Файл: Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией (Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей на примере ООО «АПК»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией
1.1 Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия
1.2 Личная профессиональная компетентность предпринимателя
1.3 Компетенции профессионального наемного менеджера
Глава 2. Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей на примере ООО «АПК»
- правовых и экономических основ деятельности предпринимательских фирм на международном рынке и на территории Российской Федерации;
- закономерностей развития и специфики предметных сфер деятельности, на которые направляются профессиональные интересы, разделения труда в профессиональном предпринимательстве, инфраструктуры и видов предпринимательского бизнеса;
- закономерностей развития и специфики собственных профессиональных интересов и интересов окружения, противоречий в системе бизнеса, мотивов поведения людей, среды предпринимательского бизнеса как сообщества «играющих субъектов»;
- границ и сущности делового суверенитета, «коридоров независимости» в бизнесе;
- теории и практики конкурентоспособного бизнеса, основанного на развитии конкурентных преимуществ, избавления от конкурентных недостатков и укрепления конкурентных позиций;
- специфики и закономерностей развития межфирменной среды бизнеса, рынков, межфирменных конфликтов интересов, стратегии и тактики конкурентного и партнерского поведения, правовых основ деловых отношений и обязательств перед обществом (например, по уплате налогов);
- специфики и закономерностей развития внутрифирменной среды бизнеса, внутрифирменных отношений, внутрифирменных конфликтов интересов, организационного функционирования фирм аналогичного профиля [2, С.77];
- аспектов приобретения и поддержания предпринимательской власти, схем достижения и поддержания вертикали внутрифирменной предпринимательской власти, методов воздействия на внутри- и межфирменное окружение; специфики и закономерностей предпринимательского администрирования.
Для компетентной работы предпринимателям необходимо обладать еще и определенными профессиональными навыками:
- добросовестный труд по ответственному владению бизнесом, в том числе по принятию административных решений и контролю их выполнения;
- адекватное предпринимательское поведение, применение разных стратегий и тактик предпринимательского поведения в различных ситуациях;
- профессиональное целеполагание и целедостижение в условиях, когда бизнес осуществляется самостоятельно, на свой страх и риск и за спиной предпринимателя никого нет;
- осуществление маневров управления своим бизнесом под воздействием ожидаемых и неожиданных обстоятельств;
- несение практических рисков утраты или усиления предпринимательской власти в условиях неопределенности среды бизнеса;
- личные коммуникативные навыки в деловом взаимодействии, навыки предпринимательского управления посредством разных технологий, в том числе посредством современных информационных и коммуникационных технологий;
- самоорганизация и саморазвитие, включая постоянное повышение профессиональной образованности и профессионального мастерства.
Работая, каждый профессиональный предприниматель реализует свою рабочую силу, которая опирается на разнообразные способности людей, такие как:
- организационные способности - способности организовать и вести собственное или совместное дело;
- способности к сочетанию новаторства в бизнесе с рутиной при принятии решений, руководящих указаний и проверки работы сотрудников;
- способности к самообучению и постоянному повышению профессиональной предпринимательской квалификации;
- способности к сочетанию цели любой деятельности со средствами ее достижения, к планированию, стимулированию и контролю;
- способности к предвидению последствий собственной деловой деятельности и поведения окружения;
- способности к организации своего собственного делового времени, к планированию своих действий (логика бизнеса), к самодисциплине и самоконтролю;
- способности к предприимчивому поведению.
Способностью к предприимчивому поведению наделены от рождения многие люди, но ключевое значение имеет эта способность у предпринимателей. Более того, способность к предприимчивому поведению является признаком профессионального таланта предпринимателя. Подобно тому, как литературный талант открывает людям дорогу к профессиональному писательскому ремеслу, а изобразительные способности - к профессиональному труду живописца, способность к предприимчивому поведению создает предпосылку успешной профессиональной деятельности именно в сфере предпринимательства. Чем более предприимчивым является человек, тем более работоспособным предпринимателем оказывается он в процессе профессиональной деятельности.
Предприимчивость - способность человека к обнаружению и использованию наилучших путей осуществления самостоятельных, на свой страх и риск, действий ради извлечения выгоды.
Формы предприимчивости [10, С.154]:
- проницательность, умение наблюдать и делать выводы, умение заметить то, чего не видят другие, и использовать это в своем деле;
- критическое отношение к собственным и чужим ошибкам, умение извлекать уроки из собственного и чужого опыта;
- находчивость;
- новаторство, внедрение в жизнь новшеств на основе изменения привычных представлений о предметах и явлениях;
- инициативность;
- маневренность и гибкость в поведении и согласовании интересов в среде своего бизнеса, в том числе перекладывание ответственности, или нахождение решений, устраивающих всех, — к своей собственной выгоде;
- трудоголизм;
- способность к применению различных знаний, стандартных представлений к своим задачам;
- способность к быстрым реакциям под воздействием изменения ситуации;
- способность к управлению собственной и чужой мотивацией для выполнения поставленных задач;
- способность постоянно заряжать себя энергией действия, способность заставлять себя работать при любых обстоятельствах, доходящая до насилия над самим собой.
1.3 Компетенции профессионального наемного менеджера
В первую очередь менеджер должен быть профессионалом своего дела и владеть профессиональными знаниями. Именно за профессионализм его будут уважать подчиненные.
Слабый руководитель – потенциальная угроза для компании: он не может не только повысить эффективность подразделения, часто ему сложно удержать тот уровень продуктивности, который был до него. Иногда вновь назначенный руководитель начинает применять резко авторитарные методы – раздавая команды и поручения, чем сильно демотивирует подчиненных. Иногда, наоборот, руководитель боится осложнить отношения с подчиненными и идет у них на поводу. Часто встречаю руководителей, которые настолько боятся потерять переданные ему кадры, что в результате попадают под «управление» через манипуляции нижестоящих сотрудников. Понятно, что когда в компании нужно провести изменения, или пересмотреть процессы, или сократить количество операций (что может вести к сокращению людей), такие руководители активно препятствуют проводимым изменениям. Слабые руководители боятся принимать решения и брать на себя ответственность и, соответственно, затягивают или саботируют необходимые изменения, что может вести к финансовым потерям всей компании. И, наконец, слабые руководители боятся показаться слабыми – часто они не готовы учиться у коллег, они скорее, соревнуются и стремятся показать, что коллеги ошибаются. Это ведет к нездоровой конкурентной обстановке внутри компании.
Кроме владения своей профессией, хороший руководитель среднего звена должен знать:
- основы финансовой грамотности, экономики. Он должен понимать, что такое оборот, прибыль, ФОТ, ROI, EBITDA и др.;
- инструменты для анализа «настоящей ситуации» и планирования «желаемой».
Руководитель должен применять следующие навыки:
- навык планирования (глубина планирования зависит от бизнеса, структуры компании и места руководителя в структуре) и бюджетирования предстоящих периодов;
- навыки организации процесса достижения поставленных целей.
В этот навык входят, в том числе, такие умения:
- постановка задач;
- контроль и обратная связь сотруднику;
- корректировка планов;
- принятие решений;
- навык достижения ожидаемого результата с оптимальными затратами ресурсов. В этот навык также входят навыки тайм-менеджмента и самоменеджмента [9, С.63];
- навыки управления людьми;
- формирование работоспособного подразделения (принятие эффективных кадровых решений, подбор, развитие, управление коммуникациями);
- мотивации и вдохновения подчиненных, выбор правильного управленческого стиля;
- коммуникативные навыки;
- для внешних коммуникаций: проведение переговоров, встреч, презентаций;
- и для внутренних: проведение собраний, выстраивание межличностных взаимоотношений, взаимодействие с другими структурами компании.
И, наконец, хороший руководитель имеет следующие личностные качества:
- он ответственен – принимая задачу, он берет на себя ответственность за ее выполнение, за нахождение всех ресурсов для ее выполнения, он четко обозначает сроки выполнения задачи, ориентируясь на реальные возможности;
- он инициативен и ориентирован на результат (а не на процесс);
- он гибок и мыслит позитивно;
- он – командный игрок;
- у него высоко развит эмоциональный интеллект.
Безусловно, это не все необходимые навыки для руководителя. У каждой организации могут быть свои дополнительные требования к руководителям.
Далее рассмотрим компетенции профессионального наемного менеджера с помощью модели компетенции менеджера «20 граней» (таблица 1).
Таблица 1 - Модель компетенции менеджера «20 граней» [14, С.93]
Управленческие навыки |
Мотивация |
||
Планирование и организация |
Инициативность |
||
Навыки принятия решений |
Индивидуальные черты |
Межличностные навыки |
|
Анализ проблем |
Стрессоустойчивость |
Межличностное понимание |
Управленческие навыки и навыки принятия решений, необходимые для успешной работы менеджерам в России и на Западе практически одинаковы. Выявлено 4 новых компетенции характерных только для России и которые не отражены в западной модели: 1. Саморазвитие. 2. Позитивное мышление. 3. Системность мышления. 4. Построение взаимоотношений.
Предпринимательская работа менеджера, как и всякая деятельность, опирается на определенную информационную систему. При этом основное внимание необходимо уделять информации о возможностях маркетинга и производства, об изменениях во внешней среде, о рыночной конъюнктуре. Предприниматель-менеджер согласно своим целям использует изменяющиеся и гибкие формы управления и организационные структуры. Под гибкостью понимается способность адаптироваться к изменениям. Гибкость обеспечивается сочетанием интеграции и специализации, горизонтальных и вертикальных связей в системе менеджмента. Любой предприниматель в определенной степени - менеджер. Для предпринимателя характерно профессиональнее знание сферы функционирования предприятия и наличие компетенций в сфере теории и практики управления маркетинговой деятельностью и производственно-сбытовой.
Назвать менеджера предпринимателем и предпринимателя менеджером можно лишь тогда, когда имеет место быть единоличный владелец предприятия, который имеет наемных работников и сам им управляет. В современных условиях данная ситуация достаточно редка и наблюдается как правило в малом бизнесе. Современный век является миром исполнителей и менеджеров, а не миром предпринимателей.
Основные различия менеджера и предпринимателя в стратегической ориентации. Предприниматели ориентированы на нахождение новых возможностей при изменении потребительского спроса, при быстрой смене технологии, при социальных предпочтений и пр.; менеджеры - на подсчет эффективности использования ресурсов и выполнение плана.