Файл: Цветопередача и сущность картины А.В. Куприна «Натюрморт с тыквой».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема моей курсовой работы «Цветопередача и сущность картины А.В. Куприна «Натюрморт с тыквой».

Объект исследования - описание репродукции картины Александра Куприна «Натюрморт с тыквой»

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения А.В. Куприна «Натюрморт с тыквой».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы, наибольший интерес был проявлен к картине А.В. Куприна «Натюрморт с тыквой».

Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения А.В. Куприна его произведений, было подчеркнуто большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства.

Истоки натюрморта можно увидеть на протяжении всей истории: в египетских гробницах, можно найти декоративные росписи, а на рисунках в вазах, созданных древними греками, раскрыто большое умение иллюстрировать обычные предметы и животных. 

Хотя живопись натюрморта уходит корнями в древность, именно в эпоху Возрождения она превратилась в полноценный и независимый жанр. В то время как большая часть натюрмортов средневековья на Западе была создана с основной целью дополнения христианской иконографии, жизненная сила эпохи Возрождения вызвала интерес к светским предметам, которые в конечном итоге освободили бы поле, и открыли полностью новый вид искусства.

Натюрморт стал свидетелем преобразующей и интересной эволюции от низа иерархии художественных жанров - его предметы не считались гуманистами настолько важными, чтобы их стоило рисовать. Однако это было до появления великолепных натюрмортов голландского Золотого века, возникших в протестантском духе, когда считалось, что каждую часть Божьего творения стоит изобразить. Во Франции он пережил возрождение в конце девятнадцатого века, когда художники-модернисты обнаружили, что натюрморт – это идеальный предмет для формального исследования различных стилей, цветов и композиций. Натюрморты заметно росли в популярности. Пионер модернизма Эдуард Мане исследовал различные темы, от ветчины до сирени, и заявил, что «художник может сказать все, что он хочет, с фруктами, цветами или даже облаками».


В то время как жанр натюрморта золотого века голландской и фламандской культуры был переполнен драгоценностями, вазами, свечами, вином и едой роскошной жизни, а также черепами, тикающими часами и цветами в качестве метафоры для краткости жизни, эстетика этих классических произведений несравнима с произведениями современных художников, которые теперь переносят подобные темы от своих творческих предшественников.

Современные художники во всех средствах массовой информации переосмыслили традиционный натюрморт свежим взглядом, сохраняя при этом внимание к повседневным предметам, которые информируют, вдохновляют и усиливают обыденное существование. Фотосъемка

Волшебство натюрмортных картин заключается в том, что они могут показать нам новый взгляд на обычные объекты вокруг нас. Как только они помещены в определенную договоренность и затем захвачены краской, тушью, пастелью или любым другим средством - объекты приобретают совершенно новый смысл. Они пронизаны жизнью за пределами обычного. Их существование становится записанным во времени.

Объекты, выбранные для натюрморта, часто имеют особое значение, как на личном, культурном, общественном, религиозном или философском уровне. Темы, окружающие художественные работы, часто вызывают самоанализ и отражение в зрителе. То, как изображаются предметы, может вызывать самые разные эмоции, в зависимости от их расположения, а также от освещения, выбора цвета и обработки краски. Это все, что нужно учитывать при просмотре натюрморта.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества А.В. Куприна в контексте эпохи

Александр Васильевич Куприн родился 22 марта 1880 г. в Воронежской области. Он учился в Воронежской бесплатной школе «Живописи и рисования» затем продолжил образование в Петербурге в частной школе.

Александр Васильевич Куприн, один из величайших мастеров русского искусства первой половины ХХ века, был выдающимся мастером индустриального пейзажа. Также известен как один из активных членов знаменитой ассоциации «Бубновый валет» и член ассоциации «Московские художники».


Его учителями были выдающиеся художники, такие как Константин Юон, Абрам Архипов и Константин Коровин. В Борисоглебске А.В. Куприн учился, а позже работал клерком на железной дороге. Между тем, увлечение искусством привело его к вечерним занятиям Общества любителей искусства.

Затем, решив стать художником, он отправился в Петербург (1902). Там он посещал мастерскую А.Е. Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году уехал из Петербурга в Москву.

В Москве он учился в мастерской выдающегося художника Константина Юона, а через два года - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В школе он оказывается очень непослушным учеником.

Между тем, в 1908 году он впервые увидел новую французскую живопись в частных коллекциях московских меценатов. Увлеченный ею, он начал создавать под влиянием последних тенденций французского искусства. И уже в том же году экспонировал свои работы на различных выставках, в том числе в салоне «Золотое руно», где были представлены последние тенденции французского искусства. Однако в 1910 году ему пришлось покинуть школу и с тех пор начал свои эксперименты в искусстве на многие годы вперед.

Куприн становится одним из активных членов ассоциации «Бубновый валет». С 1910 года, почти четырнадцать лет, он писал в основном натюрморты. Сначала это были кубистские произведения, затем в них постепенно смягчается геометрия форм. Но все это осталось в рамках программы «Бубновый валет».

«Пейзаж с церковью» - является первой работой, написанной А.В. Куприным после посещения им Ростова Великого и города Торжок в 1908. Затем он путешествовал по Франции и Северной Италии с 1913 по 1914. Также Александру Куприну доводилось работать в Крыму.

Он участвовал в создании мозаичных панно для Суворовского музея в Петербурге в оформлении Баку к «годовщине революции» Его творчество развивалось в русле постимпрессионизма и кубизма. А.В. Куприн в первые посетил собрание в С.И. Щукина в 1908 году. Там Куприн познакомился с М.Ф. Ларионовым, который привлек его к участию в выставках «Золотое руно» и «Бубновый Валет».

Поездка во Францию является причиной написания А.В. Куприным таких картин, как: «Натюрморт с тыквой», «Натюрморт с синим подносом», «Оливковые деревья в Ментоне». Картину «Натюрморт с тыквой» он написал в 1912 году, а «Натюрморт с синим подносом» и «Оливковые деревья в Ментоне» в 1914 году. Ненадолго возглавив «Бурный валет» Куприн вошел в контакт с представителями радикального авангарда, но это ненадолго вскоре Куприн покинул общества и вскоре пришел в «Мир искусства».


Таким образом рубеж новаторства бубнововалетцев, на позиции раннего-фигурного и живописного авангарда. В 1917 году Куприн А.В. создал свой индивидуальный стиль. Куприн А.В. сохранил жанровую структуру (натюрморт, пейзаж) так же сохранил предметный антураж (посуда, цветы).

В 1920 году он уехал в Нижний Новгород, где возглавляет художественные мастерские Нижнего Новгорода и Сормово.

Кубизация формы, ритмические сдвиги и цветовые контрасты служат образному строю экспрессии. У А.В. Куприна ослабляется интерес к материалу, фактуре предметов. Художник часто изображает искусственные цветы и муляжи фруктов. Затем в 1921 г. обращает внимание к технике коллажа, которая позволил полностью освободиться от передачи объёма и реальных фактурных характеристик. Куприн сталкивает контрастные формы.

Год его возвращения в Москву (1924) стал переломным для его искусства. Он ссылается на реалистичный пейзаж и в 1926-1930 годах совершает ежегодные поездки в Бахчисарай, где создает свои первые значимые реалистичные картины.

Новый советский период в его искусстве был в 1930-1934-х годах. Художник работает в стиле индустриального пейзажа, изображая фабрики в Днепропетровске и Москве, нефтяные месторождения в Баку. В эти годы он снова превращается в Крым, а перед самой войной - в мотивы русского характера.

С 1945 года крымские пейзажи вновь привлекают внимание художника, и, наконец, в своих последних работах он возвращается к индустриальным темам [2].

Советский художник Александр Куприн испытал почти все художественные пристрастия и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых советских художников.

К реализму Куприна он привел сложный процесс добавления нового человека и нового художника, процесс слияния работ художника с общественной и художественной жизнью новой социалистической страны.

Однако было бы неправильно утверждать, что Куприн в юности и Куприн, реалист в момент его творческой зрелости - это два совершенно разных художника.

Итак, наше внимание привлекла работа А.В. Куприна «Натюрморт с тыквой». Художник в ней пытался что-то сказать через изображенные предметы, видно то, что приносило ему неимоверную радость. Центральный предмет - тыква сияет настолько живо, что французское слово «натюрморт» - природа морта или мертвая натура - вряд ли применимо. Эти предметы выражают жизнь настолько яркой, насколько это возможно, момент красоты запечатлен на вечность. 

Великолепный натюрморт восхваляет красоту природы. Эта картина объединяет овощи разных сезонов, которые дополняют друг друга. Тыква нарисована с немного приподнятой точки зрения, скорее крупным планом, нежели удаленные по отношению к ней перцы.


Но работа А.В. Куприна делает намного больше, чем просто изображение овощей - она ​​опосредует впечатление художника о них. Зритель на самом деле может почувствовать то, что почувствовал художник, когда он рисовал эту картину, и быть очарованным фейерверками и пиротехникой, вызванными взрывом цвета в натюрморте. 

Его работа демонстрирует великую интеллектуальную силу; влюблен в живую красоту природы. Вдохновленный желанием проверить свои впечатления своим умом, в его искусстве возникает искра творческого, познавательного проникновения в изображенный им мир.

Натюрморты А.В. Куприна, таким образом, ни в коем случае не мертвая природа, а, наоборот, очень живые. Солнце тепло светит на эту композицию, которая выглядит так аппетитно.

Через изображение художник всегда подчеркивает середину натюрморта, выставляя его без рамок. 

Стоя на выставке подобных работ, мы не восхищаемся аранжированными композициями, но сталкиваемся с различными углами жизни, стоящими неподвижно, сосредотачивая наше внимание на различных объектах одновременно. 

Так что же происходит с натюрмортом сегодня? Поскольку все живут быстрой жизнью, искусство может заставить нас в один миг задуматься и по-настоящему взглянуть на окружающую среду.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

Картина «Натюрморт» (также известная под французским названием « Nature morte» ) - это предмет, в котором предметом является расположение неодушевленных предметов. Обычно эти предметы устанавливаются на стол и часто включают в себя органические предметы, такие как фрукты и цветы, и предметы домашнего обихода, такие как стеклянная посуда и текстиль.

Термин «натюрморт» происходит от голландского слова «s tilleven», которое приобрело известность в 16 веке. Хотя именно в это время натюрморт получил признание как жанр, его корни уходят в глубокую древность.

На французском языке натюрморт называют природой морте (буквально «мертвая природа»).

Натюрморт может быть реалистичным или абстрактным, в зависимости от конкретного времени и культуры, в которой он был создан, а также от конкретного стиля художника. Натюрморт - популярный жанр, потому что художник полностью контролирует сюжет картины, освещение и контекст. Художник может использовать натюрморт символически или аллегорически, чтобы выразить идею, или формально изучить композицию и элементы и принципы искусства.