Файл: министерство финансов российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются департамент организации составления и исполнения федерального бюджета и отраслевые департаменты:

  1. Административный департамент;
  2. Департамент бюджетной методологии;
  3. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;
  4. Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы;
  5. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;
  6. Департамент бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнёрства;
  7. Департамент бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса;
  8. Департамент бюджетной политики;
  9. Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;
  10. Департамент долгосрочного стратегического планирования;
  11. Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса;
  12. Департамент контроля за внешними ограничениями;
  13. Департамент межбюджетных отношений;
  14. Департамент международных финансовых отношений;
  15. Департамент налоговой и таможенной политики;
  16. Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета;
  17. Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности;
  18. Департамент управления делами и контроля;
  19. Департамент финансовой политики;
  20. Правовой департамент.[3]

Все структурные подразделения Минфина России в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства.

По результатам контроля Минфин России вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них факторов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.


Министерство финансов Российской Федерации во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации разрабатывает основные направления развития финансового рынка.

Министерство финансов РФ имеет подведомственные органы власти:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России), руководителем которой является Мишустин Михаил Владимирович.
  • Федеральное казначейство (Казначейство России), руководителем которого является Артюхин Роман Евгеньевич.
  • Федеральная таможенная служба (ФТС России), руководителем которого является Булавин Владимир Иванович.
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, руководителем которого является Алёшин Игорь Олегович.

Министерство финансов РФ имеет подведомственные организации:

  • Федеральное казённое учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (Пробирная палата России)
  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (Гохран России)
  • Акционерное общество «Гознак»
  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации»
  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»
  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт "»
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Лечебно-оздоровительный центр "Ёлочки"»
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт».[4]

Минфин России разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов по вопросам, относящимся к ведению министерства:

  • организации и функционирования бюджетной системы Российской федерации, определение основ бюджетного процесса;
  • федерального бюджета на очередной финансовый год, порядок исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетность о его исполнении;
  • разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • финансовых отношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами:
  • системы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионном обеспечении федеральных государственных служащих, судей и иных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации;
  • определение предельной численности работников центральных аппаратов центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, штатной численности работников судебной системы РФ;
  • финансового обеспечения служебных командировок на территории РФ и за рубеж работников федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений;
  • финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовке финансовой системы к условиям военного времени;
  • налоговой политики;
  • валютной политики;
  • политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин России разрабатывает и утверждает:

  • порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
  • порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ;
  • отчетность в расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах4
  • порядок выдачи и приостановления действий разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей;
  • лицензионные требования при осуществлении деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв;
  • методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ[5].

Минфин России осуществляет:

  • составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета;
  • представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
  • введении в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, режима сокращения расходов федерального бюджета;
  • введение в порядок и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, блокировки расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета, применение иных предусмотренных бюджетным законодательством РФ санкций;
  • управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  • функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;
  • ведение государственной долговой книги РФ и реестра государственных ценных бумаг РФ;
  • государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг;
  • координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачей макроэкономической политики, а также изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг.

Глава 2. Полномочия и права Министерства РФ.

Контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Минфин России для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;
  • Осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;
  • Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
  • Предоставляет бюджетные ссуды и бюджетные кредиты в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;
  • Предоставляет от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;
  • Представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
  • Принимает в пределах своей компетенции нормативные акты; получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • Проводит проверки: финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, а также получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств;
  • Разрабатывает программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
  • Регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ; осуществляет текущее управление государственным долгом РФ.[6]

Министерство финансов РФ имеет право:

  • взыскивать с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению;
  • выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;
  • выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;
  • организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;
  • представлять Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • проводить совместно с Министерством экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;

Министерство финансов РФ несет ответственность за:

  • соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
  • своевременность составления бюджетной росписи;
  • соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

2.1.Права и полномочия Министра финансов РФ

Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.