Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретико-методологический подход к исследованию социальной памяти
1.1 Сущность понятия «психология социальной памяти»
1.2 Культурная и социальная память как механизм этнической идентификации: общее и особенное
ГЛАВА 2 Исследования социальной памяти молодежи
2.1 Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи
2.2 Влияние социальной памяти на формирование ценностных ориентаций молодежи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Практически во всех концепциях «социальности» имманентно содержится компонент социальной памяти. Память появляется в своих превращенных формах, отражает опыт социального взаимодействия, социальных отношений, употребления норм и так далее.
Согласно словарным определением «Социальная память – это память, что проявляется в общении с другими людьми: на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни».
В процессе формирования нормы содержится такая разновидность социальной памяти как закрепленный успешный опыт употребления соответствующего партнеру отношений.
Социальная память позволяет избегать построения длинного ряда испытаний по модели «проб и ошибок», поскольку закрепляет ранее найденный способ и форму взаимодействия, социального отношения в стандарте поведения в типичных ситуациях, норме, моральной догме.
Социальная память лежит в основе формирования речи и, шире, символических интеракций. Случайно возникнув, некий феномен охватывается сознанием и закрепляется как опыт. Вся практическая целесообразная деятельность закрепляется в социальной памяти успешного опыта.
Подобно тому, как рука запоминает удачное и эффективное движение в спорте, труде и затем воспроизводит это движение и многократно его повторяет, так и найденный случайно способ отношения закрепляется в социальной памяти и много раз повторяется в типичных ситуациях, что позволяет стабильно достигать успеха в отношениях близкого взаимодействия.
Физиологическая память натренированного движения моделирует феномен социальной памяти в функционирование социального института.
Формы социальной памяти классифицируются по характеру социальных феноменов, закрепленных в нормах, образцах, хранящихся для последующего многократного повторения. Все это и обусловило актуальность проблематики, которую мы рассмотрим в данном исследовании. Целью данной статьи является рассмотрение понятия и явления социальной памяти.
Интерпретация и восприятие современных социально-политических реалий происходит сквозь призму памяти о прошлом. В то же время социальные представления о прошлом формируются под влиянием общественных идей и представлений (в том числе и социальных мифов), которые влияют на характер образов социальной реальности в сознании индивидов. Интенсификация социально-преобразующих процессов, в результате которых происходит формирование новых норм и ценностей в современном русском обществе, определяет актуальность изучения социальной памяти как исследовательской проблемы, в частности в отношении к вопросам национального сознания и национальной идентичности. Активное изучение социальной памяти началось в начале ХХ века и развивалось в нескольких направлениях, а именно в рамках культурологического, философского, исторического, антропологического, психологического, коммуникационного и социологического подходов, что определило многообразие трактовок явления социальной памяти.
Степень изученности проблемы. Начиная с 50-х годов ХХ века, социальные исследователи обратились к выяснению содержания феномена социальной памяти, что нашло свое отражение в работах М. Хальбвакса, Я. Ассмана, Я. Ребане. Роговина, В. Колеватова, Ю. Левады, Ю. Лотмана, Л. Стародубцевой, Н. Кораблевой, О. Фостачук, Л. Газнюк, Г. Коньшиной и др.
Особое место в осмыслении социальной памяти принадлежит А. Бергсону. При выяснении специфики социальной памяти, ее инноваций интересными стали научные труды социологов и психологов Е. Дюркгейма, Л. Выготского, С. Рубинштейна, П. Зинченко, Л. Эльконина.
Объект исследования: историческая память.
Предмет исследования: особенности формирования социальной памяти.
Цель исследования: изучить особенности психологии социальной памяти.
Согласно предмету и цели определены основные задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «психология социальной памяти»;
- проанализировать культурную и социальную память как механизм этнической идентификации: общее и особенное;
- охарактеризовать социальную память как фактор формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи;
Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ, наблюдение, обобщение, описание.
Основные источники полученной информации: официальные, научные и литературные источники.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 23 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 19 источников.
ГЛАВА 1 Теоретико-методологический подход к исследованию социальной памяти
1.1 Сущность понятия «психология социальной памяти»
Современное мировое сообщество, охваченное процессами глобализации и информатизации, переживает период социальных изменений, связанных со стиранием национальных границ, увеличением масштаба и интенсивности взаимодействия стран и народов. Вследствие этого повышается доступ к традициям, нормам и ценностям других культур, расширяется и углубляется культурная диффузия, что, в свою очередь, создает угрозу размывания самобытности народов и этносов. В таких условиях особенно актуальным становится поиск механизмов интеграции, способных выступить фундаментом культурной идентичности [16, c.83].
Одним из таких механизмов является социальная память: она выступает важнейшим условием существования общества, поскольку обеспечивает преемственность поколений, трансляцию социокультурного опыта и ценностно-нормативных структур.
Социальная память является тем базисом, на архетипических образах которого может быть построена единая система ценностей, соответствующая российской ментальности. Теоретико-методологический подход к исследованию социальной памяти. Проблема памяти в науке имеет длинную историю, предпосылки ее изучения можно найти еще в трудах античных философов: Платона, Аристотеля, Плотина.
В Средние века проблема взаимосвязи памяти и времени поднималась в трудах А. Августина. Основа рассмотрения памяти с позиции научного знания была заложена философами Нового времени: Дж. Локком, Т. Гоббсом, Г.В.Ф. Гегелем. Понятие памяти появилось и в течение длительного времени разрабатывалось в рамках психологии, поэтому исторически первым Л.И. Миклинаподходом к исследованию данного феномена был психологический, представленный работами Г. Эббингауза, Г. Айзенка, Ф. Брентано, К. Левина, Ж. Пиаже, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Зейгарника, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна.
Изучение памяти в социально-психологической перспективе нашло свое отражение в концепциях А. Бергсона, Ш. Блонделя, П. Жане, У. Джеймса, К. Юнга, Э. Фромма. В 20–30-е годы XX века проблема коллективной памяти поднималась в русле исторического подхода основателями французской школы Анналов М. Блоком и Л. Февром. Анализ феномена памяти с позиции исторической науки осуществлялся также Ж. Лефевром, Ф. Ариесом, Ф. Фюре.
Культурологический подход к исследованию памяти можно условно разделить на два направления: культурно-антропологическое и культурно-семиотическое.
Предпосылки анализа коллективного мышления в антропологии были заложены в работах Э. Эванс-Причарда, Л. ЛевиБрюля и К. Леви-Стросса. Культурно-семиотический подход, разрабатываемый Я. Ассманом, Ю.М. Лотманом, Ю.Г. Эксле и Й. Рюзеном, сосредотачивает внимание на изучении текстов как носителей социальной памяти, процессов их кодирования и декодирования.
Наиболее полно проблематика социальной памяти была разработана в рамках социологического подхода. Данный подход представлен несколькими группами теорий, которые целесообразно разделить на пять направлений [2, c.227]. Первым по времени возникновения считается функциональный подход, предпосылки которого были заложены Э. Дюркгеймом в его теории коллективных представлений.
Дальнейшее развитие идеи Э. Дюркгейма получили в работах М. Мосса и М. Хальбвакса. Именно М. Хальбваксу принадлежит заслуга введения в социологию категории коллективной памяти. Феноменологическое направление берет свое начало в концепциях Э. Гуссерля, А. Щюца и далее развивается применительно к социальной памяти Г. Люббе и П. Рикером. К феноменологическому направлению примыкает анализ коллективного сознания, предпринятый П. Бергером и Т. Лукманом в русле социального конструктивизма. На пересечении культурологического и социологического подходов к изучению памяти находится постструктурализм, акцентирующий свое внимание на поиске устойчивых структур общественного сознания. К данному направлению можно отнести работы Ф. Анкерсмита, Р. Барта, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Ж. Лакана, П. Нора, М. Фуко, Х. Уайта. Отдельно стоит выделить социально-историческую или эволюционную перспективу изучения социальной памяти.
Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи в качестве важнейшего цивилизационного механизма рассматривал Э. Тоффлер.
Неоднородность пространства социальной памяти в рамках одной общности была раскрыта в концепции «коллективной памяти поколений» Г. Шумана и Ж. Скотта [17].
Информационный подход сформировался в советской науке в 60-е годы XX века. Основы данной концепции были заложены Я.К. Ребане, который понимал под памятью хранилище результатов практической и познавательной деятельности.
В дальнейшем информационный аспект социальной памяти рассматривали В.Г. Афанасьев, Г.Н. Грязин, В.В. Зибен, Б.С. Илизаров, В.А. Колеватов, А.С. Уйбо, А.Д. Урсул, В.Б. Устьянцев.
Таким образом, сложность и многоаспектность социальной памяти раскрывается в многообразии подходов к ее изучению. Отсутствие единого видения данного феномена приводит к трудности определения самого понятия.
Под социальной памятью понимают:
- «движение смыслов в социальном времени»;
- «совокупность знаний, которые служат предметом фиксированной передачи от одного поколения к другому»;
- «внешний по отношению к памяти отдельного индивида механизм сохранения и передачи информации во времени и пространстве»;
- «сформировавшуюся в процессе социального развития систему хранения, переработки и выдачи информации, обеспечивающую процесс расширенного воспроизводства материальной и духовной культуры всего общества в целом» [19, c.2].
В данной работе под социальной памятью будем понимать систему накопления, хранения, воспроизводства и трансляции коллективного опыта и знаний, значимых для функционирования и развития общества.
1.2 Культурная и социальная память как механизм этнической идентификации: общее и особенное
За последние 20 лет у российских граждан появилось больше возможностей для самореализации, которая стала проявляться в свободе выбора религии, культуры, переезда в том числе в другую страну. Процессы демократизации касались всех социальных групп, в том числе и этнических, например, таких как этническая группа евреев.
С 1989 по 2010 год численность еврейской этнической группы сократилась на 71% и составляет 11% населения России. Возникает вопрос посредством чего должна сохраниться этническая идентичность группы в условиях сосуществования с другими более многочисленными этническими группами, имеющими свою культуру и самосознание, а также отсутствия открытого противостояния с другими сообществами?
На наш взгляд, этническая идентичность – разновидность социальной идентичности, которая включает в себя культурную и индивидуальную идентичности.
Таким образом одним из условий сохранения этнической идентичности является социальная память. Мы придерживаемся позиции сторонников теории социального конструктивизма (Бергер П.)[1], которые не только учитывали тот факт, что социальная память является объективным конструктом, усваиваемый посредством социальных практик индивидом, но, в свою очередь, этим же индивидом конструируется в последующих социальных практиках. В определении социальной памяти важно и понятие «культурной памяти».
Мы солидарны с позицией Храпова С.А.: «Культурная память - это представление, которое направлено на фиксированные моменты в прошлом и существует в модусе обосновывающего (наделяющего смыслом) воспоминания, связанного с его истоком или происхождением [18]. В отличие от коллективной (коммуникативной) памяти обосновывающее воспоминание опирается не на социальное взаимодействие, но учреждается социальными институтами, которые определяют набор фиксированных элементов прошлого. Через культурную память прошлое сворачивается в символические фигуры, значимые с позиции настоящего.