Файл: Использование в деятельности менеджера современные концепции лидерства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый лидер имеет свой стиль поведения, свой подход к управлению. Стиль управления - это определенный спектр приемов поведения управленца по отношению к своим сотрудникам для достижения поставленных целей. Не смотря на то, что каждый руководитель обладает своим индивидуальным стилем управления, существует ряд типичных стилей руководства, по которым можно анализировать подход к управлению того или иного руководителя. Как правило, выделенные стили руководства, не встречаются в «чистом виде» и гибкие руководители могут опираться на разные стили в разных ситуациях[5, с.186]. Стиль лидерства - это характерный для лидера алгоритм воздействия на своих подчиненных. Рассмотрим основные подходы к изучению основных стилей лидерства.

Одной из самых широко известных теорий, является работа Курта Левина, который в 1939 году определил три основных стиля лидерства (впоследствии этот список был дополнен):

  1. Директивный стиль лидерства (авторитарный).
  2. Демократический стиль лидерства. (В принятии решений участвуют все члены группы; участвуя, сотрудники ощущают себя вовлеченными в процесс, что способствует мотивации и проявлению творческой инициативы) [4, с.158].
  3. Третий стиль лидерства – попустительский (Такой стиль лидерства может быть полезен в ситуации, когда все члены группы являются «узкими специалистами» и имеют высокую квалификацию). Тем не менее, такой стиль в большинстве случаев приводит к снижению мотивации участников группы и путанице в распределении ролей [4, с.159].

Наиболее популярна в современном рассмотрении классификация предложенная Даниелем Гоулманом. Согласно утверждению, которого, залог успеха любой процветающей компании заключается в эффективном лидерстве ее руководителя [8, с.187].

Дэниел Гоулман - выделяет шесть стилей управления:

  1. Лидеры-диктаторы, действующие в принуждающем стиле, требуют от подчиненных беспрекословного повиновения. 
  2. Авторитетные лидеры мобилизуют людей на достижение цели. 
  3. Сторонники отеческого стиля выстраивают эмоциональные связи между сотрудниками, создают в коллективе атмосферу мира и согласия. 
  4. «Демократы» вовлекают всех в работу и добиваются единства во взглядах. 
  5. Лидеры, предпочитающие эталонный стиль, ждут от подчиненных отличной работы и целеустремленности. 
  6. Лидеры-наставники готовят подопечных к будущим свершениям [8, с.189].

Исследования, проведенные Гоулманом, показали, что стиль лидер-наставник встречается очень редко, так как требует много времени. Наставнический стиль эффективен в коллективах, где сотрудники стремятся к развитию и бесполезен, если сотрудники по тем или иным причинам отказываются от обучения. Так же данный стиль будет неэффективен, если его применяет руководитель, не обладающий необходимым опытом и квалификацией.


По мнению Гоулмана, руководителю необходимо совмещать порядка четырех стилей в своей работе, постоянно совершенствовать свои навыки для достижения наилучшего результата [8, с.195].

Эффективный менеджмент - это экономический критерий, который отражает влияние управленческой деятельности менеджера на итоговый результат работы компании.

Исходя из вышеизложенного материала, можем сделать вывод. Система менеджмента и лидерство понятия взаимосвязанные. Функция руководства сводится к обеспечению эффективному осуществлению основной деятельности организации, соответственно ее эффективность определяется результатами работы всей организации либо сектора, находящегося под управлением анализируемого менеджера. Из этого можно сделать вывод, что эффективность управления прямо пропорциональна степени реализации поставленных задач, достижениям поставленных целей.

АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА С ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА ООО «ВЕКТОР Т»

Характеристика компании ООО «Вектор Т»

Организации – Общество с ограниченной ответственностью «Вектор Т». Сокращенное наименование ООО ««Вектор Т»».

Основные задачи, стратегия, миссия и позиция на рынке компании представлены в таблице 1.

Таблица 1-Данные ООО «Вектор Т»

Стратегия

Динамичность и взвешенные управленческие задачи, интеграция и гибкость в условиях изменяющейся внешней среды, привлечение клиентов и рост оборотов при помощи современных маркетинговых ходов.

Миссия

Миссия: работать для людей, создавая для них лучшее качество жизни. Никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться

Цели

При постановке целей компания выделяет:

Экономические показатели (которые состоят из списка целей для отделов приносящих непосредственно доход компании).

Численность персонала

Численность персонала компании насчитывает 60 человек.

ООО «Вектор Т» - строительная компания, которая ведет свою деятельность на протяжении 15 лет. Деятельность компании заключается в осуществлении комплекса строительно-монтажных работ(строительство, ремонтные работы, установка инженерных систем, а также благоустройство объектов).


Для получения высоких результатов в работе ООО «Вектор Т» располагает:

1. Новейшим оборудованием, а также качественными транспортными средствами, что способствует выполнению заказов в минимальные сроки без потери качества;

2. Мощной производственной базой.

3. Сплоченным коллективом, где задача всех сотрудников это работа над достижением общего результата.

ООО «Вектор Т» имеет линейно-функциональной структуру управления, с подразделением на несколько уровней. Подразделения подчиняются непосредственно генеральному директору, что позволяет осуществлять жесткий контроль и достигать прозрачности системы управления. Рассмотрим схему организационной культуры ООО «Вектор Т» показана на рисунке 1.

Рисунок 1- Схема организационной структуры ООО «Вектор Т»

Тип организационной структуры ООО «Вектор Т» принадлежит к самому распространенному типу - линейно-функциональному. В таком типе организационной структуры весь спектр полномочий принадлежит линейному руководителю - генеральному директору. В его распоряжении имущество предприятия, полномочия для решения вопросов деятельности компании и право первой подписи, осуществляет прием и увольнение работников.

Таким образом эффективная работа ООО «Вектор Т», обеспечена грамотно построенной системой управления. Результаты деятельности всего коллектива в целом и есть показатели работы лидера, который ими управляет. Эффективность руководства напрямую зависит от способностей руководителя и от правильности выбора стиля руководства.

Анализ лидерства и стилей менеджмента ООО «Вектор Т»

Лидеру сложно самостоятельно подобрать стиль руководства, который был бы эффективен с экономической точки зрения и удовлетворил бы основную массу подчиненных. Стиль лидерства формируется с опытом и подсознательно, накапливается совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, дающие эффективный результат.

Для выявления недостатков в стиле управления, проведем анализ основных факторов влияющих на эффективность существующего стиля лидерства руководства ООО «Вектор Т».

Выделим три основных фактора, оказывающие влияние на эффективность стиля руководства рисунок 2.

Три основных фактора эффективности стиля руководства

Переменные итогов:

-рост или падение производительности труда;

-степень удовлетворенности

Промежуточные переменные:

-человеческий ресурс;


-организационный климат;

-методы принятия решений

-уровень доверия руководству

-способы мотивации

Внутренние факторы организации (неформальные):

-экономическая политика;

-социальная политика;

-профессионализм и квалификация сотрудников.

Рисунок 2 - Факторы, оказывающие влияние на эффективность стиля лидерства ООО «Вектор Т».

Как было рассмотрено выше, внутренние факторы, способные оказывать влияние на стиль лидерства банка, нуждаются в корректировке. Необходимо работать над повышением производительности труда, мотивации персонала. Непосредственное влияние на данные факторы оказывает руководитель и стиль его руководства. Для оценки стиля лидерства, существующего в банке и выявления недостатков, было проведено выборочное анкетирование сотрудников.

Для получения наиболее полной картины проведем выборочное анкетирование среди сотрудников разных структурных подразделений банка. На предмет удовлетворенности стилем руководства правления банка.

Ожидаемый результат анкетирования:

- выяснить, как сотрудники определяют существующий стиль руководства,

- определить, каких качеств ожидают подчиненные от своего лидера;

- понять считают подчиненные существующий стиль руководства эффективным.

В первом анкетировании был проведен опрос сотрудников, для выявления отношения к руководителю и его стилю управления в целом. В количество принимавших участие в опросе сотрудников составило 14 человек. По возрастным категориям: 23 - 35 лет - 7 сотрудников, в возрасте 35 - 45 лет - 3 человека, и от 45 до 50 лет - 4 человека. Первая тема опроса: «Ваше отношение к руководству». Одиннадцать сотрудников ответили: «Не очень хорошо, т.к. ему не хватает демократичности, большего внимания к работе своих подчиненных». Трое из четырнадцати отметили удовлетворенность существующим стилем руководства, как наиболее привычным, в связи с отсутствием альтернатив.

Темой второго этапа, был вопрос: «Удовлетворены ли Вы стилем управления, которого придерживается ваш руководитель?». 71 % опрашиваемых сотрудников, ответили: «Нет, т.к. в его приказах нет логики, он требователен сверх меры». 29% отметили положительные черты данного стиля управления: способность поддержать дисциплину в команде, умение управлять большим количеством сотрудников. Из результатов опроса видно, что мнения коллектива расходятся. Большая часть, опрашиваемых сотрудников, полагает: руководитель проявляет излишнюю жесткость, не пытается мотивировать подчиненных. Не стремится к сближению с подчиненными. Другая же часть опрашиваемых наоборот, считают, что руководитель обладает необходимыми качествами, помогающими ему держать всех в строгости. Он умеет отдавать распоряжения так, чтобы его приказы исполнялись.


По итогам анализа системы управления можно сделать вывод: низкая производительность работы сотрудников в первую очередь вызвано недовольством своим руководителем. Диктаторский стиль руководства сотрудниками лишает их возможности в полной мере проявить свой потенциал, проявлять. Отсутствие мотивации, предъявление управляющим достаточно высоких требований, большой объем задач, направленный на достижение поставленных целей воспринимается подчиненными как необоснованные придирки и излишнее давление. Данный факт осложняет обстановку в коллективе и влияет на текучесть кадров.

Влияние стилей лидерства на эффективность управления компанией

Главным фактором, влияющим на качество управления, является личностные характеристики управляющего, его лидерские способности, социальные навыки, способность найти подход к своим сотрудникам, организовать эффективную работу своих подчиненных. На стили лидерства менеджеров и эффективность управления влияют восприятия их деятельности командой, накопленный опыт работы, мотивация, прозрачность и доступность поставленных задач [11, с.91].

Эффективность управляющего также зависит от личностных качеств и выбранного стиля лидерства.

Сильный руководитель, как правило, использует в своей работе разнородный приемы и методы управления. При этом ему необходимо уметь обеспечить саморегуляцию управленческой структуры [8, с.72].

Для того чтобы повысить качество работы подчиненных необходим комплексный подход включающий ряд мероприятий, которые направлены на работу с персоналом:

  1. Повышение взаимодействия лидера и подчиненных (развитие эмоционального лидерства).
  2. Внесение назревших изменений в режим и условия работы персонала.
  3. Включение подчиненных в процесс принятия решений, связанных с функционированием компанией (частичное полномочий руководителя подчиненным).

Опираясь на теорию Адизеса И., можно оценить основные характеристики руководства ООО «Вектор Т» и влияние этих характеристик на эффективность управления.

Основные характеристики лидера на примере теории Код (PAEI) в организации [2, с.82].

Если принять за отправную точку результаты опросов сотрудников, можно сделать выводы, что лидер данной организационной структуры обладает ярко-выраженными функциями - P (производство результатов, обеспечивающее результативность организации в краткосрочном аспекте) и . функцией - A (администрирование, нужна, чтобы следить за порядком в организационных процессах: компания должна делать правильные вещи в правильной последовательности с правильной интенсивностью). В то время как функции – Е (творческий подход к делу и готовность идти на риск) и I (отвечает за стимулирование людей действовать сообща и не дать никому стать незаменимым) выражены гораздо слабее. В таблице 1 представлены роли стилей управления в достижении долгосрочных и краткосрочных целей компании согласно теории Адизеса И.