Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников (Характеристика ТВ и средств массовой информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральным законом, который положил начало регулированию информационной безопасности детей в Российской Федерации, стал Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", где в ст. 14 указано, что органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.[4]

Законом предусмотрено, в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию законодательством устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Также в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Под информационной безопасностью детей Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" понимает состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом;
  4. отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  5. оправдывающая противоправное поведение;
  6. содержащая нецензурную брань;
  7. содержащая информацию порнографического характера;
  8. о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

  1. представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Информационная продукция для детей должна соответствовать по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Для этих целей в законе введена классификации информационной продукции.

Установлены пять категорий информационной продукции: информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет; запрещенная для детей, достигших возраста 6 лет; запрещенная для детей, достигших возраста 12 лет; для детей, достигших возраста 16 лет; запрещенная для детей.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории РФ. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции, указывающего категорию информационной продукции, и для ее оборота на территории РФ.

Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенной или ограниченной к распространению среди детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением, установленных в законе случаев.

Законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей в ноябре 2012 г. пополнилось новыми положениями Закона об информации, закрепляющих механизм блокирования интернет-ресурсов, распространяющих информацию с нарушением законодательства. Так в ст. 15.1 данного Закона установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".


В реестр включаются:

  1. доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
  2. сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор).

Предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Таким образом, можно сделать вывод, что на государственном уровне было очень много сделано для защиты детей от негативного влияния средств массовой информации, но полноценного результата можно достичь только при полноценном участии родителей и педагогов в решении данной проблемы.

2.3. Способы предотвращения отрицательного влияния ТВ и средств массовой информации на школьников родителями и педагогами.

Родители и педагоги-это главные источники информации для детей. С ними школьник общается больше всего. Именно они должны играть основную роль в защите школьника от негативного влияния СМИ.

Возможные факторы, способствующие проявлению неправильного поведения детей:

  1. Проявление недостаточного внимания к детям
  2. Конфликты родителей
  3. Конфликты с родителями и иными членами семьи
  4. Конфликты с учителями, одноклассниками и сверстниками
  5. Неправильное хранение оружия
  6. Отсутствие ограничения в компьютере на просмотр ресурсов, содержащих негативную и пропагандирующую информацию

Родители должны на постоянной основе отслеживать следующие моменты:

  1. Нет ли у школьника проявления агрессии.
  2. Чем ребёнок занимается в свободное время, его хобби и интересы.
  3. С кем общается ребёнок в школе, на улице, в интернете.
  4. Не пропадают ли деньги и вещи из дома.
  5. Все ли вещи ребёнка целые.

Родителям нужно обучить ребёнка правилам поведения в сети интернет, поддерживать с ним доверительные отношения.

Занять свободное время ребёнка полезными и нужными увлечениями, такими как спорт, искусство, изучение языков.

Хранить оружие, ценные вещи и документы в недоступном для ребёнка месте.

Родителям необходимо интересоваться у классного учителя о поведении и успеваемости ребёнка. Также необходимо знать всех друзей ребёнка, их адреса, контакты и иногда осуществлять с ними беседу на различные темы.

Необходимо при помощи специальных программ вести контроль за тем, чтобы ребёнок не просматривал на телефоне или компьютере нежелательные вредоносные сайты.

Возможно установить камеры слежения и микрофоны для прослушивания в доме, чтобы знать, чем ребёнок занимается в Ваше отсутствие, какие телепрограммы смотрит, и какие сайты посещает.

Можно приобрести ребёнку часы с функцией отслеживания его местоположения и возможностью прослушивания в режиме онлайн, что происходит вокруг.

Необходимо установить ежедневный лимит просмотра телевизора и использования компьютера.

Приучите ребёнка к тому, что он может делиться с вами всеми волнующими и интересующими его вопросами.

Объясните ребёнку, что интернет не должен быть использован с целью навредить кому-либо.

Необходимо донести до ребёнка вред азартных игр.

Родитель должен правильно донести до ребёнка что можно, а что нельзя, что хорошо и что плохо.

Нельзя запретить детям пользоваться СМИ только в учебных целях. Ребёнок должен развиваться всесторонне.

Преподавателям также очень важно следить за эмоциональным и психологическим состоянием школьника. Проводить классные часы на тему негативного влияния СМИ.

Чтобы оградить ребёнка от негативного влияния средств массовой информации сложно, но можно, главное ко всему походить комплексно, с умом и ответственностью.

Выводы по главе 2

Таким образом, проведя анкетирование среди учащихся различных классов, стало понятно, что большая часть детей зависит от средств массовой информации, мало проводит времени на улице, детям не доставляет удовольствие общение со сверстниками вживую.

Как и любую проблему, проблему отрицательного влияния ТВ и СМИ на школьников нужно решать комплексно.

На законодательном уровне сделано очень много для осуществления информационной безопасности детей, но информации слишком много и много людей, пытающихся использовать СМИ в качестве вредоносного инструмента, поэтому невозможно искоренить проблему только на законодательном уровне.


Основное усилие должно исходить со стороны родителей. Родители могут сделать процесс использования СМИ безопасным для детей на всех этапах. Также родителям нужно больше общаться с детьми, ведь общение-это основная составляющая доверительных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мною была рассмотрена одна из самых главных проблем, связанных с воспитанием будущего поколения-влияние ТВ и средств массовой информации на школьников.

Это проблема появилась давно и с каждым годом набирает свои обороты.

Сами по себе средства массовой информации появились давно, но тогда они не являлись проблемой, так как всё же школьники были больше заняты домашними делами, уроками, общению со сверстниками и трудом дома или на приусадебном участке.

Умеренное использование и только полезных средств массовой информации могло бы иметь положительное влияние на школьников, помогало бы им получать новую информацию и развиваться. Но так как школьники зачастую не имеют чувство меры и еще плохо разбираются, что «хорошо», а что «плохо», средства массовой информации всё чаще являются проблемой для нормального развития детей, отрицательно влияют на успеваемость в учебном заведении, а также на здоровье.

На государственном уровне было очень много сделано для защиты детей от негативного влияния средств массовой информации, но полноценного результата можно достичь только при полноценном участии родителей и педагогов в решении данной проблемы.

Родители и педагоги играют решающую роль в формировании физического и психологического здоровья. От них зависит, каким будет восприятие ребенка на всё, что он видит, слышит и читает в средствах массовой информации.

Предложенная гипотеза о том, что невозможно полностью исключить отрицательное влияние СМИ на школьников невозможно, подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ
  2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
  3. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  5. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»
  6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
  7. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ
  8. Аракелян О.В., Цацурова Т.А. Поликультурное образование как необходимое условие для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся на старшей ступени современной школы // Модели и механизмы становления гражданского и национального самосознания старшеклассников в современной школе: реализация потенциала Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-15 декабря 2013 года). М., 2014. С. 10-35.
  9. Архипова, К.А. СМИ в процессе становления российской идентичности/ К.А. Архипова // Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России: сборник научных трудов. Ульяновский Государственный Технологический Университет . Ульяновск: УлГТУ, 2015.С 255-271.
  10. Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская / Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; М. : Просвещение, 2016. -165 с.
  11. Березкина О., Обозов Н., Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / О. Березкина, Н. Обозов, Р.Харрис. М.: Прайм-Еврознак, 2016. С 25-63.
  12. Блохин В.Н. Проблемы социализации учащихся в современных условиях // Материалы Московской городской научно-практической конференции с международным участием: Диверсификация механизмов развития креативной среды общеобразовательной организации в целях инновационного развития системы школьной социализации обучающихся. - М., 2014. С 12-35.
  13. Бондаренко Е.А. Медиабезопасность личности в информационном пространстве современной школы // Вестник ЧелГУ. 2013. № 21. С. 19-36.
  14. Бушуева А.А. Социально-педагогические механизмы преодоления страхов, вызванных компьютерными играми у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. С. 321-339.
  15. Грушина А. А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый. - 2018. - №3. С. 159-169.
  16. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. C 26-45
  17. Дроздов, А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования. 2014. № 8.
  18. Дьячкова, Т.В. Педагог как субъект формирования гражданской (российской) идентичности личности учащихся / Т.В. Дьяч-кова // Человек и образование. - 2014. - №4 (41). С. 67-69.
  19. Елдышева Ю.Н.Информационное общество//Экология и жизнь. 2014.-№3.
  20. Евгеньева Т.В., Нечаев В.Д. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 7-21.
  21. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи / И. В. Жилавская. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 243 с.
  22. Иванова Г.П. Нравственные основания современного воспитания: аспекты проблемы // Акмеология. 2015. № 1 (53). С. 98-103.
  23. Ильясова, В.И. Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста «Символ науки» №4- 2016. С 5-10.
  24. Каратаева, Т.А. Гражданская идентичность как объект исследования в педагогической науке / Т.А. Каратаева // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. - Ч.1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 173-177.
  25. Каратаева, Т.А. Нормативно-правовая база изучения проблемы формирования гражданской идентичности подрастающего поколения в РФ / Т.А. Каратаева // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 27 июля 2016 г. Вологда: ООО «Маркер», 2016. - С. 149-151.
  26. Клепиков В. Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39-46.
  27. Козилова Л.В., Седых В.В., Семенова Т.А. Основные модели по формированию гражданского и национального самосознания у старшеклассников в Москве и регионах Российской Федерации // Модели и механизмы становления гражданского и национального самосознания старшеклассников в современной школе: реализация потенциала Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-15 декабря 2013 года). М., 2014. С. 74-85.
  28. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры и психологического здоровья школьников: учебное пособие. Барнаул, Изд-во АлтГПА, 2014. 343 с.
  29. Кочерга С.А., Ефимова Л.Л. Информационная безопасность детей // Российский и зарубежный опыт. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 239 с.
  30. Мальцева И.А. Ожидания аудитории и приемы воздействия спортивного журналиста в электронных СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 5. Ч. 1. С. 97-104.
  31. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. -№ 2(28). - С. 93-98.
  32. Мягкова А.П. Некоторые направления деятельности образовательного учреждения по формированию гражданственности у школьников // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. «Педагогика и психология». 2014. № 4. С. 14-19.
  33. Соколова Г.В. Социально-регулятивный аспект рассмотрения роли СМИ в формировании массового сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2015. Выпуск 4 (168). С. 137-141.
  34. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 10-35.
  35. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации / О.Г. Филатова. М.: Гардарики. - 2016. С 99-112.
  36. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография. -Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2015.C 145-163 с.