Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Понятие профессиональный стресс и профессиональное выгорание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Относительно профессии феномен «эмоционального выгорания» рассматривается как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.). В "социальных" продолжительные, многобразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству общения и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов. Именно для "социальных" или "коммуникативных" профессий характерны ежедневное многообразие эмоционально и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи). Данные особенности делового общения выступают в качестве общих профессиональных стрессов для всех профессий, относящихся к числу "коммуникативных".

- Среди мер профилактики данного состояния выделяют: определение краткосрочных и долгосрочных целей; использование "тайм-аутов"; овладение умениями и навыками саморегуляции; профессиональное развитие и самосовершенствование; уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение; поддержание хорошей физической формы и здоровый образ жизни. В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Так же возможна психотерапия.

2. Исследование профессионального выгорания у сотрудников.

2.1. Организация исследования

Цель исследования: определить уровень профессионального выгорания сотрудников компании в процессе их деятельности.

Задача исследования: выявить признаки профессионального выгорания у сотрудников разного возраста и стажа.

Для достижения поставленной цели и задач исследовались: уровень сформированности синдрома профессионального выгорания у сотрудников; зависимость синдрома профессионального выгорания от возраста и стажа.


Гипотеза: синдром выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности сотрудника компании и зависит от возраста и стажа.

Исследование проводилось на базе ООО «Акватикс-Про» г. Санкт-Петербург.

В компании ООО «Акватикс-Про» большое внимание уделяется становлению грамотной профессиональной позиции сотрудника, способного решать все задачи связанные с производством и продвижением товара. Это особенно актуально, так как происходит естественное обновление коллектива. Приходят новые люди: за последний год пришло 7 человек из них 4 молодых специалиста. Однако общая проблема кадров, сохраняется.

Было проведено исследование на выявление синдрома эмоционального выгорания у 20 сотрудниц в возрасте от 25 до 55 лет.

Стаж работы в профессии:

5 лет - 9 человек;

10 лет - 8 человек.

15 лет – 3 человека.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

  • Беседа и анкетирование - с их помощью была получена социально-демографическая информация о сотрудниках компании.
  • Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко (методологической основой методики является теория развития и протекания стресса Г. Селье) - предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов. На каждый вопрос испытуемый должен дать положительный или отрицательный ответ. Обработка результатов: в соответствии с «ключом» производится подсчет:

- подсчитывается сумма баллов для каждого симптома «выгорания»,

- подсчитывается сумма баллов по каждому симптому для каждой фазы формирования «выгорания»,

- определяется итоговый балл синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех симптомов.

Описание методики представлено в Приложении № 1.

Исследование проводилось в групповой и индивидуальной формах. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После этого все данные были обработаны и сведены в таблицы показателей.

Перед диагностикой сотрудники были осведомлены о феномене «выгорания», его фазах и симптомах. Выяснилось, что часть сотрудников плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. На вопрос «Как вы думаете, что такое эмоциональное выгорание?»: 60% сотрудников дали достаточно полные и правильные ответы, однако остальные 40% не смогли дать определение эмоционального выгорания. На вопрос «В чем проявляется эмоциональное выгорание?» - 33,90% опрашиваемых не смогли ответить, а на вопрос «Касается ли эта проблема Вас?» ответили «да» 47,36% сотрудниц, а 18,74% ответили «нет».


Было протестировано 20 сотрудниц ООО «Акватикс-Про» г. Санкт -Петербург. 10 из них работают в АУП структуре (административно- управленческий персонал, туда входят такие должности как : менеджер по продажам, кадровый работник, бухгалтер. И 10 сотрудниц участвовали из производственного цеха, швеи.

Изучение эмоционального выгорания сотрудниц АУП показало, что уровень эмоционального выгорания у сотрудниц проявился следующим образом: средний балл сотрудниц составляет 101,7 балла. При этом - 30 % сотрудниц демонстрировали достаточно высокий уровень эмоционального выгорания (выше 120 баллов); 30 % обследованных сотрудниц - средний и выше среднего уровень эмоционального выгорания (выше 100 баллов); 30 % обследованных - чуть менее среднего уровень эмоционального выгорания (выше 80 баллов) и 10 % - относительно небольшой уровень эмоционального выгорания (выше 50 баллов) (рисунок 1).

рисунок 1

. Уровень эмоционального

выгорания сотрудниц АУП

30%

30%

30%

10%

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что напряжение у сотрудниц АУП проявилось следующим образом: средний балл в группе респондентов "Напряжение" составляет 30,8 балла. При этом 60 % обследованных имеют несформированную фазу; 40 % обследованных имели фазу в стадии формирования (рисунок 2). Средний балл в группе по симптому переживания психотравмирующих обстоятельств составляет 11,4 балла. При этом 50 % обследованных имели несложившийся симптом; 20 % отмечали его складывающийся характер; 30 % демонстрировали признаки сложившегося симптома. Средний балл в группе по симптому неудовлетворенности собой составляет 4,7 балла. При этом 70 % обследованных имели несложившийся симптом; у 20 % - симптом носит складывающийся характер и у 10 % - симптом сложившийся. Средний балл в группе по симптому "загнанности в клетку" составляет 7,2 балла. При этом 70 % обследованных сотрудниц имели несложившийся симптом; у 20 % - симптом носит складывающийся характер и у 10 % обследованных симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому тревоги и депрессии составляет 7,7 балла. При этом 70 % обследованных сотрудниц имели несложившийся симптом и у 30 % - симптом носит складывающийся характер.

рисунок 2

. Фаза "Напряжение" у

Сотрудниц АУП

40%

60%

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что "резистенция" у сотрудниц АУП проявлялась следующим образом: средний балл в группе сотрудниц составляет 43,3 балла. При этом 30 % обследованных сотрудниц имели несформированную фазу; 60 % - отмечали ее формирование; 10 % обследованных демонстрировали сформированную фазу резистенции (рисунок 3). Средний балл по симптому неадекватного избирательного эмоционального реагирования среди сотрудниц составляет 14,1 балла. Из них у 20 % обследованных сотрудниц имели несложившийся симптом; у 40 % - симптом носит складывающийся характер; у 10 % - симптом сложившийся и 30 % обследованных сотрудниц показали данный симптом доминирующим. Средний балл в группе по симптому эмоционально-нравственной дезориентации составляет 9,7 балла. При этом 40 % обследованных имеют несложившийся симптом; у 40 % - симптом носит складывающийся характер; у 10 % обследованных сотрудниц симптом сложившийся и у 10 % - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому расширения сферы экономии эмоций составляет 6,5 балла. При этом 90 % обследованных сотрудниц имели несложившийся симптом и у 10 % - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому редукции профессиональных обязанностей составляет 13 баллов. Из них 40 % обследованных сотрудниц имеют несложившийся симптом; у 10 % - симптом носит складывающийся характер; у 30 % - симптом сложившийся и у 20 % сотрудниц симптом доминирующий.


рисунок 3.

Фаза "Резистенция" у

Сотрудниц АУП

10%

30%

60%

Изучение симптом эмоционального выгорания показало, что "истощение" у сотрудниц АУП проявлялось следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 27,4 балла. При этом 10 % обследованных имели фазу в стадии формирования и 90 % - имеют несформированную фазу (рисунок 4). Средний балл в группе обследованных сотрудниц АУП по симптому эмоционального дефицита составляет 8,5 балла. Из них 70 % обследованных имеют несложившийся симптом; у 20 % - симптом носит складывающийся характер и у 10 % обследованных сотрудниц симптом сложившийся. Средний балл в группе по симптому эмоциональной отстраненности составляет 6,8 балла. При этом 70 % обследованных сотрудниц имели несложившийся симптом; у 10 % - симптом носит складывающийся характер; у 10 % обследованных сотрудниц симптом сложившийся и у 10 % - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому личностной отстраненности, или деперсонализации составляет 7,1 балла. При этом 70 % обследованных сотрудниц имели несложившийся симптом и у 30 % - симптом носит складывающийся характер. Средний балл в группе по симптому психосоматических и психовегетативных нарушений составляет 5 баллов. При этом 80 % группы испытуемых имели несложившийся симптом и у 20 % - симптом носит складывающийся характер.

рисунок 4.

Фаза "Истощение" у сотрудниц АУП

90%

10%

Таким образом, можно говорить о том, что подавляющее большинство сотрудниц АУП имеют относительно высокий уровень эмоционального выгорания. Две из трех фаз "выгорания" у подавляющего большинства сотрудниц находятся в сформированном состоянии и у меньшинства только начинают формироваться, лишь одна фаза в состоянии формирования у большинства и у меньшинства не сформирована, либо начинает только формироваться, не смотря на то, что редки доминирующие симптомы по каждой фазе. Всего лишь у двух людей встречаются сразу два доминирующих симптома в фазе "резистенция". У остальных людей редки доминирующие симптомы, либо отсутствуют как в фазе "резистенция", так и в других фазах.

В группе сотрудниц производственного цеха было протестировано 10 сотрудниц, швеи. Результатами исследования явились следующие:

Средний балл в группе по уровню эмоционального выгорания составляет 114,1 балл. При этом 70 % группы респондентов имели достаточно высокий уровень эмоционального выгорания (выше 100 баллов); 10 % обследованных имели высокий уровень эмоционального выгорания (выше 90 баллов); 10 % обследованных имели выше среднего уровень эмоционального выгорания (выше 60 баллов) и у 10 % - имеют относительно небольшой уровень эмоционального выгорания (выше 50 баллов) (рисунок 5).


рисунок 5.

Уровень эмоционального

выгорания у швей

70%

10%

10%

10%

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что "напряжение" у швей проявлялось следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 21 балл. При этом - 10 % обследованных имели фазу в стадии формирования и 90% - имели несформированную фазу (рисунок 6). Средний балл в группе по симптому переживания психотравмирующих обстоятельств в группе респондентов составляет 5,1 балла. Полностью у всей группы обследованных данный симптом несформирован. Средний балл в группе по симптому неудовлетворенности собой составляет 5,3 балла. При этом 20 % респондентов данный симптом начинает складываться и 80 % обследованных имели несложившийся симптом. Средний балл в группе по симптому "загнанности в клетку" составляет 5,2 балла. При этом 90 % респондентов имели несложившийся симптом; у 10 % обследованных данный симптом является доминирующим в фазе. Средний балл в группе по симптому тревоги и депрессии составляет 5,4 балла. При этом у 10 % обследованных симптом складывающийся и у 90 % группы респондентов - симптом не сложившийся.

рисунок 6

. Фаза "Напряжение" у швей

10%

90%

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что "резистенция" у швей проявлялась следующим образом: средний балл в группе составляет 56 баллов. При этом 50 % группы респондентов имели сформированную фазу; 40 % обследованных имели фазу в стадии формирования и 10 % - имели несформированную фазу (рисунок 7). Средний балл в группе по симптому неадекватного избирательного эмоционального реагирования составляет 17,1 балла. При этом 40 % группы респондентов имели складывающийся симптом; у 20 % обследованных данный симптом сложившийся и у 40 % - симптом являлся доминирующим в фазе. Средний балл в группе по симптому эмоционально-нравственной дезориентации составляет 12,5 балла. При этом 50 % группы респондентов имели несложившийся симптом; у 10 % обследованных - симптом складывающийся; 10 % - имели сложившийся симптом и у 30 % - симптом доминирующий в фазе. Средний балл в группе по симптому расширения сферы экономии эмоций составляет 9 баллов. При этом 70 % группы обследованных имели несложившийся симптом; 10 % группы респондентов имели складывающийся симптом и у 20 % - симптом доминирующий в фазе. Средний балл в группе по симптому редукции профессиональных обязанностей составляет 16,4 балла. При этом 10 % группы респондентов имели несложившийся симптом; у 40 % обследованных симптом носит складывающийся характер; у 30 % - симптом сложившийся и у 20 % - симптом доминирующий в фазе.