Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации на примере ИП Луцик Н.В..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Прибыль предприятия как экономическая категория
1.2. Рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности предприятия
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИП ЛУЦИК Н.В.
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ доходов и расходов ИП Луцик Н.В.
2.3. Анализ прибыли и рентабельности продаж ИП Луцик Н.В.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИП ЛУЦИК Н.В.
3.1. Основные мероприятия, направленные на уменьшение издержек и увеличение прибыли
3.2. Прогнозирование показателей деятельности ИП Луцик Н.В. по увеличению прибыли и рентабельности
Исходя из таблицы 3 видим, что товарооборот в течение всего анализируемого времени примерно на 40 % отличается от валовой прибыли организации, это свидетельствует о том, что ИП Луцик Н.В. имеет очень высокие обороты, которые эффективно сочетаются с меньшими по объему и структуре расходами организации. Таким образом, доля прибыли до налогообложения ниже товарооборота и составила в 2017 г. - 55,4% и 2018 г. - 55,6%.
Рассмотрим динамику прибыли по основным источникам ее формирования за 2016 - 2018 гг. данные сведем в таблицу 4.
Таблица 4
Динамика прибыли по источникам формирования ИП Луцик Н.В.
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, % |
|
2017 к 2016 г. |
2018 к 2017 г. |
||||
Товарооборот, тыс. руб. |
1489333 |
1537869 |
1574545 |
3,2 |
2,3 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
659588 |
679762 |
687223 |
3,05 |
3,4 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
613588 |
619762 |
629223 |
1,0 |
3,7 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
509270 |
519809 |
534578 |
2,06 |
2,8 |
Из таблицы 4 видим, что за 2016 - 2017 гг. товарооборот и валовая прибыль увеличиваются на 3,2 %, тогда как за 2017 - 2018 гг. на 2,3%.
Прибыль до налогообложения в 2016 - 2017 гг. уменьшается на 1 %, снижая тем самым чистую прибыль предприятия также на 2,06 %. В 2017 - 2018 гг. прибыль до налогообложения увеличивается на 3,7 %, что позволяет увеличить чистую прибыль на 2,8 %, так как после прибыли до налогообложения единственный фактор, который влияет на чистую прибыль, это налог на прибыль.
Рассмотрим состав и динамику каждого источника формирования чистой прибыли организации, определим положительно или отрицательно влияет на конечный результат деятельности ИП Луцик Н.В. за 2016 - 2018 гг. Полученные данные сведем в таблицу 5.
Таблица 5
Состав и динамика источников формирования чистой прибыли ИП Луцик Н.В.
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, % |
|
2017 к 2016 г. |
2018 к 2017 г. |
||||
Товарооборот, тыс. руб. |
1489333 |
1537869 |
1574545 |
3,2 |
2,3 |
Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
829745 |
858107 |
897322 |
3,4 |
4,5 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
659588 |
679762 |
687223 |
3,05 |
3,4 |
Коммерческие расходы |
34200 |
37500 |
39000 |
9,6 |
4 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
613588 |
619762 |
629223 |
1,0 |
3,7 |
ЕНВД |
27 185,7 |
27 185,7 |
28 244,1 |
- |
3,8 |
Прочие расходы |
65000 |
69140 |
72800 |
6,3 |
5,2 |
Затраты на оплату труда |
181,6 |
185,8 |
187,3 |
2,3 |
0,8 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
509270 |
519809 |
534578 |
2,06 |
2,8 |
Из таблицы 5 видим, что на динамику и формирование чистой прибыли организации влияет изменение различных показателей деятельности предприятия. Так товарооборот организации за 2016 - 2018 увеличивается, максимальный рост отмечается в 2016 - 2017 г. он составил 3,2 %, тогда как 2018 г. он увеличился лишь на 2,3 %. Как следствие себестоимость также увеличилась, видим, что ее прирост в 2018 г. превышает прирост товарооборота, что привело к снижению темпа прироста валовой прибыли организации на 3,4 %.
Существенным регулятором товарооборота являются коммерческие расходы организации. Сравнивая коммерческие расходы с уровнем валовой прибыли видим, что они в 2016 - 2017 находятся на достаточно высоком уровне и составляют 9,6 %. В 2018 коммерческие расходы имеют тенденцию к снижению на 5,6%. Из этого следует, что коммерческие расходы организации существенно не влияют на динамику товарооборота.
Для ИП Луцик Н.В., как предприятия торговли, осуществляющего розничную торговлю продуктами питания, издержки включают:
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
- амортизацию основных средств.
Рассмотрим состав затрат ИП Луцик Н.В. полученные данные сведем в таблицу 6.
Таблица 6
Динамика затрат ИП Луцик Н.В. за 2016 - 2018 гг.
Расходы |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, % |
|
2017 к 2016 г. |
2018 к 2017 г. |
||||
Расходы от обычного вида деятельности, всего |
34200 |
37500 |
39000 |
9,6 |
4 |
в т.ч. материальные затраты |
4745 |
5107 |
5429 |
7,6 |
6,3 |
Затраты на оплату труда |
181,6 |
185,8 |
187,3 |
2,3 |
0,8 |
Отчисления на социальные нужды |
18000 |
18000 |
18000 |
- |
- |
Амортизация |
2100 |
2000 |
2200 |
- 4,7 |
1 |
Прочие расходы |
65000 |
69140 |
72800 |
6,3 |
5,2 |
Итого |
300900 |
317547 |
319300 |
5,5 |
0,5 |
Более подробно рассмотрим динамику затрат на рис 5.
Рисунок 5. Динамика затрат ИП Луцик Н.В.
Таким образом, основные показатели, которые оказывают наибольшее влияние на формирование чистой прибыли ИП Луцик Н.В. за 2016 - 2018 гг. являются: прочие расходы, расходы на заработную плату и себестоимость.
2.3. Анализ прибыли и рентабельности продаж ИП Луцик Н.В.
Анализируя прибыль ИП Луцик Н.В. необходимо выявить те показатели, которые наиболее сильно влияют на товарооборот, полученные данные сведем в таблицу 7.
Таблица 7
Структура доходов ИП Луцик Н.В. за 2016 - 2018 гг.
Расходы |
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение показателей от выручки, % |
||
2016 |
2017 |
2018 |
||||
Выручка от реализации |
1489333 |
1537869 |
1574545 |
100 |
100 |
100 |
Бакалея |
340050 |
321800 |
301400 |
22,8 |
20,9 |
19,2 |
Молочная продукция |
150600 |
175450 |
200070 |
10,1 |
11,4 |
12,7 |
Колбасные изделия |
129834 |
140690 |
139300 |
8,7 |
9,3 |
8,9 |
Мясная продукция |
399518 |
428900 |
480500 |
26,8 |
27,8 |
30,5 |
Мороженое и напитки |
469331 |
471029 |
453275 |
31,6 |
30,6 |
28,7 |
Более наглядно динамику продажи каждой группы товаров рассмотрим на рисунке 6.
Рисунок 6. Динамика продаж товарных групп
Исходя из таблицы 7 и рисунка 6 делаем вывод, что наибольшую часть выручки от реализации составляет продажа мороженого и напитков в 2016 г. было продано на 469331 руб., в 2017 - 471029 руб., а в 2018 году произошло снижение и было продано на 453275 руб. Также больше всего влияет на выручку от продаж мясная продукция в 2017 г. она составила 428900 руб., а в 2018 г. - 480500 руб. Также влияет на выручку от продаж бакалея в 2017 г. ее доля составила 321800 руб., в 2018 г. произошло снижение, и составила 301400 руб.
Таким образом, сделаем вывод, о том, что на первом месте по продажам мясная продукция она составила в 2018 году 30,5% выручки, на втором месте мороженое и напитки они составили 28,7 % выручки, бакалея составляет 19,2 % выручки, а молочная продукция составляет 12,7% выручки.
Проведем анализ показателей рентабельности за 2016 – 2018 гг. полученные данные сведем в таблицу 8.
Таблица 8
Показатели рентабельности ИП Луцик Н.В. за 2016 – 2018 гг.
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, % |
|
2017 к 2016 г. |
2018 к 2017 г. |
||||
Рентабельность продаж, % |
44,2 |
44,2 |
43,6 |
- |
- 1,3 |
Рентабельность собственного капитала, % |
60,1 |
57,1 |
52,4 |
- 4,9 |
- 8,2 |
Рентабельность оборотных активов, % |
34,1 |
33,8 |
33,9 |
- 0,8 |
0,2 |
Рентабельность продаж за 2016 г.
Рентабельность продаж за 2017 г.
Рентабельность продаж за 2018 г.
Рентабельность собственного капитала 2016 г.
Рентабельность собственного капитала 2017 г.
Рентабельность собственного капитала 2018 г.
Рентабельность оборотных активов за 2016 г.
Рентабельность оборотных активов за 2017 г.
Рентабельность оборотных активов за 2018 г.
Рентабельность оборотных активов показывает прибыль, которую ИП Луцик Н.В. получает с каждого, вложенного в оборотные активы рубля и отражает эффективность использования этих активов. Более наглядно рассмотрим динамику рентабельности за 2016 – 2018 гг. на рис 7.
Рисунок 7. Динамика рентабельности за 2016 – 2018 гг.
В 2016 году рентабельность продаж составила 44,2%, рентабельность собственного капитала составляла 60,1 %., рентабельность оборотных активов составляла 34,1%, что указывало на достаточно эффективную деятельность ИП Луцик Н.В. Проанализировав 2017 – 2018 гг. мы видим, что показатели рентабельности снижаются, так рентабельность продаж в 2018 году снизилась на 1,3%, рентабельность собственного капитала на 8,2 %, рентабельность оборотных активов незначительно увеличилась всего на 0,2%, хотя в 2017 снизилась на 0,8 %.
Таким образом, несмотря на то, что рентабельность продаж снижается, в целом можно отметить, что ИП Луцик Н.В. находится в достаточно хорошем финансово-экономическом положении и имеет положительную динамику результатов хозяйственной деятельности.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИП ЛУЦИК Н.В.
3.1. Основные мероприятия, направленные на уменьшение издержек и увеличение прибыли
Основными мероприятиями для снижения издержек и увеличения прибыли и рентабельности для ИП Луцик Н.В. являются:
- снижение цен на менее популярные группы товаров на 5 %;
- поиск поставщиков с более низкими ценами на продукты питания;
- установка платежного терминала Qiwi/Киви.
Первое мероприятие это снижение цен на менее популярные группы товаров, как было установлено это колбасная и молочная продукция, считаем, что это позволит увеличить выручку.
Рассчитаем выгодность скидки в 5 % по формуле:
,
Получается скидка на молочную продукцию:
200070/(1 – 5%/100%) = 210 600 руб.
210600 – 200070 = 10530 руб.
Скидка на колбасную продукцию:
139300/(1 – 5%/100%) = 146 631 руб.
146 631 – 139300 = 7 331 руб.
10 530 + 7331 = 17861 руб.
Применение скидки в 5% на молочную и колбасную продукцию позволит увеличить выручку на 17861 руб.
Второе мероприятие поиск поставщиков с более низкими ценами, позволит сократить себестоимость. ИП Луцик Н.В. уже работает с определенными поставщиками на основании договоров, но в городе Усть-Илимске есть оптовые базы, которые предлагают точно такой же товар, но более низкой цене, разница в ценах от 3 до 5 рублей за единицу товара. Заключение договоров с данными оптовыми базами позволит существенно снизить себестоимость приобретаемых продуктов.
Следующее мероприятие установка в магазине платежного терминала Qiwi/Киви для ИП это будет экономически выгодно, так как данный терминал единственный во всем дачном кооперативе, а также позволит привлечь больше покупателей и получать арендную плату.