Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Сущность лидерства ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассмотрим роль лидерства в системе организации менеджмента.Целью работы является изучение понятий авторитет,лидерство,власть, а также определение роли руководителя в процессе его организационной работы.
Мир меняется,изменяются отношения между руководителем и работником.За последние годы отношение к работе с персоналом резко изменилось в результате развития предприятий, интернационализации их деятельности.На рынке труда появились новые условия, претерпели изменения трудовые отношения в сторону социальных ценностей. Производственная этика достигла более высокого уровня.Действует более строгое трудовое законодательство, устанавливаются более высокие требования к квалификации работника,организуются курсы повышения квалификации и т. д. Предпринимательско - рыночный подход стал ведущим в работе с кадрами. Сегодня вырабатывается новая стратегия в управлении персоналом с целью создания единой системы ,в которой различные методы работы с кадрами будут взаимосвязаны друг с другом.Современным предпринимателям для успешного ведения бизнеса должны владеть необходимой информацией о приемах и методах управления персоналом, способствующих реализовать общую стратегию фирмы.
Отношения между руководителем и персоналом являются важным аспектом функционирования социальных организаций.Говорят, что при выборе места работы надо сначала узнать,кто является руководителем и каковы отношения руководитель - работник . Современные организации,фирмы, пользующиеся успехом,как правило, имеют блестящего руководителя,авторитет которого решает много вопросов. Эффективное исполнение любой деятельности требует от организатора необходимых психологических важных качеств(лидерство,решительость,трудолюбие,ответственность и т. д.) и высокого профессионализма.Руководитель,наделенный такими качествами,может успешно управлять предприятием.
Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидер является символом единства и поведения трудового коллектива. На любом предприятии человеческий фактор,как правило ,имеет большое значение и его роль незаменима. Руководитель предприятия должен обладать как лидерскими качествами,так и профессиональными ,должен быть хорошим администратором и одновременно стараться находить общий язык с подчиненными. Современная теория менеджмента уделяет большое внимание вопросам лидерства и успешного руководства в организации. На эту тему написано и опубликовано большое количество исследований. Руководство (управление) определяется следующим образом:это целенаправленное воздействие лидера на оптимизацию усилий членов организации и ресурсов ради достижения целей организации.
Лидерствօ – это способность эффективно воздействовать на отдельные личности и группы людей.
Влияние - поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого индивида.
Власть — возможность влиять на поведение других людей.
Авторитет — заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллектива.
Таким образом,эффективное руководство — это сочетание лидерства, власти, влияния и авторитета в одном лице. Если управляющий по своим личным качествам лидер, в его руках находится реальная власть, и он владеет всеми методами влияния на людей, то в таком случае возможно эффективное руководство. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации власть руководителя основана на поддержке подчиненных. Вопрос лидерства и эффективного руководства всегда был актуальным.Он находился в центре внимания как отечественных исследователей,так и зарубежных. Причем этим вопросом занимались и психологи,и экономисты.Руководители должны воздействовать на работников таким образом, чтобы подвести их к действию - эффективной работе, необходимой для достижения целей организации. В целях достижения эффективного лидерства и влияния, руководитель должен укреплять и применять власть.
Задачами данной курсовой работы являются:
- выявить сущность понятий «лидерство»,«власть» и «влияние»
- рассмотреть разнообразные формы власти и влияния;
- показать степень влияния менеджера на подчиненного;
- выяснить необходимость власти в управлении;
- рассмотреть фактор власти подчиненных;
- выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты власти в организации управления
Понятие и сущность лидерства
1.1.Сущность лидерства
Лидерство — это умение оказывать воздействие на отдельные личности и группы людей. Власть - это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руководителю не подчинены, например, это работники других подразделений и организаций, клиенты. Кроме того, большинство работников в современных организациях не будет полностью подчиняться всем приказам только потому, что они отданы начальником.Для достижения эффективного функционирования организации необходимо надлежащее применение власти. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет эффективно управлять организацией. Таким образом, важность и актуальность темы данной работы не вызывает сомнений.Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
На любом предприятии существуют сложившиеся убеждения относительно того, как должна быть организована работа, как должно осуществляться управление, как нужно стимулировать и контролировать персонал.Совокупность этих убеждений представляет собой организационную культуру предприятия, которая достаточно тесно связана с организационной структурой управления (ОСУ). ОСУ тесно связана с распределением полномочий, с формами осуществления полномочий, с формами власти и влияния на персонал. Лидерство - это уникальное управленческое качество. Это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы,направляя их усилия на достижение целей организации.
Влияние - это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и пр. другого индивида.
«Лидерство ⎯ это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это»,[1]⎯ говорил Дуайт Эйзенхауэр, известный военачальник и американский президент, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей.
«Менеджмент ⎯ это искусство добиваться необходимого, а лидерство ⎯ искусство определять, чего необходимо добиться», ⎯ утверждал Питер Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Росс Перо, который считал, что «людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой».
Лидерство как социально-психологическое влияние личности на группу возникает из психологии человека, его стремления к превосходству там, где есть потребность в интегрированных действиях (обычно ⎯ неформальных, стихийных), направляющих активность людей и групп в интересах фирмы.
Лидерство ⎯ составная часть эффективного руководства. Оно не существует вне управления, не заменяет администрирование, а дополняет его; более того, они могут переходить друг в друга. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. В целом администраторы руководят в пределах заданной сферы ответственности и в рамках установленных процедур и не создают нового. Лидеры же, напротив, сами формируют контекст и задачи, занимаются творчеством.
Администраторы предпочитают поддерживать порядок, стабильность и контроль, быстрее решить проблему, часто не до конца усвоив преподносимый ею урок. Лидеры, напротив, готовы терпеть хаос и отсутствие упорядоченности и могут оттягивать решение того или иного вопроса до тех пор, пока как следует не разберутся в нем.[2]
Цели администраторов продиктованы скорее необходимостью, чем их желаниями; они наилучшим образом умеют сглаживать конфликты между сотрудниками и даже целыми подразделениями; для них важно, чтобы обе стороны остались довольны и организация продолжала успешно выполнять свои повседневные функции. Лидеры работают на долгосрочную перспективу, своей энергией вдохновляя подчиненных и стимулируя творческое начало в работе. Их отношения с подчиненными и коллегами часто бывают очень эмоциональными, а их рабочая среда ⎯ хаотичной. Для достижения успеха компаниям нужны как хорошие лидеры,так и опытные администраторы.
Руководитель организации - это человек, который является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Существует три основных подхода к определению факторов эффективного лидерства: 1) подход с позиции личных качеств; 2) поведенческий; 3) ситуационный. [3]
1. Личностная теория лидерства (теория великих людей). Согласно этой теории, эффективные руководители обладают определенными личностными качествами.Это,в первую очередь,профессиональные знания, уровень интеллекта , интересная внешность, правдивость, здравый смысл, инициативность,умение принимать решения, высшее экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Начиная с 40-х г., ученые особенно активно стали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Однако до сих пор нет единого мнения о наборе качеств, которые характеризуют настоящего лидера. Оказалось, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. То есть в разных ситуациях требуются различные личные качества.
Поэтому современный вывод такой: не существует такого набора личных качеств, которые присутствуют у всех эффективных руководителей. А человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств.
2. Поведенческий подход.
Согласно этому подходу к лидерству, эффективность руководства определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Именно от манеры поведения зависит стиль руководства, который может быть или автократичным, или демократичным или либеральным. Основной недостаток этого подхода заключается в бытующем мнении, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Но многими исследователями доказано, что нет единого для всех стиля руководства и, соответственно, лидерства. Поведенческий подход, исследуя образцы поведения лидеров, пытается усмотреть не то, что делают те или иные лидеры,а то,как они делают,какой стиль их поведения,какие методы они используют. Эти исследования дали возможность рассмотреть деятельность лидера с точки зрения стилей его руководства, среди которых были выделены три основных:авторитарный; демократический; либеральный.[4] 3.Ситуационный подход.
Ситуационный подход в теории лидерства ориентирует руководителя на три фактора его поведения: лояльность в отношениях “руководитель-подчиненный”; определенность в постановке задач и четкость распределения должностных полномочий. В рамках рассматриваемого подхода наиболее эффективным лидерством обладают руководители, образцы поведения которого связаны с организацией и определением структуры отношений в группе (определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур деятельности) и с отношениями между лидером и исследователями (дружественность, взаимное доверие, симпатии, желание что-то сделать друг другу, ответственность и др.). Последнее обстоятельство характеризует ориентацию руководителя либо “на работу”, либо “на человека”.[5] Эффективное лидерство должно быть ориентировано на оптимальное сочетание этих двух направлений. Два первых указанных подхода не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководителя. Однако доказано, что для достижения эффективного руководства имеют большое значение дополнительные (ситуационные) факторы. К ним относятся: личные качества подчиненных,их потрбности, характер задания, воздействие среды, имеющаяся информация.Поэтому современная концепция лидерства исходит из ситуационного подхода. Он заключается в том, что стиль и метод управления выбираются руководителем,исходя из характера конкретной ситуации. Отсюда можно сделать вывод,что руководитель - лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Для эффективного управления руководитель-лидер должен применять также власть. Хотя понятие власти вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как Джордж Актон сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. Однако сила - вовсе не обязательный компонент власти.[6]В управленческой литературе власть определяется как способность оказывать влияние на поведение людей. Власть может относиться к отдельному человеку, группе людей и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает,что:власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;- тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.Власть- это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого.[7] Обладание властью - это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть - это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется применять власть для достижения эффективного функционирования организации.