Файл: Процессы принятия решений в организации (ООО «ИНТУР»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Классификация и критерии принятия управленческих решений
1.3 Учет неопределенности и риск при принятии решений
ГЛАВА 2. АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Основные этапы решения проблемы процессов принятия решений в организации
2.2 Методы принятия решений. Роль поведенческих факторов в принятии управленческих решений
2.3 Анализ последствий принятия решений
ГЛАВА 3. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ООО «ИНТУР»
3.1 Характеристика организации ООО «ИНТУР»
3.2 Сложившаяся практика принятия решений в ООО «ИНТУР»
3.3 Совершенствование процессов принятия решений ООО «ИНТУР»
ВВЕДЕНИЕ
управленческий решение поведенческий
Принятие управленческих решений является составной частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.
Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив [5, 91 с.].
Для руководителя принятие решений не является самоцелью. Менеджер должен быть озабочен не самим выбором альтернативы, а разрешением определенной управленческой проблемы. Для разрешения проблемы очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление.
Ответственность в принятии важных управленческих решений - это тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. Для чёткой и эффективной работы организации руководитель должен продумать совокупность действий из нескольких альтернативных возможностей.
Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эта деятельность реализуется в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции, приказа и др. Труд по разработке управленческих решений высокопрофессионален, при этом используются теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных ученых, а также накопленный и систематизированный практический опыт.
Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. В этой связи актуальность, своевременность и перспективность данной темы исследования не вызывает сомнений.
Целью курсовой работы является изучение процесса принятия решений в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса принятия решений в организации;
- проанализировать алгоритм принятия решения в организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия решения в организации.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «ИНТУР».
Предметом исследования является процесс принятия решений в ООО «ИНТУР».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Классификация и критерии принятия управленческих решений
"Управленческое решение - творческое, волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных закономерностей функционирования управляемой подсистемы, анализе информации о ее состоянии, заключающееся в выборе целей, программ и мероприятий коллектива для решения поставленной задачи" [9, с. 68].
"Существует несколько точек зрения на классификацию управленческих решений. Согласно одному из них, управленческие решения делятся на общие и частные. Общие решения, как правило, предусматривают дальнейшее развитие темы. Они влияют на всю организацию производственной, финансово-хозяйственной деятельности. Потребность в частных решениях возникает в текущей и оперативной деятельности, например, в вопросах дисциплины, увольнений, изменений в рабочем графике.
Другая классификация различает управленческие решения по воздействию на внешнюю и внутреннюю среду. Первые касаются внутреннего круга, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения кредита в банке). Последние связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, выполнение производственных задач).
Управленческие решения можно классифицировать по уровню иерархии, который зависит от характера вопроса, по которому принимаются решения, и от компетенции и законности каждого уровня иерархии" [7, 62 с.].
"Управленческие решения делятся на рациональные или основанные на суждениях или интуиции. Первые обосновываются объективным аналитическим процессом. Второй основан на прошлом опыте и ощущении своей правоты. Человек использует знания о том, что происходило в подобных ситуациях раньше и прогнозирует результат альтернативного выбора. Интуиция - это предчувствие, воображение, осознание или мысли, которые часто спонтанно проявляются в сознательном осмыслении проблемы и в последующем принятии решения " [6, 73 с.].
"В классификации, предложенной М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедури, есть организационные, интуитивные и рациональные решения.
Организационное решение - выбор руководителем на основе исходной информации того из потенциальных действий (альтернатив), которое обеспечивает движение его организации к поставленным ею целям.
Интуитивные решения принимаются "на глаз", исходя из личного опыта. "Чисто интуитивные решения-это выбор, сделанный только на основе чувства или знания того, что они верны". Лицо, принимающее решение, не взвешивает плюсы и минусы каждой альтернативы, он не оценивает ситуацию, а опирается на интуицию, чувство. Интуитивный подход может дать хорошие результаты при анализе проблем, требующих срочного решения, в ситуации с трудноопределимыми целями, неточной информацией и невозможностью количественной оценки.
Рациональное решение основывается на глубоком анализе и синтезе всех явлений и процессов, происходящих в той или иной сфере деятельности. "Рациональное решение-это выбор, подкрепленный результатами объективного анализа."
Отражая многообразие и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в производственных системах, управленческие решения характеризуются разнообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации (табл. 1) ".
Таблица 1.
Классификация управленческих решений
Признаки классификации |
Управленческие решения |
По масштабам воздействия |
Общие и частные |
По времени действия |
Стратегические и оперативные |
По прогнозируемым свойствам |
С определенным результатом; С вероятным исходом |
По методам переработки информации |
Алгоритмические и эвристические |
По числу критериев |
Однокритериальные и многокритериальные |
По направлению воздействия |
Внутренние и внешние |
По глубине воздействия |
Одноуровневые и многоуровневые |
По способу принятия |
Индивидуальные и коллективные |
По способу фиксации |
Письменные и устные |
«В соответствии с представленной выше классификацией все критерии принятия решений можно расположить между двумя полюсами: полной рациональностью и полной иррациональностью.
В зависимости от применяемого подхода - полностью рационального или полностью иррационального - будут меняться и определяющие факторы и, соответственно, применяемые критерии принятия управленческих решений» [8, 56 с.].
Таблица 2.
Выбор критериев принятия управленческих решений
Определяющие факторы |
Подход |
Применяемые критерии принятия управленческих решений |
Внешняя среда: научно-технические факторы, экономические факторы, природные факторы, юридические факторы |
Полностью рациональный |
Количественные: максимизация прибыли, повышение стоимости фирмы и др. |
Внутренняя среда: затраты, сроки |
||
Задача: сроки, затраты, выгоды |
||
Внешняя среда: факторы культурного окружения, демографические факторы, политические факторы и т.п. |
Полностью иррациональный |
Качественные: завоевание престижа фирмы, интересы групп внутри фирмы, удовлетворение амбиций руководителя и др. |
Внутренняя среда: корпоративная культура, иерархия и полномочия в организации, личностные особенности, оргструктура и т.п. |
||
Задача: баланс сил, баланс интересов и т.п. |
«При разработке системы критериев принятия управленческих решений перед контроллером часто возникают следующие проблемы:
- легко измеримым показателям уделяется чрезмерно много внимания, в то время как трудноизмеримые показатели игнорируются;
- краткосрочным факторам уделяется больше внимания, чем долгосрочным;
- трудно разработать систему показателей, отражающую изменения важности различных видов деятельности и целей предприятия.
Данным проблемам следует уделять внимание, учитывая их деформирующее влияние при разработке системы критериев» [10].
1.2 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений, и информационное обеспечение принятия решений
"На принятие управленческих решений влияют следующие группы факторов.
1. Категория решаемой проблемы:
- стандартные задачи, решение которых требует строгого соблюдения определенных стандартов. Главная роль и навыки;
- типичные задачи решаются на основе набора определенных, заранее заданных правил, в процессе решения необходимо выбрать конкретный, зачастую единственный набор правил, позволяющий добиться успеха;
- эвристические задачи, решение которых необходимо либо где-то найти, либо сформулировать правила их решения с последующим их использованием.
2. Условия использования:
- квазистабильные, или благоприятные условия - перед специалистом не возникает никаких непредвиденных ситуаций, он находится в обычной спокойной обстановке;
- экстремальные, то есть условия, когда от специалиста требуется проявить все свои качества, и по ним будут судить о его профессиональной пригодности;
- кризисные условия, т. е. когда возникают непредвиденные ситуации, которые приводят или могут привести к нарушению нормальных показателей деятельности (приводя к авариям, катастрофам и подобным явлениям).
3. Достаточность исходной информации:
- если исходной информации недостаточно, необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит достичь желаемой цели;
- достаточная начальная информация;
- при избыточном объеме исходной информации специалист должен уметь выявлять только необходимую информацию и использовать только ее.
4. Достоверность исходной информации:
- заведомо ненадежный, не отвечающий условиям задачи, выявить ненадежность которого не составляет труда;
- псевдонадежные, соответствующие условиям задачи, но содержащие такую информацию, которая не позволяет получить правильное решение исходной задачи;
- полностью надежный, соответствующий условиям задачи и позволяющий получить правильное решение исходной задачи.
5. Масштаб проблемы:
- глобальные проблемы-от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, всей планеты в целом;
- локальные проблемы-жизнедеятельность небольшой группы людей, отдельного человека зависит от их решения;
- микро-локальные проблемы-их решение зависит от конкретного поступка индивида.
- недоступно, когда отсутствуют необходимые технические средства для решения проблемы;
- недостаточно возможностей для принятия устойчивых и качественных решений;
- множество.
Универсальные факторы могут дополняться другими в зависимости от поставленной цели, возникших проблем, условий их решения. К ним относятся:
- последствия проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на что-либо);
- воздействие на организацию (последствия принятия решений);
- актуальность проблемы и временные ограничения;
- степень использования способностей и времени руководителя;
- внимание к проблеме (мотивация и способности участников);