Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Понятие профессиональный стресс и профессиональное выгорание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рисунок 7.

Фаза "Резистенция" у швей

50%

40%

10%

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что "истощение" у швей проявлялось следующим образом: средний балл в группе составляет 37,1 балл. При этом 70 % группы испытуемых фаза несформирована; 10 % группы обследованных сотрудниц имели сформированную фазу и у 20 % - складывающаяся фаза (рисунок 8). Средний балл в группе по симптому эмоционального дефицита составляет 10,2 балла. При этом 50 % группы испытуемых имели несложившийся симптом; у 20 % группы обследованных сотрудниц симптом носит складывающийся характер и у 30 % - симптом доминирующий в фазе. Средний балл в группе по симптому эмоциональной отстраненности составляет 11 баллов. При этом 40 % группы обследованных имели несложившийся симптом; у 20 % группы респондентов симптом складывающийся; у 30 % - симптом сложившийся и у 10 % - симптом доминирующий в фазе. Средний балл в группе по симптому личностной отстраненности, или деперсонализации составляет 8,1 балла. При этом 60 % группы респондентов имели несложившийся симптом; у 30 % группы обследованных симптом складывающийся и у 10 % - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому психосоматических и психовегетативных нарушений составляет 8,8 балла. При этом 60 % группы обследованных имели несложившийся симптом; у 10 % испытуемых симптом складывающийся; у 20 % - симптом сложившийся и у 10 % - симптом доминирующий в фазе.

рисунок 8.

Фаза "Истощение" у швей

20%

10%

70%

2.3. Профилактика профессионального выгорания.

В настоящее время проблемой лечения и профилактики синдрома эмоционального выгорания занимаются как медики, так и психологи.

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении. У работников профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у работника, необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).


Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому сотруднику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

- использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания);

- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания).

Важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены самим сотрудником или овладение приемами самосохранения.

Выводы по 2 главе

Проведя исследование сотрудников ООО «Акватикс-Про», можно выделить то, что административно – управленческий персонал больше подвержен эмоциональному выгоранию, чем сотрудницы, которые работают в производственном цеху. Так как сотрудницы АУП несут ответственность за подчиненных, испытывают более высокий уровень напряжения, чем те, кто имеют дело с иными сторонами производства. Неопределенность или недостаточная ответственность также могут влиять на развитие профессионального стресса. Если у сотрудника появляется ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей деятельности, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения, то увеличивается вероятность развития стресса. К негативным последствиям организационных и профессиональных стрессов относятся: снижение производительности, трудовой мотивации и волевого контроля, увеличения числа несчастных случаев на производстве, текучесть кадров, увеличение конфликтов в коллективе и многие другие комплексные переживания.


Заключение

В курсовой работе было изучен вопрос состояния эмоционального выгорания, который в настоящее время получил широкое распространение в литературе среди работников в сфере «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном.

Рассмотрены стадии, модели, понятие и история изучения эмоционального выгорания. Выявлены симптомы эмоционального выгорания и его влияние на психическое и физическое здоровье человека, как работника и профессионала. Проведено исследование уровня эмоционального выгорания среди сотрудников АУП и сотрудников производственного цеха.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. "страдающий" от "выгорания" профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.

Список литературы:

  1. Под редакцией Булыгиной В.Г, Макушкиной О.А. Профилактика эмоционального выгорания, - с. 8-32,52-53,185-191. М.2013
  2. Анцупов А.Я, Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала // Теория и практика. М.2018
  3. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания// Практическая диагностика. Методики и тесты/ Под редакцией Д.Я. Райгородского. – Самара, 1999 год, - с .161-169.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.2003.
  5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова // СПб.: Питер, 2008. - с. 109 - 113.
  6. Управление персоналом. Словарь-справочник // интернет-версия: psyfactor.org/personal/personal17-11.htm
  7. Зотова О.И., Княжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности// Методология и методы социальной психологии. – М. 1977.
  8. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования// Журнал практической психологии и психоанализа.- 2001. -№3.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»


По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Фаза стресса

СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2

Неудовлетворенность собой

3

«Загнанность в клетку»

4

Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

3

Расширение сферы экономии эмоций

4

Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

1

Эмоциональный дефицит

2

Эмоциональная отстраненность

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения


Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Heт».

Текст опросника

  1. Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.
  29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.
  50. Успехи в работе вдохновляют меня.
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу.
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
  64. 64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.
  66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.
  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя карьера сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.