Файл: Государственные социальные внебюджетные организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИИ

2.1 Анализ современного состояния Пенсионного Фонда России

В условиях нестабильности мировой финансовой системы экономика многих стран мира, в том числе и РФ находится не в самом стабильном состоянии. Данное обстоятельство выражается в падении ряда макроэкономических показателей и снижении имеющихся финансовых запасов.

Помимо всего прочего, в данной ситуации, внебюджетные фонды страны также подвержены негативному влиянию, что выражается в снижении объемов имеющихся финансовых запасов. Для более полной картины исследуем основные внебюджетные фонды страны и начнем с деятельности и показателей развития Пенсионного Фонда РФ.[7]8

На сегодняшний день, Пенсионный Фонд РФ есть не что иное как финансовая организация, основная цель которой заключается в оказании социальных услуг населению, исчислению и выплате пенсионных накоплений. Структура Пенсионного Фонда РФ схематично представлена на рисунке 2.1.

Структура Пенсионного Фонда РФ

Рис 2.1. Структура Пенсионного Фонда РФ

Как можно заметить из данных рисунка 2.1., структура Пенсионного Фонда РФ представлена тремя крупнейшими звеньями:

1.Центральный аппарат Пенсионного Фонда РФ

2.Отделения Пенсионного в субъектах РФ

3.Управление Пенсионного Фонда РФ в городах и районах

Исследуем показатели бюджета Пенсионного Фонда РФ за период с 2017 по 2020 год. Данные отобразим графически. Начнем с исследования доходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ.

Рис 2.2. Доходная часть Пенсионного Фонда РФ в млрд.руб

Как можно заметить из данных рисунка 2.1., в доходной части бюджета можно наблюдать рост с отметки в 8201 млрд.руб в 2017 году до отметки в 8819 млрд.руб в 2020 году.

Далее исследуем показатели расходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ, данные о которых отобразим на рисунке 2.3.

Рис 2.3. Динамика расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ в млрд.руб

При определении расходов бюджета Пенсионного фонда учитываются данные о численности получателей соответствующих пенсий, а также с учетом подходов по индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней. Средства Пенсионного Фонда РФ имеют целевую направленность, которую графически можно отобразить на рисунке 2.4.


Целевая направленность средств Пенсионного Фонда

Рис 2.4. Целевая направленность средств Пенсионного Фонда РФ

Все средства, имеющиеся в распоряжении Пенсионного Фонда направляются на реализацию различных целей, среди которых:

1.Выплата пенсий различным категориям граждан в зависимости от установленного объема начислений с учетом стажа, возраста, районных коэффициентов и иных сопутствующих элементов;

2.Начисление и выплата пособий матерям по уходу за ребенком в установленном законом возрастном цензе;

3.Оказание социальной защиты населения лицам, которые в силу различных обстоятельств не могут трудоустроиться либо по возрасту уже не способны работать;[8]9

4.Иной спектр целевого направления.

Помимо вышеназванных целей важно отметить, что Пенсионный фонд является далеко не единственной организацией, которая призвана оказывать социально-финансовую помощь населению.

Немаловажное значение в данной сфере отводится и Фонду социального страхования, речь о котором пойдет в следующем параграфе.

2.2 Анализ фонда социального страхования России

Функциональную эффективность современной системы обязательного социального страхования можно оценить по тому, насколько она способна в соответствии со своей природой достигать главной цели. ФСС имеет региональные отделения. Их задача сводится к распоряжению средствами Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ, региональные отделения обслуживают жителей в регионах. Важно подчеркнуть, что наличие данных фондов играет одну из основных ролей в социально-экономическом развитии территории. [9]10

В связи с этим проведём анализ состояния российского фонда социального страхования и выявим основные тенденции, актуальные проблемы в сфере социального страхования.

Рис 2.5.Доходы бюджета Фонда социального страхования в млрд.руб

Как можно заметить из данных рисунка 2.5., доходы бюджета Фонда социального страхования увеличиваются с отметки в 644 млрд.руб в 2017 году, до уровня в 744 млрд.руб в 2020 году.

Далее исследуем показатели расходной части бюджета Фонда социального страхования, данные по котором отобразим на рисунке 2.6.

Рис 2.6. Динамика расходов бюджета Фонда социального страхования в млрд.руб


Базисные темпы роста расходов в 2017-2020 гг. опережют темпы роста доходов. В 2017-2018 годах темпы роста доходов превысили темпы роста расходов и составили 113,88% и 108,62% соответственно.

Однако в абсолютном выражении в 2017-2020 гг. расходы Фонда социального страхования превышают его доходы, в результате чего образуется дефицит бюджета. Это говорит о наличие проблем в области формирования доходов и выполнения ФСС своих функций в полном объёме.

Предполагается, что на покрытие дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет использован «резерв по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве». Данная мера является вынужденной и применяется как альтернатива повышения тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Последним крупным внебюджетным фондом в РФ является Фонд обязательного медицинского страхования, показатели которого будут рассмотрены в следующем параграфе.

2.3 Анализ федерального фонда обязательного медицинского страхования России

Сегодня, формирование самого Фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основе отчислений работающих граждан. Данные отчисления формируются исходя из процентной ставки от начисленной заработной платы в определенный промежуток времени.

Деятельность самого Фонда направлена на поддержание здоровья населения вне зависимости от уровня доходов, социального статуса и иных критериев.

Исследуем структуру бюджета Фонда обязательного медицинского страхования. Начнем исследование с доходной части бюджета, показатели которого отображены на рисунке 2.7.

Рис 2.7. Динамика доходов бюджета ФОМС в млрд.руб

Как можно заметить из данных рисунка 2.7., за последние годы можно наблюдать рост доходов ФОМС с отметки в 1706 млрд.руб в 2017 году до уровня в 2136 млрд.руб в 2020 году.

Индексация тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения позволит увеличить доходы бюджета ФОМС в 2018 году к предыдущему году на 42,8 млрд. рублей, в 2019 году на 26,5 млрд. рублей, в 2020 году на 27,7 млрд. рублей. Данное решение является оптимальным как с точки зрения обеспечения сбалансированности бюджета ФОМС исключительно на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования, так и с точки зрения допустимой финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации.


Динамику расходов Фонда обязательного медицинского страхования исследуем на рисунке 2.8

Рис 2.8. Динамика расходов бюджета ФОМС в млрд.руб

Как можно заметить из данных рисунка 2.8., по прогнозам различным финансово-бюджетных организаций, расходы ФОМС с каждым годом будут увеличиваться. Данный прогноз основан на ряде показателей, в том числе падении цен на энергоресурсы, нестабильности уровня национальной валюты, падении реального уровня доходов населения и т.д.

Таким образом, завершая исследование по второй главе можно сказать о том, что в ней были исследованы показатели бюджета основных внебюджетных фондов РФ.

3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИИ

3.1 Основные проблемы функционирования внебюджетных фондов

Ввиду своего эволюционирования современное общество осознало потребность в необходимости социальной защиты населения. Для удовлетворения этой потребности создаются внебюджетные фонды. Источниками их финансирования выступают бюджетные средства, средства предприятий, а также средства населения. В противовес традиционным бюджетам, внебюджетные фонды гарантируют строго целевое применений средств

В области пенсионного обеспечения имеются следующие проблемы:

1. негативная динамика к уменьшению покупательской способности пенсии;

2. снижение дифференциации размеров пенсий, которое связано с утаиванием застрахованными лицами своих доходов; [10]11

3. уменьшение стимулов к выплате страховых взносов в пенсионную систему;

4. застой цены рабочей силы в России на низком уровне, вследствие невысоких темпов развития экономики страны в долгосрочной перспективе.

Кроме экономических причин, влияющих на вышеуказанные проблемы, влияет так же ухудшение демографической ситуации в РФ.

Фонд социального страхования РФ является вторым среди государственных внебюджетных фондов после Пенсионного фонда РФ по объему накопленных средств. Протекающий в нашей стране процесс реформирования, который ориентирован на переход к рыночной экономике, лишает систему социального обеспечения постоянных поступлений из федерального бюджета. Среди основных проблем фонда можно обозначить:


1. повторение функций, отсутствие согласованной взаимосвязи с социальной защитой и другими системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;

2. отсутствие одной единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;

3. использование заниженного по сравнению с социальными стандартами размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для женщин, которые не работают.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является ключевым звеном обязательного медицинского страхования, который, в свою очередь, выступает составной частью государственной социальной поддержки населения. Общие проблемы деятельности современной системы ОМС можно разделить на 2 вида: финансовые и организационные.

К основным финансовым проблемам относятся:

1.недостаточность денежных средств, которая связана с отсутствием в стране ощутимого экономического роста и сохранением в данное время остаточного принципа финансирования здравоохранительной отрасли,

2.низкий тариф страховых взносов в ПФР в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения.

К основным организационным проблемам в системе ОМС относятся:

1.структурный полиморфизм территориальных систем ОМС, который усложняет управление обязательным медицинским страхованием, что не позволяет оптимизировать и унифицировать механизмы функционирования системы на территории РФ,

2.отсутствие законодательной базы решения некоторых проблем.

Для решения вышеназванных проблем необходимо применять комплекс мер, которые более детально рассмотрены в следующем параграфе.

3.2. Направления совершенствования финансового механизма внебюджетных фондов РФ

В связи с переходом на новую ступень развития экономики- информационное общество, где в приоритете НТР и сфера услуг, нужно создать также базис для совершенствования социальной сферы, а именно способствовать развитию внебюджетных фондов. Для того, чтобы устранить «болячки» внебюджетных фондов необходимо проводить новую политику в социальной сфере.

Система социального страхования не должна быть направлена только на повышение з/п и развитию рынка труда, она должна обеспечивать высокое качество жизни, применять не пассивные, а активные меры воздействия. Их действия должны иметь увязку с экономической ситуацией в стране. На все средств фондов не хватит. Поэтому фонды эти являются вспомогательными, они не несут полной материальной нагрузки на себе. Тем более с переходом к рыночным отношениям, государство обеспечивает минимальные стандарты, остальное ложится на частный сектор. А так как ГВФ –это часть государства, то и функции у них будут ограниченные (минимальное обеспечение социальное). [11]12