производители расширяют ассортимент спортивных и беспроводных наушников, следуя трендам рынка, но первая тройка (Sony, Sennheiser, Philips) теряет свою общую долю на рынке в пользу быстро растущего JBL и B-брендов, предлагающих качественные продукты и агрессивные цены. По итогам 2017 года рост рынка портативных колонок увеличился с 70% в 2016 году до 84,4% в 2017 году. 2018-й год обещает быть ещё более агрессивным с точки зрения прайс поинтов и штучных продаж, где торговая сеть «М.видео» планирует занять существенную долю на рынке.
Ноутбуки: в 2017 году рынок ноутбуков впервые за последние несколько лет вернулся к росту. Общий объем продаж вырос в штучном выражении на 4.3% и на 5% в денежном выражении. Потребительский спрос разделился на 2 типа поведения: Обновление старого ПК на более новый и более производительный (рост в сегменте процессоров Intel Core i3 и выше AMD A10 и выше). Рост этих категорий составил от 19% до 60%. Покупка самых базовых и недорогих устройств для повседневных нужд в сегменте медиабуков. Рост этой категории составил 146%. При этом по-прежнему сохраняется существенный рост в игровых компьютерах. Можно ожидать сохранения таких тенденций в 2018 году - игровые ноутбуки, десктопы и мониторы продемонстрируют определенную стабильность. Наиболее заметны на рынке игровых устройств ноутбуки ASUS (линейка ROG), MSI (линейка GT), HP (линейка OMEN), Acer (линейка Predator), Dell (линейка Alienware) однако прочие игроки стараются не отстать от лидеров, анонсируя на технологических выставках интересные игровые линейки. Сегмент дорогих ноутбуков для работы так же показывает положительную динамику.
Игровые аксессуары для PC: продолжает активное развитие категория Игровых аксессуаров: игровые клавиатуры, мыши и гарнитуры. Рынок гейминга в мире продолжает расти высокими темпами (18%-20% год к году в зависимости от категории). Торговая сеть «М.видео» является лидером в этой категории на российском рынке.
Игровые консоли: в 2017 году рынок игровых консолей впервые за два года демонстрирует положительную динамику в денежном и штучном выражении. Тренд связан с запуском и распространением новинок, таких как PlayStation Pro, Xbox Оne X и Nintendo Switch, а также снижением средней цены на консоли A-брендов на 10%. Продажи торговой сети «М.видео» растут в полтора раза быстрее, чем в целом по рынку. Основным драйвером являются онлайн-продажи игровых консолей: они показали рост в денежном выражении в два с половиной раза и в штучном — в три с половиной. Такой динамике способствовало развитие проекта М.Game для поклонников видеоигр: расширение игрового сообщества, активная поддержка релизов игровых новинок и регулярные стримы игр, проведение игровых турниров совместно с ключевыми мировыми издателями, а также уникальные ценовые предложения. Годовой отчёт ПАО «М.видео» 2017 23
Продажи игр для консолей и PC: в связи с распространением онлайн-сервисов покупки игрового контента, традиционные продажи коробочных игр сокращаются на 11% в штучном выражении. Основное падение приходится на коробочные версии игр для PC: – 63% в денежном и штучном выражении. А вот рынок коробочных видеоигр для игровых приставок впервые за два года показал рост — в России было продано два миллиона видеоигр, что на 10% больше, чем в прошлом году. Этому способствовали громкие релизы игр для консолей, таких как For Honor, Horizon Zero Dawn, InJustice 2 и др. Основной точкой роста категории являются цифровые коды для активации и игровая валюта. Продажи цифрового контента в торговой сети «М.видео» выросли в полтора раза в деньгах и в два раза в штуках.
Фототехника: в 2017 году продолжился тренд к сужению российского рынка фототехники. В целом продажи сократились на 19% и на 32% соответственно в денежном и штучном выражении. Рыночный спрос продолжает концентрироваться на профессиональном и премиальном сегментах. Позитивную динамику на рынке демонстрирует категория системных фотокамер — прирост в денежном выражении относительно 2016 года составил 12,5%. Эти устройства привлекают ценителей фотографий высокого качества в различных жанрах, снятых с использованием сменных объективов, а также отличаются лёгкостью, компактностью и стильным дизайном. Трендом последних лет остаются экшн-камеры, которые демонстрируют здоровый рост на протяжении последних 4-х лет. В 2017 году в сегменте фото-видео техники около трети всех штучных продаж пришлось на экшн-камеры. Годом ранее на них приходилось до 19% рынка фото-видео техники. Торговая сеть «М.видео» сохраняет свои позиции на рынке фототехники, занимая почти четверть рынка в денежном выражении, и при этом наращивает долю премиального сегмента благодаря экспертным фотосалонам М.PRO ФОТО, в которых представлен широкий выбор премиальной фототехники, объективов и аксессуаров от мировых лидеров.
Продажи экшн-камер на российском рынке: интенсивный рост рынка экшн-камер связан, во-первых, со снижением цен на А-бренды (GoPro и Sony) в конце 2016 года. Во-вторых, с увеличением спроса на бюджетные устройства: продажи камер стоимостью до 7000 рублей выросли в 2017 году вдвое. На рынок вышли новые В-бренды, такие как, SJCAM, Smarterra, X-try, которые предлагают конкурентные модели за более доступную цену. Также на рынке заявили о себе новые А-бренды, которые уже известны в сегментах смартфонов, фото и видеокамер — Samsung и Nikon. Наконец, производители экшн-камер стали позиционировать свои устройства, как гаджеты для путешествий и активного образа жизни, а не только для экстремальной съемки, что расширило аудиторию потенциальных покупателей.
2.3 Оценка и предложения.
По оценке за 2017 год, в сети было совершено 26,3 млн транзакций, сумма среднего чека составила 7,8 тыс. руб. Компания входит в рейтинг 200 самых крупных частных компаний РФ по размеру выручки, составленный журналом Forbes, в 2017 году занимала 37 место.
Таблица 2
Показатели выручки и чистой прибыли.
Год |
Чистая выручка, руб. |
Чистая прибыль, руб. |
2017 |
198,2 млрд |
6,9 млрд |
2016 |
183,2 млрд |
5,5 млрд |
2015 |
161,7 млрд |
4,5 млрд |
2014 |
172,7 млрд |
8,2 млрд |
2013 |
148 млрд |
5,7 млрд |
2012 |
133,6 млрд |
4,1 млрд |
2011 |
113,9 млрд |
3,4 млрд |
2010 |
102 млрд |
2,2 млрд |
В 2017 году Группа компаний «Сафмар» Михаила Гуцериева выкупила 57,7 % акций, собственником которых были Александр Тынкован и его партнеры. Таким образом «М.Видео» вошла в состав одного из крупнейших финансово-промышленных конгломератов России, уже владевшего сетью «Эльдорадо».
Планируется объединение двух розничных сетей под брендом «М.Видео». Это приведет к созданию крупнейшего ритейлера с рыночной долью 25,9 %.
Александр Тынкован остается в Совете директоров компании, занимая должность исполнительного директора. Основным бенефициаром стал Михаил Гуцериев (40,38 % акций), которому перешли пакеты партнеров – Саит-Салама Гуцериева и Михаила Шишханова.
Ценные бумаги торгуются на основных российских фондовых площадках под биржевым тикером MVID. В свободном обращении находится 42 % акций, компания является публичной.
«М.Видео» становится безусловным лидером в сфере российского ритейла бытовой техники и электроники. В скором времени она может занять четверть российского рынка. Компания продолжает активно развиваться, постоянно реализуя новые мероприятия по привлечению и удержанию потребителей.
Предложения совершенствования по формированию ассортимента, управлению товарными запасами и профессиональной подготовкой: