Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Понятие национальной безопасности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Звучит красиво, однако анализ документов позволяет утверждать, что вся эта деятельность направлена преимущественно на противодействие российским СМИ. Фактически создается новый «железный занавес».

Если раньше информация из российского медиа-пространства, противоречащая генеральной линии Запада, провозглашалась недостоверной и недостойной внимания западного обывателя, то теперь за пределами рунета пользователи могут вообще не узнать, что существует российская точка зрения на происходящие мировые события, и что на самом деле происходит в «русском мире».

Хорошим примером организованной подтасовки информации для мировой общественности и международных организаций может служить травля российского спорта. При полном отсутствии доказательств употребления нашими спортсменами допинга в массовых количествах и «наличия государственной поддержки допинга» создано общественное мнение о том, что эти явления существуют. Причем все действующие лица: следователи, руководители комиссий, лица, принимающие решения о дисквалификации и отстранениях, принадлежат к англосаксонскому лагерю. В тех федерациях, где руководят англичане, наши команды были полностью дисквалифицированы. В других федерациях разобрались и признали обвинения недоказанными, а информацию – недостоверной. Это позволяет говорить о целенаправленной операции спецслужб западных государств по дискредитации российского спорта.

По инициативе депутата от Польши Анны Фотыги 10 октября 2016 года комитет Европарламента по иностранным делам одобрил проект резолюции под названием «Стратегические коммуникации ЕС как противодействие пропаганде третьих сторон», в которой утверждается, что Россия наравне с ИГ ведет информационную войну против Евросоюза, и среди угроз указываются российские СМИ – RT и Sputnik. Документ призывает включить стратегические коммуникации в сферу деятельности ЕС и создать профильное отделение борьбы с пропагандой. Таким образом, Евросоюз поставил в один ряд Россию и террористическое государство. Продолжается опасная тенденция вербовки российских СМИ либерального направления и отдельных блогеров – «борцов за свободу». Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Необходимо отметить, что Россия успешно противостоит деятельности данных «борцов».

Особо необходимо выделить принятие ряда законодательных актов, которые поставили барьеры на пути деструктивной деятельности англосаксонских деятелей. С 2012 года некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие иностранное финансирование, обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов6. В результате у указанных организаций возникли существенные проблемы с финансированием их деструктивной деятельности. Следующим шагом стало создание Минюстом Перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации7. Перечень создается на основании требований статьи 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».[8]


Кроме того, в течение четырех лет действия законодательства об иностранных агентах продолжалось значительное противодействие по линии «наша деятельность не является политической». Однако существующие проблемы были сняты в июне 2016 года принятием поправок в пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»9 . Дополнения в текст статьи определили, что политической деятельностью является «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике». Кроме того, к политической деятельности было отнесено «формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований»10. Попытки аналогичных встречных действий предпринимаются американской стороной.

Так, в июне 2016 года на слушаниях в Конгрессе экс-посол США в России Майкл Макфол высказал мнение, что не стоит в ответ на российскую пропаганду отвечать американской. По словам «архитектора перезагрузки», лучшим способом борьбы с дезинформацией будут «правдивые репортажи заслуживающих доверия журналистов из России, Украины и других стран». Но при этом прямая американская финансовая помощь независимым изданиям может им только навредить. Необходимо сосредоточиться на развитии программ обмена, организации учебы в американских и европейских университетах, стажировки в западных СМИ. Вместе с тем тот же Макфол 26 октября 2016 г. в статье для американского издания Washington Post предложил найти законодательный способ зарегистрировать российское агентство Sputnik и телеканал RT в качестве иностранных агентов. Параллельно с информационно-психологическим воздействием в киберпространстве резко обострилось технологическое противостояние, связанное с нарушением конфиденциальности, доступности и целостности информации ограниченного доступа. Пункт в) статьи 8 Доктрины в качестве одного из национальных интересов предусматривает «развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности».

По данным Интернет-портала Tadviser, на 2015 год около 60 стран занимаются разработкой средств компьютерного шпионажа, хакерских атак и наблюдения. В общей сложности 29 стран, включая Китай, Данию и Францию, имеют специализированные военные киберподразделения, занимающиеся противодействием угрозам информационной безопасности. В то же время 49 стран, включая Россию, Австралию, Бразилию и Египет, закупают специализированное хакерское программное обеспечение, а 63 страны, включая Чехию, Италию и Мексику, используют инструменты сплошного наблюдения как внутри страны, так и глобально, говорилось в исследовании WSJ.


Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере во многом зависят от скорейшего преодоления технологического отставания IT-индустрии, импортозамещения и создания независимой защищенной информационной инфраструктуры Российской Федерации, особенно на ее критических участках, что также отражено в Доктрине. Уже давно не секрет, что некоторые разработчики как аппаратного, так и программного обеспечения закладывают в свои продукты скрытые (недокументированные) возможности для последующего использования в своих интересах (или интересах своих покровителей). Вся информация о пользователях сети сохраняется и анализируется. Постоянно совершенствуются алгоритмы обработки «больших данных» и извлечения из них значимой информации. В условиях идеологического противостояния активизировалась деятельность иностранных разведок с использованием разнообразных технологий несанкционированного доступа и несанкционированного воздействия на информационные ресурсы, а также съема информации по техническим каналам.

На этом фоне для информационной безопасности государства жизненно важно перейти на импортозамещение иностранных технических средств и комплектующих компонентов, а также программного обеспечения компьютерных систем. Одним из примеров реализации государственной политики по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности в информационной сфере является Национальный центр управления обороны Российской Федерации (НЦУО РФ), введенный в эксплуатацию 1 декабря 2014 года. Наиболее важная информация, обрабатываемая НЦУО, оперативно отправляется в Ситуационный центр Президента РФ.

В конце 2015 года было завершено техническое обеспечение НЦУО. Начальник Центра генерал-лейтенант Михаил Мизинцев 25 ноября 2016 года озвучил, что частью системы взаимодействия являются 73 ведомства и организации. Новой задачей, которую поставил Сергей Шойгу, стала интеграция в систему всех субъектов федерации и предприятий оборонно-промышленного комплекса. В Центре обороны стоит цифровая техника, которая может управлять боем в Сирии. С советских времён мы всегда отставали по средствам связи, это было ахиллесовой пятой. Сегодня принципиально иная ситуация. Минобороны работает через космос, а также по другим секретным каналам. Мы обладаем возможностью так управлять войсками, что противник совершенно нас не видит».

Другим примером деятельности государственных органов по разработке стратегических мер повышения уровня информационной безопасности в данном направлении является заседание правительственной комиссии от 5 апреля 2016 года, где было решено, что МВД России станет одним из крупнейших потребителей отечественной электроники в 2016-2019 годах. Это следует из одобренного проекта плана гарантированных госзакупок российских микроэлектронных продуктов. В целях импортозамещения и модернизации Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД МВД России) министерство приобретает свыше 17 тысяч серверов на базе процессоров «Эльбрус-4С» и «Эльбрус-8С», а также телекоммуникационное оборудование для развертывания ведомственного центра обработки данных (ЦОД). Дополнительно планируется оснащение автоматизированных рабочих мест сотрудников ОВД 110-ю тысячами компьютеров «Таволга» на процессорах «Байкал-Т1».[9]


Следующей угрозой информационной безопасности, отмеченной в Доктрине, являются утечки информации. Аналитический центр InfoWatch 13 декабря 2016 года представил результаты глобального исследования утечек данных в период с 2013 по 2015 год, где отмечен значительный рост утечек данных в результате ошибочных действий персонала организаций. Если в 2013 году основная масса чувствительных данных в организациях (персональные данные, платежная информация, государственная и коммерческая тайна, а также секреты производства) была скомпрометирована в результате совершения умышленных утечек, то в последующие годы большая часть потерь критичной информации произошла вследствие непреднамеренных ошибок сотрудников.

Вывод: Представляется, что одним из важнейших направлений устойчивого государственного и регионального развития является дальнейшее укрепление взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества по вопросам, связанным с предупреждением межнациональных конфликтов и реализацией направлений и механизмов государственной миграционной политики Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Положениями ст. 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако очевидно, что получившему нормативное отражение в Конституции РФ правовому статусу личности должен соответствовать эффективный механизм воплощения правовых предписаний в повседневные общественные отношения.

Подводя итог рассмотрению некоторых положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, можно констатировать, что принятие Доктрины является очень важным и своевременным шагом. Необходимо отметить, что даже краткий анализ показал актуальность проблем, обозначенных в Доктрине, и необходимость незамедлительного и постоянного противодействия деструктивной деятельности иностранных элементов в информационной сфере. При этом, поскольку Доктрина является документом стратегического планирования в информационной сфере, на ее основе будут создаваться новые концептуальные документы. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что состояние системы информационной безопасности и результаты мониторинга реализации Доктрины будут отражаться в ежегодном докладе о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации.


Анализировать опасность, принимать меры по ее локализации и выбирать соответствующие методы, способы деятельности, направленные на защиту от возникшей угрозы. Стремление к безопасности для отдельного человека и социальной группы является естественным и обусловлено природой существования общества. Любые контакты с природными и социальными явлениями человек инстинктивно оценивает с точки зрения опасности для своей жизни, благополучия.

Система наднационального регулирования международных экономических отношений сейчас приобретает все большее значение в связи с процессами глобализации, интернационализации и международного разделения труда. Умение выстроить приоритеты так, чтобы интересы страны не были ущемлены, в настоящее время можно по праву назвать одной из ключевых задач национальной безопасности России.

Поддержание дружеских отношений с соседними странами, бесспорно, является важной составляющей безопасности, но, в тоже время, рассматривая современные экономические тенденции, можно заметить, что развитие регионализма влечет за собой увеличение взаимной торговли внутри основных международных интеграционных объединений, что не может не сказываться на внешнеэкономических связях страны.

Как известно, взаимная торговля интеграционных группировок, в основе которых лежит зона свободной торговли (ЗСТ) или таможенный союз, может вестись на условиях более выгодных, нежели предоставляемых третьим странам: торговля внутри ЗСТ и таможенных союзов является стандартным исключением и режима наибольшего благоприятствования. Именно благодаря взаимовыгодности подобной торговли в существующих интеграционных группировках сохраняется высокая доля внутри региональной торговли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля 2014 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1, 2; 2014. № 6. Ст. 548. Ст. 55.
  2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
  3. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 - ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. 1). Ст. 3378.
  6. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.
  7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 13 июля 2015 года, с изм. от 14 декабря 2015 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; № 27. Ст. 3880, 3881; № 30. Ч. 1. Ст. 4595; № 48. Ст. 6730; № 49. Ч. 1. Ст. 7018, 7020, Ч. 5. Ст. 7067; № 50. Ст. 7352; 2012. № 26. 3441; № 50. Ч. 5. Ст. 6967; 2013. № 14. Ст. 1645; № 26. Ст. 3207; № 27. Ст. 3477; № 48. Ст. 6165; № 52. Ч. 1. Ст. 6953; 2014. № 6. Ст. 558, 559, 566; № 30. Ч. 1. Ст. 4259; № 42. Ст. 5645; № 52. Ч. 1. Ст. 7542; 2015. № 7. Ст. 1021, 1022; № 10. Ст. 1393; № 29. Ч. 1. Ст. 4374.
  8. Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  9. Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 417 Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Защита населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (с изменениями на 17 декабря 2018 года) // СПС КонсультантПлюс.
  10. Приказ Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и торговли и ФСНК России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
  11. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации".
  12. Законопроект № 47571-7 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent& RN=47571-7&02.