Файл: Теории происхождения государства(Основные причины многообразия теорий происхождения государства.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучая сущность права, Л.И. Петражицкий обосновывал вывод о том, что право является явлением внутреннего мира, особенностью индивидуальной психической составляющей человека. Право представляет собой этические и правовые эмоции (переживания) [5, с. 33]. Психологическая теория, сформулированная Петражицким, нашла свое дальнейшее развитие в трудах его учеников. Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX-XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы «социализации производства», замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления».

В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. Таким образом, идея, освещенная в работах Петражицкого, без сомнения, носит новаторский характер. Его идеи открыли новые рубежи в развитии правовых дисциплин, в познании и использовании социальных функций права и не утратило своего значения и в наше время.

2.7 Органическая теория.

Пик популярности органической теории государства относится к концу XIX – началу XX века. Это эволюционный для многих отраслей и направлений в науке период, в частности, для технической и гуманитарной. Современники этой теории увидели сходство многих институтов и органов государства с частями живого организма и потому приняли ее с воодушевлением.

Но рос интерес научного сообщества к экономической науке, и популярность органической теории стала снижаться.

При всех своих слабых сторонах, органическая теория имеет и довольно сильные доводы относительно родственности понятий «государство» и «организм».

Также не стоит недооценивать ее роль в совокупности работ о сущности государства, так как каждая теория старается объяснить суть явления с конкретной стороны, а исследователи, синтезируя полученные данные, выводят наиболее общие представления о сущности государства. Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться необычным и в какой-то степени ненаучным.

Однако в органической теории есть существенное рациональное зерно, к которому обществоведческой науке придется возвратиться. Утверждения Спенсера, Вормса и Прейса, о том, что теория государства станет научной лишь при условии восприятия ее методологии и понятий естественных наук (биологии, естествознание и т.д.) не лишено объективного смысла. Вопрос о месте и роли каждой теории происхождения государства, права и общества требует отметить, что в различные идеи и предположения о сущности общественных явлений зависят от эпохи и личности исследователей. Невозможно выбрать какую-либо одну теорию и объяснять противоречивые ситуации, руководствуясь исключительно ей одной.


Органической теорией доказывается дифференциация и интеграция государственной жизни. Одним из главных ее положений является то, что разделение труда ведет к дифференциации общества (Адам Смит). Интеграция объединяет людей в государстве, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои коллективные и индивидуальные интересы.

Ч. Дарвин в теории естественного отбора высказал идею о том, что в животном мире выживает сильнейший организм. Подобную мысль поддержали сторонники и основоположники органической теории происхождения государства. Однако выживание одних автоматически подразумевает вымирание других существ. В политической жизни государств мы наблюдаем несколько иную картину. Государства в силу внутренних или внешних обстоятельств могут выжить. Вспомним первую треть XX века. Германия в 1938 году присоединила Австрию. Фактически Германия включила суверенную страну в свой состав, уничтожив основы государственности Австрии. В животном мире это значит гибель слабого организма и укрепление сильнейшего. Однако в 1945 году Австрия была освобождена. Что противоречит органической теории государств [5, с. 90].

Отождествление государство с биологическим организмом представляет интерес для исследователей. Но вспомним, что государство составляет множество индивидов, каждый из которых обладает значимыми социальными качествами. В мире живой природы клетки обезличены, но в мире людей каждый человек обладает присущими только ему одному специфическими особенностями. Людям присущи качества, отличающие их от клеток единого организма. В мире людей человеческими поступками и действиями руководят не животные инстинкты, а разум – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности [6, с. 50]. Политика, которую мы можем наблюдать на примере истории жизни различных стран, подтверждает, что деятельность государства ограничена рамками человеческого разума, не позволяя главному политическому институту спуститься до уровня первобытных инстинктов.

Примером такой политики может являться помощь Российской империи Сербии в период Первой Мировой войны. Эту войну называли Второй Отечественной войной, так как жители Сербии были представителями православной религии, такой же какую исповедовали подданные России. Подобный альтруизм возможно найти только в «мире государств», который несмотря на схожесть с животным миром действует в рамках человеческой морали. Появление дарвинизма (теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека. Но именно человек, как биосоциальная система определяет основные пути развития государственного организма.


На сегодняшний день органическая теория не пользуется большой популярностью, однако занимает далеко не последнее место в числе других теорий, объясняющих сущность понятий «общество» и «государство».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения.

С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления8. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.


Как показывает анализ юридической литературы, в мире существовало и существует множество теорий, которыми объясняется происхождение государства. Их существование вполне естественно и понятно, если иметь в виду, сложность и многогранность такого явления как государство, с одной стороны, а с другой – факт, что каждой из данных теорий отражаются взгляды и суждения определенных групп, классов, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения государства.

Всегда в основе таких взглядов и суждений находились различные политические, экономические, финансовые и иные интересы. Никогда раньше, да и в настоящее время, среди теоретиков государства и права не было и нет не только единства, но и даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Именно это обусловливает существование множества классификаций теорий происхождения государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Багдасарян Л.А. Теория возникновения государства// История государства и права.- 2004.- N4.-С.17-19
  2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. 1993. №7. История политических и правовых учений/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  3. Государство. Гражданское общество. Право : монография / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев ; под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.Г. Чернявского. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 342 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/22011. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog/product/1010527
  4. Грудцына Л.Ю. Государство. Гражданское общество. Право : монография / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев ; под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.Г. Чернявского. — М. : ИНФРА-М, 2017.
  5. Гусева В.Ю. Психологическая концепция права Л.И. Петражицкого / В.Ю. Гусева //Юридическая наука. – 2016. – № 7. – С. 2
  6. Гусева В.Ю. Право как исключительно психологическое явление индивидуальной психики в теории Л.И. Петражицкого / В.Ю. Гусева // Мир политики и социологии. – 2016. – № 3. – С. 190-197.
  7. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи : учебное пособие / С. А. Дробышевский. — 3-е изд., доп. — М. : Норма, 2018.
  8. Желдыбина Т.А. Актуальные проблемы истории политических и правовых учений : учеб. пособие / Т.А. Желдыбина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 88 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b699fe58a8331.09681945. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/953303
  9. Исаев И.А. Историческая традиция правотолкования (российский опыт 20-х годов) / И.А. Исаев // История государства и права. – 2015. – № 24. – С. 29.
  10. История государства и права России : учеб. пособие / Ю.А. Шестаков. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 310 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/22805. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/977620
  11. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. М.: Юристъ, 1999
  12. Клименко А.И. Правовая идеология современного политически организованного общества : монография/ А. И. Клименко. — М. : Норма, 2019. — 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog/ product/1003641
  13. Корнев А.В. Толкование права в контексте различных типов правопонимания / А.В. Корнев // Журнал российского права. – 2016. – № 8. – С. 31.
  14. Котляров С.Б., Кукушкин О.В., Храмова О.Е. Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества // Социально-политические науки. – 2016. – № 2. – С. 62-64.
  15. Лапаева В.В.История политических и правовых учений: Учебник: В 2 томах Том 1 / Михайлов А.М. Философия права в России: из опыта XX века: Монография / Отв. ред. В.Г.Графский - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016
  16. Миголатьев А.А. Философия государства// Соц.-гуманит.знания.- 2001. - №6. - С.42-60
  17. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
  18. Невская С.С. Л.И. Петражицкий о мотивах человеческих поступков / С.С. Невская // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 33-44.
  19. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Нерсесянц В. С. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018.
  20. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Институт государства и права РАН; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - 2-e изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018.
  21. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 560 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/990331
  22. Старков О.В. Теория государства и права / Старков О.В., Упоров И.В. - М.:Дашков и К, 2017.
  23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.