Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Понятие национальной безопасности ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие национальной безопасности
1.2 Правовое регулирование национальной безопасности
2. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
2.1 Правовое регулирование национальной безопасности в Республики Коми
2.2 Состояние национальной безопасности в Республики Коми
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Идеи правового государства для современных демократических государств являются базовыми принципами, которые участвуют в формировании режима правового ограничения. Демократия не может существовать в отсутствие уважения к правам человека.
В начале декабря 2016 года Указом Президента РФ утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина), которая представляет собой базовый документ для формирования государственной политики, развития общественных отношений и выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.
Доктрина стала совокупностью официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Предыдущая Доктрина информационной безопасности была принята в 2000 году, в совершенно иных условиях, и действовала 16 лет. С тех пор мир кардинально изменился. Глобальное информационное пространство и возможности скрытого трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения отдельными государствами и организациями геополитических, военно-политических, а также террористических, экстремистских и криминальных целей в ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. Территориальное распределение пользователей национальных доменных зон в Интернете выходит за рамки государственных границ, что позволяет преступникам избегать преследования и наказания за противоправные действия. Киберпреступники и кибертеррористы в некоторых странах создают больше проблем, чем традиционный криминал.
Для общества осуществление государством защиты национальной безопасности очень значимо и важно. В национальную безопасность входит – экономическая безопасность, безопасность в Интернет пространстве, отсутствие угрозы терроризма и т.д.
Лично для меня национальная безопасность – это безопасная учеба, проживание. Безопасность моих близких. Отсутствие страха перед будущим страны, будущим моего региона.
Объект исследования - правоотношения по защите национальной безопасности.
Предмет – особенности правового регулирования защиты национальной безопасности в Республике Коми.
Цель курсовой работы состоит в анализе понятия безопасности.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие национальной безопасности;
- проанализировать особенностей правового регулирования национальной безопасности;
- анализировать правовое регулирование безопасности Республики Коми;
- анализировать состояние безопасности в Республики Коми;
- анализировать особенностей национальной безопасности в Республики Коми;
При написании работы использовались работы следующих авторов: Робозеров В.Ф., Кудрявцев В.Н., Трусов А.И., Литвинова И.В., Стогова Н.С., Швааб А.В.
Методы, использованные при написании работы – синтез, исторический, наблюдение, анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и источников.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие национальной безопасности
Безопасность – это Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз обеспеченными уполномоченными лицами.
Потребность в безопасности является одной из основных надобностей биологического объекта. Отсутствие возможности предвидеть и избежать опасности - это абсолютный проигрыш в гонке за выживание. Но только люди в состоянии видеть опасность в полной мере. Не инстинктивно, а осознанно.
В настоящее время 67% мирового экспорта приходится именно на торговлю внутри интеграционных объединений.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.
В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г., определены ключевые понятия и приоритетные направления обеспечения национальной безопасности.[1]
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве позволяют сейчас говорить о том, что Россия является ядром притяжения для остальных стран евразийского пространства. Образовательные и культурные факторы в свете миграционных процессов обращают нас к ряду вызовов. Миграционные вызовы национальной безопасности РФ Договор о Евразийском экономическом союзе вступил в силу 1 января 2015 г. и сейчас страны ЕАЭС — Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Кыргызстан обсуждают социально-политические аспекты миграционной ситуации. Во-первых, это связано с тем, что появилось понимание необходимости принятия мер и программ построения дифференцированной модели интеграции. Во-вторых, поскольку одним из ключевых направлений развития Евразийского экономического союза является формирование единого рынка труда и услуг мы наблюдаем, как изменения в области миграционного законодательства в странах ЕАЭС влияют на трудовую миграцию и социальное обеспеченье.
В связи с изменением правил въезда трудовых мигрантов на территорию Российской Федерации страны Союза независимых государств (СНГ), которые не являются членами ЕАЭС, столкнулись с рядом ограничений. Сейчас граждане из стран ЕАЭС для ведения трудовой деятельности на территории России, например, освобождаются от необходимости сдавать экзамены, получать медицинские справки и т. д.
В-третьих, вопросы социально-экономических последствий миграционной ситуации на евразийском пространстве стали предметом обсуждения в свете актуализации проблемы радикализации населения Центральной Азии и трудовых мигрантов. Таким образом, можно говорить о том, что миграция в ЕАЭС и рынок труда отчасти отражают состояние социально-экономической ситуации в государствах-членах интеграционного объединения и в тоже самое время фокусируют наше внимание на роли государств в решении социально-политических и экономических вопросов.
Подводя итог, неясно как именно отразиться создание Таможенного союза на национальных экономиках стран-участниц, и в первую очередь на экономике России и ее национальной экономической безопасности. Не до конца ясны некоторые механизмы, регулирующие торговлю товарами, другие же останутся на первом этапе в ведении национальных органов власти и будут переданы Комиссии Таможенного союза или другому вновь созданному органу только на последующих стадиях. Хотя в настоящее время высказывается достаточное число оптимистичных прогнозов, касательно выигрыша российской экономики от создания Таможенного союза, серьезные опасения в отношении будущего Союза вызывают предыдущие неудачные попытки создания объединений на территории бывшего СССР.
1.2 Правовое регулирование национальной безопасности
В информационном пространстве развернулись широкомасштабные войны, где информация используется как оружие нападения и защиты. При непосредственном использовании социальных сетей и технологий информационно-психологического воздействия в ряде стран были организованы государственные перевороты. В противостоянии идеологических систем возникли такие модели межгосударственного развития, как «англо-саксонский мир», «арабский мир», «русский мир», «европейская цивилизация» и т.д.
Указ Президента России от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями 07.12.2016).
Так, такие требования мы видим в Указе Президента России от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»17 (а также о промышленной политике).
Целесообразно отметить то, что правоохранительным органам (и Минобороны) имеющим свои ведомственные образовательные организации следует учитывать постановления Правительства России: от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изм. 13.05.2016); от 05.08.2013 № 661 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений». А также Указ Президента России от 9 сентября 2008 г. № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» (с изм. 05.08.2015), изданного в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Они выражаются в разработке дополнительных учебно-образовательных предметов, дисциплин – например «Правовое положение МВД России, Минобороны России», «Транспортно-техническая безопасность» и т.д. По существу, деятельность тех или иных правоохранительных органов (скажем, ОВД (полиции) и Росгвардии) в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах сегодня не обеспечить через совершенствования совместных действий. Или же пересмотр деятельности ОВД (полицией) и иными правоохранительными органами о порядке взаимодействия органами государственной власти и ОМС.[2]
Притом, если созданы военная полиция или Росгвардия, то, наверное, законодателям следовало бы конкретизировать и данных субъектов, обеспечивающих правопорядок и безопасность. Тем более, Росгвардии преданы подразделения (полицейские) ОВД РФ. Такие государственные функции как охрана объектов (собственности) и сопровождение грузов, инспектирование ведомственных охран (контроль частной охранной деятельности) и др., которые параллельно обеспечивают также правопорядок на охраняемых объектах.
В России на страже законных прав и интересов ребенка стоят различные органы и ведомства, в том числе, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Деятельность указанных подразделений регламентирована Приказом МВД России от 15 окт. 2013 г. № 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации".[3] Перечень задач, стоящих перед подразделениями ПДН достаточно обширен.
Отметим лишь некоторые из них. Так, подразделения ПДН проводят профилактическую работу в отношении, как несовершеннолетних, так и в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Кроме того, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации или его заместителя. Гарантии прав человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Можно сказать, что гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану, а так же защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.[4]
Несовершеннолетние, наряду со взрослыми, имеют возможность воспользоваться правом на защиту своих нарушенных прав и законных интересов. Статья 56 Семейного кодекса РФ предусматривает право ребенка на защиту от различного рода посягательств со стороны членов семьи. Пункт 2 настоящей статьи говорит о том, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.[5]