Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников (Характеристика ТВ и средств массовой информации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом увеличивается влияние на школьников ТВ и средств массовой информации (СМИ). И, к сожалению, влияние не всегда является положительным.
Всё чаще родителям, педагогам и школьным психологам приходится сталкиваться с проблемами в поведении школьников, которые явились последствием негативного влияния ТВ и СМИ.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема влияния ТВ и СМИ на школьников охватывает каждую семью и является одной из самых острых и сложных. Тема очень интересная для изучения, именно поэтому данная тема и была выбрана для написания курсовой работы. Тема важна для меня не только как для будущего педагога, но и как для мамы тринадцатилетней дочери.
Целью написания курсовой работы является разработка способов предотвращения отрицательного влияния ТВ и средств массовой информации на школьников. Ведь всегда проще предотвратить проблему, чем устранять её последствия.
Для достижения поставленной цели нужно осуществить следующие задачи:
- Изучить историю появления и развития ТВ и средств массовой информации,
- изучить положительное влияние ТВ и средств массовой информации на школьников,
- изучить отрицательное влияние ТВ и средств массовой информации на школьников,
- Изучить мнение школьников и родителей о влиянии ТВ и средств массовой информации
- Разработать способы предотвращения отрицательного влияния ТВ и средств массовой информации на школьников.
Гипотеза исследования: невозможно полностью исключить вероятности отрицательного влияния ТВ и средств массовой информации на школьников.
Объектом исследования являются школьники.
Предметом исследования является влияние ТВ и средств массовой информации на школьников.
В процессе исследования рассматриваемой темы были использованы методы:
- анализа литературы и документов,
- сравнения,
- исторический,
- обобщения,
- эвристический,
- синтеза,
- обобщения,
- наблюдения,
- анкетирования.
Для исследования использовалась методика К.Янг: тест интернет зависимости, разработанный в 1995 году.
Данная тема характеризуется отличной научной разработанностью. Освещали данную проблему как отечественные, так и зарубежные исследователи.
В ходе исследования рассматриваемой темы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также научные труды ученых, научные публикации в журналах, Интернет-ресурсы.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных методов ограничения влияния СМИ на школьников.
Курсовой работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Введение раскрывает актуальность исследуемой темы, поставленные цели и задачи для ее достижения.
В первой главе рассматривается история появления, развития средств массовой информации и их влияние на школьников.
Во второй главе показаны результаты анкетирования школьников, предложены методы ограничения отрицательного влияния средств массовой информации на школьников.
В заключении подводятся итоги исследования, заключаются выводы по изучаемой теме.
Теоретическое освещение проблемы влияния ТВ и средств массовой информации на школьников
Для начала рассмотрим определение СМИ, историю их появления и развития, а также классификацию.
Обмен информацией появился при возникновении человечества. Трудясь, люди были вынуждены обмениваться информацией. Сначала они обменивались звуковыми знаками и жестами, потом начали применять членораздельную речь.
После возникновения государства появились ораторы, выступления которых использовала церковь. Церковь рассылала письменные послания. Позже появились листовки.
Газета также имеет давнюю историю. В Древнем Египте газету изготавливали на папирусных свитках, в римском государстве на покрытых гипсом досках, в Японии оттиски с обожженных глиняных досок.
Книгопечатание появилось в Китае: в VII веке-ксилография, в XI - наборная печать. В Европе книгопечатание появилось лишь в XV веке В России первая книга «Апостол» была выпущена в 1564 году.
Развитие печати вызвало развитие общения между странами, которое затем выльется в политическую борьбу.
Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты.
В России первая газета - «Ведомости» - стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I, в которой осуществлялась пропаганда его преобразований.
В XIX веке европейская журналистика освещала то, что было интересно большой аудитории: домоводство, мода. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества пытались иметь собственные издания, чтобы осуществлять воздействие на общественное мнение.
XX век стал очень продуктивным: было изобретено радио, телевидение, а затем и Интернет. Интернет объединил в себе функции радио, журналистики и телевидения. Интернет подарил возможность пользоваться огромным количеством информации. Межгосударственные границы уже не могут защищать жителей от информации, поступающей из вне.
В настоящее время, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). [2]
В настоящее время существует несколько классификаций средств массовой информации. Одну из них можно подробно увидеть на схеме (Приложение 1).
Средства массовой информации подразделяются по критериям:
- по форме собственности (государственные, частные, корпоративные);
- по широте распространения (центральные и региональные);
- по стилю (деловые, массовые, скандальные);
- по периодичности (газеты: ежедневные и еженедельники);
- по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные)
Также средства массовой информации делятся на: печатные, электронные и информационные агентства.
Печатные средства массовой информации делятся на:
а) газеты:
• государственные и частные;
• ежедневные и еженедельные;
• серьезные и массовые;
• общественно-политические и отраслевые (тематические);
• региональные и центральные.
б) журналы:
• государственные и частные;
• еженедельные - ежемесячные - ежеквартальные;
• серьезные и массовые;
• общественно-политические и отраслевые (тематические);
• региональные и центральные.
в) бюллетени:
• региональные и центральные;
• политические - правовые - отраслевые.
г) справочники:
• региональные и центральные;
• комбинированные и специализированные.
д) листовки:
• рекламные;
• социальные;
• политические.
е) рекламные щиты.
Электронные СМИ делятся на:
а) радио. Радиокомпании, или радиоканалы бывают:
• государственные и частные;
• региональные и центральные;
• длинноволновые, средневолновые и коротковолновые FM;
• информационные и развлекательные;
б) телевидение. Телевизионные компании (каналы) подразделяются на:
• государственные и частные;
• региональные и центральные;
• эфирные, спутниковые, кабельные;
• социально-политические, специализированные, развлекательные;
в) Интернет:
• онлайн-СМИ (сетевые СМИ)
- интернет-газеты
- интернет-журналы,
- новостные порталы (ленты),
- интернет-дайджесты,
- электронные версии печатных СМИ,
- электронные версии либо представительские сайты радио- и ТВ-каналов;
• информационные и информационно-образовательные порталы;
• представительские сайты учреждений, предприятий, общественных и национальных организаций.
г) видео- и аудиозаписи, кинематограф.
Информационные агентства во всем мире работают через остальные СМИ. Это особая категория средств массовой информации, своего рода "служебная".
В ходе социологических исследований выявлено, что на воспитание ребенка влияют: семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%. (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Большая часть школьников имеет доступ к различным средствам массовой информации.
Начнем с рассмотрения общедоступного вида СМИ-телевидения. Из телевизора огромное количество людей ежедневно узнаёт о том, что происходит в мире. Привлекает телевидение ярким изображением.
Уже давно в рамках просмотра телепередач проходят опросы, в ходе которых собираются данные об общественном мнении.
По телевидению показывают передачи различных жанров: научные, просветительские, музыкальные, развлекательные.
Зачастую, школьник проводит перед телевизором слишком много времени. Телевизор заменяет общение с родителями, сверстниками. Именно телевидение играет решающую роль в формировании сознания школьника.
Отдав предпочтению телевизору вместо чтения, школьник начинает медленнее размышлять, хуже и медленнее выражать свои мысли.
Телевидение может стать причиной развития агрессии у ребенка при просмотре жестоких сцен.
Также через телевизор на сознание школьников воздействуют посредством показа рекламы. Рекламы яркие, музыкальные и динамичные, что является очень привлекательными факторами. Ребенок зачастую начинает требовать купить те вещи, которые родители не могут себе позволить. Из-за чего ребенок чувствует себя ущемленным, начинает проявлять агрессию.
Всё меньше показывают передачи, из которых можно узнать об отечественной истории и культуре, в результате чего школьнику становятся понятнее и ближе иностранная культура.
Всё меньше стали показывать передачи, стимулирующие интерес школьников к интеллектуальному и духовному развитию.
Интернет также является популярным средством массовой информации. Интернет для ребенка является очень удобной средой. Ребенок быстро разбирается в том, как себя там вести, как быстро найти необходимую информацию.
Интернет играет положительную роль в развитии школьника, ведь там можно найти любую информацию для учебы, творчества и культурного развития.
Но в то же время интернет опасен для ребенка тем, ребенок не осознает возможную опасность, ведь кроме полезной и нужной информации, есть риск попасть на сайты, содержащие вредную и негативную информацию.
Есть вероятность попасть под влияние плохих людей, склоняющих детей к агрессии, насилию, криминалу, алкоголю и т.д.
В интернете активно ведется реклама азартных игр. Ребенок может стать зависимым от подобных игр и начать воровать деньги у родителей и сверстников.
Зачастую интернет начинает занимать большую часть свободного времени школьника. Ребенок перестает общаться со сверстниками, родителями, заниматься спортом и творчеством. Данное поведение называется интернет-зависимостью.
Также большой проблемой для школьников могут стать компьютерные игры.
Компьютерные игры появились давно и имеют весьма интересную многолетнюю историю.
Первая компьютерная игра появилась в 1952 году на основе «крестиков-ноликов». Далее появлялись новые игры на компьютере и приставках. Особую популярность имели онлайн-игры, которые могли объединять большое количество игроков со всего мира одновременно.
Охват людей, увлеченных играми, увеличился, когда в 2003 году стало возможным играть на мобильном телефоне. Затем игры запускали в рамках социальных сетей.