Файл: Теории происхождения государства(Основные причины многообразия теорий происхождения государства.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

 Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях оно возникло и развивалось.

Государство и право существовали не всегда. Они появились на известной ступени развития человечества.

Происхождение государства – этот вопрос волновал теоретиков всех времён и народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства.

Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения, и до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. Процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни, равно как и смена политических режимов.

Известно, что государство – основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государственные интересы последних зачастую доминируют над интересами общества.

Государство обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от до государственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.).1

Тысячи лет существуют государства. Его граждане подчиняются государственной власти, соблюдают правовые предписания и требования.

Люди ещё на заре цивилизации задумывались над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.


Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право – явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Объект исследования: теория государства.

Предмет исследования: теории происхождения государства.

Основываясь на вышеприведенной информации и исходя из темы работы, можно сформулировать цель – изучение теорий происхождения государства, выявление специфических моментов и итоговая оценка основных теорий.

Исходя из поставленной цели предстоит решить ряд задач:

В первой главе изучается марксистко-ленинская теория происхождения государства, в частности рассматриваются труды Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция В.И. Ленина 1919 г. «О государстве».

Во второй главе приводятся и анализируются особенности и недостатки теорий происхождения государства, внимание заостряется на теологической, патриархальной, органической, договорной, теории насилия, как одной из теорий происхождения государства, психологической теории, теории общественного договора.

Базой написания работы послужили учебные пособия по данной проблематике, статьи периодических изданий, курс лекций по данной теме.

При написании курсовой работы использовались методы обзорно-аналитического исследования исторической, философской литературы по поставленной проблеме.

Структура работы включает введение, две главы, содержащие 7 параграфов, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Основные причины многообразия теорий происхождения государства.

Вопросы о закономерностях образования государства и о причинах возникновения государств следует рассматривать отдельно, поскольку закономерности одни и те же для всех времен и народов, а о причинах возникновения государств существует множество теорий. Такой разнобой мнений обусловлен следующим:


  1. Те, кто пытался объяснить процесс образования государства, жили в разное время, и к тому же обладали различным объемом знаний.
  2. Сегодня человечество располагает неизмеримо большим объемом знаний. Тем не менее мы не должны умалять изыскания ученых, живших давно, к тому же некоторые их идеи справедливы и в наши дни.
  3. Ученые жили в разных частях земли, что тоже сказалось на их мнении относительно процесса возникновения государства.
  4. Мыслители прошлого любили использовать достижения их времени и применять их к общественным наукам, тем самым не замечая влияния других факторов на развитие общества. Можно сказать, что мышление их было односторонним.
  5. На взгляды авторов теорий конечно же влияли их идеологические и философские убеждения, что вполне является нормальным явлением.

Рассмотрим некоторые известные в наши дни теории происхождения государства. Будем помнить, что создатели этих теорий весьма незаурядные личности, которые искренне пытались дать самое верное с их точки зрения объяснение причин возникновения государства. Поэтому отметим сначала достоинства каждой из теорий, а затем обдумаем их недостатки.

Глава 2. Основные теории происхождения государства.

2.1 Теологическая теория.

Это одна из первых теорий, объясняющих проис­хождение государства. Представителями этой теории были многие религи­озные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (напри­мер, Фома Ливийский1 — XIII в.), идеологи ислама и современной католической и православной церквей. Особенно широкое рас­пространение божественная теория получила в средние века.2

Суть теории. Смысл данной теории можно описать так: государство — это результат «божественного промысла»; оно веч­но, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повеле­вать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно эта идея звучит в учениях религиозных деятелей (католических, пра­вославных, мусульманских и др.).

Так, католический богослов Ф.Аквинский писал, что прави­тель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселен­ной, как душа в теле. Воля властителя, управляющего государством, есть единственное объединяющее в нем начало: без него государству не быть.


Православный богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей — все это дело Божьей премудрости и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии»'. Повиновение власти он считает исполнением обязан­ности по отношению к Богу, а потому необходимым.

И тот факт, что у власти могут быть и непорядочные люди, он считает фактом всего лишь испорченности самих людей.

Также по воле божьей происходит и наследование власти.

Коснулся он в своем учении и роли началь­ников, которые немало содействуют оружием, отражают непри­ятелей, усмиряют крамольников, разрешают всякие споры, од­ним словом, они для того, чтобы мы не были «яко гады», а власти­тель — для того, чтобы мы не пожирали друг друга «яко рыбы». Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей ис­чезнет всякий порядок и мы будем проводить жизнь «безумнее бессловесных зверей, — станем друг друга угрызать и снедать... Но теперь, по милости Божьей, ничего такого нет».

Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то са­мая личность монарха как человека приобретает особое значе­ние: истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать у себя в душе гнев, вла­столюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам со­бой, то как он сможет управлять другими? Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет три обязанно­сти: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочести­вой жизни людей. 3

Оценка теории. Мы видим, что данная теория связана с религиозным сознанием людей, распространенным в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и законо­мерностях его развития. Эта теория соответствует мнению, что го­сударство появляется одновременно с монорелигией.

Она имела большое положительное значение: позволяла устано­вить в обществе порядок. Кроме того, эта теория отражала объектив­ные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освяща­лось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние бо­гословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.


Но научной ее не назовешь, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это мож­но только верить. Но это уже вопрос мировоззрения.

2.2 Патриархальная теория.

Данную теорию основали Платон1 и Аристотель2, развил Филь-мер3.

Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древ­нюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увели­чилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди об­ратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное — море давало возможность вступать в отноше­ния с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эф­фективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, ко­торые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства по­шел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (пат­риархом) всего народа.

Древняя Италия несколько отличалась от Древней Греции. Ос­новную часть ее территории составляют горы, покрытые лесами. Климат ее более сырой и прохладный. Земли, пригодной для заня­тия земледелием, мало. Море в Италии не такое приветливое, как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега неприступны, на западе также удобных бухт мало). Вот почему латиняне (римля­не) были народом, у которого первоначально велика была роль старейшин. Но вскоре (вероятно с увеличением населения и не­хваткой продуктов питания), когда надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять вожди. Однако в Древнем Риме влияние «отцов» крупных семей оставалось значительным и в дальнейшем.

Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая большая семья? Являясь первоначальной формой организованного общения, се­мья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но по­скольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединен­ные преданием об общем происхождении, объединяются в племе­на, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утра­чивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть есть посте­пенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.