Файл: Избирательное право России (Понятие и содержание избирательного права РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Нынешний период развития нашего общества можно охарактеризовать серьезными реформами нашей страны и ее правовой системы. Происходит активное развитие России как правой демократической и суверенной страны, которая признает приоритет общих человеческих ценностей и международного права.

Последние десятилетия процесс развития государственных и представительных органов в России, последовательность организации и проведения выборов привлекли внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей других гуманитарных профессий.

Выборы – это высшее непосредственное выражение воли народа, механизмом узаконения государственной и муниципальной власти. Потому насколько свободными они являются, зависит степень демократического развития общества.

Свободные выборы это не лишь право избирателей без какого-либо вторжения обусловливать свою волю, но и определенную борьбу между субъектами, которые претендуют на власть. Как раз конкурентная, а следовательно, честная и законная борьба за власть заполняет конституционным смыслом акт волеизъявления избирателей.

Основной принцип выборов это обеспечить развитие такого депутатского корпуса, который в максимальной степени отражал бы мнения значительной части россиян. К сожалению, на практике не существует идеального решения этой проблемы, и добиться вряд ли когда-нибудь получится. Осуществление воли избирателей в значительной степени зависит от способа определения итогов выборов.

Происходящие в последнее время модификации в избирательном законодательстве, главным образом вызваны политическими факторами и стремлением к увеличению Российской государственности, обострило ряд внутренних системных противоречий, которые стали основанием

возникновения вопросов осуществления избирательных прав граждан, в том числе и организационно-правового характера.

Проблемам избирательной системы и избирательного права посвящена весьма обширная юридическая литература. Данным прооблемам посвящены труды исследователей: Авакьян С.А., Воробьев Н. И.,Колюшин Е.И., Кукушкин М.И., Черепанов В.А., Аглеева Л. Т., Гончаров М. В., Дубинович И. В., Захарова И. В., Кокотова А. И. и др

Объект курсовой работы - является общественные отношения и интересы, связанные с реализацией избирательных прав граждан правом в Российской Федерации.

Предметом исследования является избирательное право в Российской Федерации.


Цель работы – рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы избирательного права в России.

Задачи работы:

  • Изучить понятие и содержание избирательного права РФ;
  • Рассмотреть принципы избирательного права;
  • Проанализировать вопросы по реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;
  • Разработать механизмы по разрешению проблем осуществления избирательных прав граждан

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие и содержание избирательного права РФ

Избирательное право – весьма непростое политическое и правовое понятие, которое весьма неоднозначно трактуется в науке и практике.

Спецификой русскоязычной правовой лексики - это наличие у понятия

«право» по меньшей мере, два основных смысла1

      1. «объективное» - как один из видов регуляторов общественных отношений – определенная совокупность правил поведения, обусловленным образом формализованных и подкрепленных силой государственного принуждения;
      2. «субъективное» - индивидуальная возможность субъекта общественных отношений оказывать влияние по своему усмотрению (в обусловленных рамках).

Данная особенность относится и к понятию «избирательное право». В общественных науках существует значительное число определений, которые используются в двух основных значениях.

  1. Первое значение – как объективное избирательное право – один из важных институтов (подотраслей) российского конституционного права, который представляет собой систему правовых норм, которые регулируют общественные отношения, которые связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации.

Чтобы правильно осмыслить это определение нужно, разумеется, истолковать и само понятие выборов. Согласно определению, которое закреплено в п. 9 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»2. Под выборами понимают


1 Нудненко Л.А., Тхабисимова Л.А. Развитие избирательного законодательства в России с 1993 по 2014 гг. // Актуальные проблемы российского права . – 2015. – № 1. – С. 54-58

2 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2018 г. N 184- ФЗ)// "Российская газета" от 15 июня 2002 г. N 106

форму прямой воли граждан, осуществляемая согласно Конституции РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований с целью образования органов государственной власти, органов местного самоуправления либо наделить полномочиями должностное лицо.

Выборы обладают не менее дискуссионным понятием, нежели избирательное право. К примеру, французский ученый М. Прело понятием

«выборы» отмечал, что состязание юридически квалифицируемых воль чтобы провести назначение.

Так, выборы в любом случае, отличают от референдума, который по законодательству РФ определяется как «форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по самым значительным проблемам государственного и местного значения с целью принятия решений, реализовываемого при помощи голосования граждан Российской Федерации, у которых есть право участвовать в референдуме» (категория иностранных граждан, которая имеет право участвовать в муниципальных выборах, может принимать участие и в местном референдуме). Следовательно, избирательное и референдумное право – хоть и являются весьма близкими и тесно объединенные понятия, все-таки не несовпадающие целиком по значению и содержанию.

Так же выборы необходимо отличать от других форм прямой демократии

– отзыв выбираемых должностных лиц, собрания и, митингов и т.д.

  1. Второе значение – субъективные избирательные права – это права граждан РФ3:

а) избрать (активное избирательное право) в органы государственной власти и местное самоуправление и

б) быть выбранными в органы государственной власти и местное самоуправление (пассивное избирательное право).

3 Черепанов В.А. О народовластии в России: продолжение дискуссии // Государство и право. 2014. N 1.

По сути, под избирательным правом понимают свободу действий отдельных граждан в обусловленных на законодательном уровне рамках принятия участия в выборах (для некоторых иностранцев в законодательстве делается исключение принимать участие в муниципальных выборах). Избирательное право относят к числу политических конституционных прав российских граждан.


Можно отметить, что в отличие от ряда стран (Бельгии, Люксембурга, Австрии, Греции, Турции, Бразилии, Венесуэлы, Австралии и т.д.) в нашей стране участие в выборах – это именно право, а не обязанность гражданина. За то, что гражданин не принимает участия в выборах, на него не налагают санкции юридического характера.

Разными специалистами неоднозначно оценивается данный факт, поскольку свобода участия либо неучастия в выборах может привести к таким негативным последствиям как абсентеизм – безразличное либо негативное отношение избирателей к политическому процессу вообще и в том числе и к выборам.

Кроме того, как подмечают некоторые авторы «социальная ценность выборов в том и состоит, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами политической власти»4.

Так же можно добавить, что выборы должны являться механизмом по обеспечению обратной связи между народом и органами публичной власти (государственными органами и органами местного самоуправления), т.е. управляющий импульс исходит не лишь от властных органов к народу, но и наоборот. Выборы также оформляют политическую ответственность выборных должностных лиц и органов перед избирателями – те из них, кто

4 Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам / С.А. Авакьян. - М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2014. - 519 c.

работал неэффективно и не реализовал свои предвыборные обещания, их могут не переизбрать на еще один срок.

Невозможно не обозначить и смысла выборов как одного из легитимных способов развития личного состава должностей и публично-властных органов.

С другой стороны, отдельные учёные (в особенности политологи, философы и социологи) отмечают определенный кризис осуществления демократических институтов, скажем, на западе проявляющийся в их кое-какой театрализации, упомянутом выше абсентеизме и т.д.

Тем не менее, это не обозначает отвержения ценности самого института выборов и избирательного права. Скорее всего, выход нужно искать на пути обновления теории и адекватной оптимизации избирательного законодательства.

Главное содержание избирательного права, определяют процессуальные нормы, предопределение которых заключается в регламентировании процесса осуществления материальных и правовых норм, фиксирующих субъективное избирательное право. Наличие процессуальных норм в избирательном праве, их разнообразие и детализированность определены характером предмета избирательного права, спецификами субъективного избирательного права, которое может осуществляться лишь в рамках непростой правовой процедуры.


На сегодняшний день избирательное право сориентировано не лишь на обеспечение настоящего и полноценного участия граждан в развитии представительных начал народовластия, но и придать механизму делегирования выборным государственным и муниципальным структурам публичных полномочий признаваемого и одобряемого гражданским сообществом характера. Поэтому нельзя не признать, избирательное право России еще не исчерпало всех потенциалов в организации разнообразных институтов политической власти.

Значительная роль в понимании природы российского избирательного права отводится правообеспечительному значению в отношении к конституционным избирательным правам граждан. В данном случае

специфика конституционных прав, которые следуют прямо из основного закона и, будучи осуществленными в определенном правовом отношении, не прерываются и не появляются вновь, а постоянно существуют, обладают одинаковым объемом и содержанием для всех граждан и располагают особенным механизмом обеспечения.

Надлежащим образом и право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и его правовое обеспечение не могут ограничиваться лишь рамками выборов. Выступая основным гарантом реализации избирательных прав граждан, нынешнее российское избирательное право сориентировано на формирование соответственных правовых предпосылок осуществления и защиты их электоральных возможностей не лишь на время организации и проведения выборов, но и в период межу выборами5.

Подводя итог вышесказанному, предложим следующее определение предмета российского избирательного права - совокупность социальных отношений, опосредующих реализацию и защиту прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру осуществления данного права в во время организации и проведения выборов и в период между выборами. Такая точка зрения на предмет избирательного права Российской Федерации идентифицирует его среди прочих правовых образований, что дает возможность обхватить рамками его содержания весь комплекс отношений, что связаны с избирательными правами граждан, воспроизводит его роль в обеспечении конституционного режима развития представительных институтов публичной политической власти.

5 Воробьев, Н. И. Избирательное право Российской Федерации / Н.И. Воробьев. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 288 c.