Файл: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государство является основным институтом политической системы современного общества и важнейшей формой его организации. Основное назначение государства состоит в организации политической власти и управлении социумом. Каждое из государств защищает и выражает интересы двоякого рода: интересы правящих кругов и интересы всего общества. В повседневной жизнедеятельности и практике деятельности государственные интересы последних часто превалируют над общественными интересами.

Государство имеет характерные признаки и черты, которые отличают его от до государственной (первобытнообщинной) общественной организации, а также от имеющейся совместно с ним негосударственной (партий, других общественных движений и организаций и т. д.).

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определённого государства, подчиняются государственной власти, сообразуют собственные действия с правовыми требованиями и предписаниями. Конечно, ещё в глубокой древности они начали задумываться над вопросами о причинах и путях образования права и государства. Было сформировано большое количество различных теорий, которые по-разному отвечают на данные вопросы. Множественность данных теоретических положений можно объяснить отличиями между социальными и историческими условиями, в которых жили их авторы, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Видимо, не имеет смысла рассматривать те точки зрения, исходящие из непознаваемости путей появления и сущности права и государства, а также концепции, которые отождествляют общество и государство, полагающие, что право и государство являются вечными явлениями, присущими каждому обществу, по той причине появляются совместно с ним. Произведём рассмотрение теорий, которыми различаются общество и государство и выделяют возникновение права и государства как специфической проблематики.

Целью курсовой работы является – изучение теорий происхождения государства, выявление специфических моментов и итоговая оценка основных теорий.

Предмет исследования – теории происхождения государства.

Исходя из поставленной цели предстоит решить ряд задач:

  1. Изучить марксистко-ленинскую теорию происхождения государства, в частности рассмотреть труды Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция В.И. Ленина 1919 г. «О государстве».
  2. Проанализировать особенности и недостатки различных теорий происхождения государства.
  3. Сделать выводы о проделанной работе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Основные причины многообразия теорий происхождения государства.

Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательную гносеологическую ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить[1].

Вопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех народов и времён, не надо смешивать с вопросом о причинах появления государств. На данный счёт имеется большое количество теорий, данный плюрализм мнений обуславливается следующим:

Мыслители, которые предлагали объяснение данному процессу, жили в разнообразные исторические эпохи и, разумеется, применяли разнообразный объём накопленных человечеством знаний. На текущий период времени уровень знаний об обществе неизмеримо вопрос, но мы «с высоты своего полета» не должны пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, множество их идей не отвергнуты жизнью и справедливы на текущее время[2].

Объясняя процесс образования государства, учёные брали для иллюстрации собственных идей разнообразные регионы земли, которые отличаются многообразием.

Часто мыслители, восхищенные достижением остальных, старались данные результаты использовать к общественным наукам и, в частности, основываясь на определённых достижениях по-новому взглянуть на процесс возникновения государства. Причём делали они это зачастую так увлечённо, что не замечали воздействия остальных факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонним образом.

Существует целый ряд прошлых и современных теорий происхождения государства. Их многообразие обусловлено следующими обстоятельствами:

• сложностью проблемы объяснения генезиса государства.


• недостатком информации о той далекой эпохе.

• различием исходных позиций ученых, различием их мировоззрения, идеологии, разным пониманием самой сущности и предназначения государства в обществе.

Анализируя гипотезы, концепции, теории происхождения государства, неверно исходить из того, что одни из них полностью ошибочны, а другие (а тем более какая-то одна из них) – полностью правильные и истинные. Разумеется, что не все подобные концепции и теории равноценны, но на пути к искомой истине все они представляют определенную познавательную ценность. Различные концепции происхождения государства дополняют друг друга и содействуют воссозданию более полной картины сложного и многоаспектного процесса исторического генезиса государства.

И еще одно замечание, имеющее значение для этой проблематики. Нужно различать вопросы: а) характеристики процесса происхождения государства и б) характеристики теорий происхождения государства. Их различие не в том, что характеристика происхождения государства – это вопрос о том, "как правильно", "как было в действительности", а характеристика теорий происхождения государства – это характеристика теоретических заблуждений. Заблуждения могут иметь место как в первом, так и во втором случае. Нужно просто понимать, что эти вопросы имеют разную теоретическую природу. У них разные объекты: в первом случае объектом характеристики является сам (онтологический) процесс происхождения государства, а во втором – теории. Последний вопрос имеет метатеоретическую природу и предполагает характеристику целого ряда сторон, характерных для метатеоретического подхода: нужно назвать авторов (разработчиков, сторонников, последователей) теории, охарактеризовать социально-политическую обстановку, в которой теория разрабатывалась, раскрыть основные моменты ее содержания, особенности методологии и т.д. Конечно, резко разграничить эти вопросы не получится. В процессе изложения вопроса о реальном происхождении государства все равно нужно приводить различные взгляды, подходы к характеристике процесса происхождения государства.

Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастья. И в этом нет ничего зазорного, ведь мы все дети своего времени.

Постараемся рассмотреть все известные на сегодняшний день теории происхождения государства[3]. При рассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь виду, что ее создатели - это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить с их точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. Поэтому думается, будет справедливее указать сначала на достоинства в той или иной теории происхождения государства, а потом подумать и о ее недостатках.


Глава 2. Основные теории происхождения государства.

2.1. Теологическая теория.

Многие мыслители причисляют к таким концепциям патриархальные теории. Но это, на наш взгляд, несправедливо. Ведь эти теории объясняют возникновение государства через экстраполяцию (распространение) семейных отношений на все общество. Религиозные же теории ставят во главу угла отношения Бога и человека.

Одним из виднейших представителей и основоположников этой концепции является Августин Блаженный (354-430 гг. н. э.). К этому же времени и восходит появление подобных концепций. Он был в курсе всех современных ему языческих теорий, и после обращения в христианскую веру, «подогнал» их все под религиозную основу[4].

Появление государства, по мысли Блаженного, напрямую связано с грехопадением Адама и Евы. Люди обладают греховной природой и создали свое место под солнцем. В своих городах одни люди эксплуатируют других, обращают их в рабство, обманывают, предают, лгут, одним словом как-то пытаются выжить. И это все нормально, люди ведь сами виноваты – ушли из Града Божьего и основали свой Град Земной.

Однако, чтобы люди совсем уж не распоясались Бог дал им закон. Кто не в курсе, Ветхий завет – это по сути свод законов. А следовательно земное государство, которое возглавляют земные, то есть грешные правители, есть дарованное Богом установление, институт[5]. А следовательно только государство силой закона может обуздать греховную и порочную природу людей. Ведь сами люди не могут обуздать ее. Ну, например, по закону написано не воровать. Только закон, только государство, которое должно его само соблюдать и следить за другими.

Над государством стоит церковь, которая может помочь ему справиться с наглыми грешниками: например бороться с еретиками, и вообще объяснять непонятливой толпе, почему требуется соблюдать законы.

Одним словом, это весьма интересная концепция, и очень логичная. Недавно вот, к примеру, был в церкви и священник там сказал своей пастве такую вещь, что вот, значит, почему Россия такое большое государство, потому что издревле православная вера была оплотом государства[6].


Другим представителем теологической концепции был Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

Фома – яркий пример независимой личности, несмотря на то, что был церковным деятелем. Он пошел наперекор воле отца, который желал видеть сына юристом, и стал христианским служителем. 

Фома – был ярым христианином. Он не боялся открытого спора, и очень логично доказывал любому спорщику наличие Бога. Современным христианам, кстати, неплохо было бы поучиться у Фомы стойкости, а не обвинять первого встречного об оскорблении своих религиозных чувств[7].

Аквинский продолжал идеи Блаженного, но предложил свою трактовку государства. Государство появилось без воли Бога. Просто люди как политические и социальные животные естественным образом склонны жить сообща, а отсюда появление государства вполне закономерно.

Мыслитель выступал за то, что человеческий закон подобен божественному закону и является позитивным. Однако он также считал, что идеальным государством является то, которое теократическое: в котором религиозная власть верховна по отношению к светской.

Как это было бы в реальности. К примеру, есть в христианстве посты. Если бы у нас в государстве была теократия, то человека посадили бы в тюрьму за несоблюдение поста, равно как и за несоблюдение других религиозных догм.

Зададимся вопросом: «Актуальна ли сегодня теологическая концепция?».

Мы считаем, что пока есть религии, покуда и актуальны будут провиденциальные концепции появления государства и всего остального. Плюсы или достоинства таких концепций в том, что они позволяют довольно просто, на уровне инстинктов, объяснить, почему мир несправедлив и почему возникло государство. Минусами или недостатками является недоказуемость всех положений этой теории. Ведь они опираются лишь на веру и на логику[8]. А на уровне логики, как известно, объяснить можно что угодно!

Вместе с тем, мы полагаем, что нельзя на уровне закона в светском государстве. 

Однако в нашей стране это стало реальностью. Реальные уголовные дела за свое мнение в отношении христианства, религии получили 7 человек по статистике за 2017 год.

А что делать ученым, историкам, медикам, археологам. Как им заниматься научной деятельностью в таких условиях? А физикам, математикам, астрономам? Ведь по сути любое научное высказывание, противоречащее религиозных догмам, можно охарактеризовать как «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ).