Файл: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ( разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение государства – это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления. Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано, поскольку процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни. В данной работе будут рассмотрены основные теории происхождения государства, однако сначала, на мой взгляд, необходимо разобраться в самом понятии государства, его характерных особенностях и признаках.

Объект исследования – основные теории возникновения государства.

Предмет исследования – основные теории возникновение государства, а также определение причин и предпосылок возникновения государства.

Цель работы – анализ основных теорий возникновения государства.

Задачи работы:

1. Рассмотреть основные теории возникновения государства.

2. Раскрыть сущность основных теорий возникновения государства.

3. Показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства.


Методами исследования являются: общенаучные методы (диалектика, анализ, синтез и др.), специальные методы (системный, сравнительно – правовой, формально - логический и др.), частнонаучные методы.

В работе использован нормативно – правовой материал, выводы и положения следующих авторов: М. Н. Марченко, А.В. Васильева, А.М. Зарецкого, В.Н. Протасова, В.В. Лазарева, А.В. Мелехина, В.М. Сырых и др.

Структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Понятие государства, его характерные особенности и признаки

Государство – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.[1]

Основные признаки:

1) Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.

2) Население. Данный признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д.

3) Публичная власть. Государство — особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

4) Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а) универсальность — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

б) прерогатива — возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:


в) наличие специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация.

5) Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);

6) Обязательные сборы с граждан — налоги, подати, займы.

7) Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств, и др.

1.2. Причины возникновения и становления государства

Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.[2]

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государство образования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);


2) создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3) социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.[3]

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.


1.3. Пути формирования государства

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями: восточным (Египет, Индия, Китай и др.) и европейским (Афины, Спарта, Рим, государства франков).

Как считает С.С. Алексеев, одним из основных является восточный путь возникновения государства, называя его «азиатский способ производства».[4]

Первые государства восточного типа возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать аппарат управления, который не участвовал в производственной деятельности. Поливное земледелие требовало строительства каналов, дамб, водоподъемников и других сооружений, поддержания их в рабочем состоянии. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым централизованным управлением, поскольку объем работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

Структура государства восточного типа была подобна пирамиде: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот, чья власть носила божественный характер; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины.[5]

Главное средство производства - земля - формально находится в собственности общин, общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь подданных, что оказалось в безраздельной власти государства.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. Например, в одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер, а в других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками делали значительный вклад в экономику.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; отличались мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства, а частная собственность имела второстепенное значение. Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.