Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников (Характеристика ТВ и средств массовой информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры становятся интереснее и качественнее. Но всё же они оказывают на детей как положительное, так и отрицательное влияние.

Положительное влияние компьютерных игр заключается в том, процесс обучения можно превратить в увлекательный и интересный процесс-игру. Играя, ребенок может изучить алфавит и цифры, читать, языки, развивать логическое мышление и память. Игры, предусматривающие наличие стратегии, учат детей принимать решения.

Военные игры могут помочь в изучении истории.

Многие игры помогают учиться быстро реагировать и визуально анализировать, принимать самостоятельные решения.

Ребенку нельзя запрещать пользоваться компьютером, ведь компьютер-это неотъемлемая часть современной жизни.

Помимо положительного влияния компьютерных игр есть и отрицательное.

При чрезмерном злоупотреблении компьютерными играми нарушается физическое и психологическое здоровье. Ребенок может стать зависим от компьютерных игр.

При воспроизведении опасных для жизни и здоровья фрагментов игр, ребенок может нанести себе вред.

Играя в однообразные игры, ребенок лишается возможности фантазировать.

Жестокие игры со сценами насилия могут стать причиной развития агрессии в ребёнке.

У ребёнка может нарушиться сон.

Чрезмерные зрительные нагрузки могут привести к нарушению зрения.

Во время игры ребёнок выполняет однообразные движения руками, вследствие чего возникает напряжение в руках, неправильное кровообращение, боль в руках и мышцах, могут возникнуть судороги кисти и предплечья.

Длительное нахождение в однообразной позе, сидя за компьютером, приводит к ухудшению кровообращению мозга, вследствие чего может появиться головная боль, а также к болезням опорно-двигательного аппарата.

Школьники, проводя большую часть свободного времени за компьютером, не успевают делать домашние задания, вследствие чего ухудшается успеваемость в школе.

К ещё одному отрицательному моменту влияния средств массовой информации на детей можно отнести тот факт, что при недостаточном общении с родителями, именно из того, что ребёнок видит и слышит в СМИ, складывается общая картина окружающего мира. Ребёнок в качестве основных критериев что хорошо, а что плохо берет всё, что видит в СМИ. В результате ребёнок теряет способность самостоятельно анализировать происходящее вокруг.

Родители зачастую пытаются занять ребёнка средствами массовой информации из-за нехватки времени. Пытаясь после работы выполнить все дела по дому, у родителей не остается времени на занятие с детьми.


Изучением проблемы влияния СМИ на детей учёные и психологи занимаются уже давно. Возьмем для примера эксперимент психолога Альберта Бандура с куклой «Бобо». Эксперимент был проведен, чтобы посмотреть, влияет ли как-то то, что увидел человек со стороны на его собственные поступки, в частности, будут ли дети повторять сцены жестокости, увиденные со стороны. Эксперимент показал, что большая часть детей старалась повторить сцены агрессии, причем мальчики пытались больше повторять то, что они увидели со стороны мужского пола, аналогичная ситуация была и с девочками.

Поэтому жестокие и агрессивные сцены, увиденные детьми в СМИ могут быть восприняты ребёнком как призыв к повторению. Ребёнок начнет решать различные жизненные конфликты с применением силы. Ребёнок становится равнодушным к людям и вещам, разучивается сострадать.

Ребёнок может увидеть сцены воровства и иного нарушения закона, употребления наркотиков, алкоголя, сигарет. Может появиться плохой интерес к новому и неизвестному.

Выводы по главе 1

Проанализировав всё вышесказанное, можно сделать вывод, что средства массовой информации появились очень давно, они были придуманы для общения между людьми, но постепенно превратились в средство влияния на общественное мнение. Разновидности СМИ появлялись по мере развития общества и его научных и технических возможностей. Можно предположить, что в ближайшие десятилетия появятся новые виды средств массовой информации.

Всё в жизни хорошо в меру. Умеренное использование и только полезных средств массовой информации могло бы иметь положительное влияние на школьников, помогало бы им получать новую информацию и развиваться. Но так как школьники зачастую не имеют чувство меры и еще плохо разбираются, что «хорошо», а что «плохо», средства массовой информации всё чаще являются проблемой для нормального развития детей, отрицательно влияют на успеваемость в учебном заведении, а также на здоровье. Кроме того, дети имеют свойство копировать всё, что видят вокруг, а поэтому, увидев сцены плохого поведения в СМИ, они могут повторить это. В целом, можно отметить, что прогнозируемая польза от использования школьником СМИ больше возможных негативных последствий.


Практическое изучение проблемы влияния ТВ и средств массовой информации на школьников

2.1.Проведение анкетирования школьников

В качестве основы для написания практической части было решено провести анкетирование по методике Кимберли Янг среди учащихся девятого и одиннадцатого классов для определения интернет-зависимости.

Кимберли Янг-это известный профессор психологии, которая долгое время работала в Питсбургском университете в Брэдфорде. Большую часть жизни она изучала психологию Интернет-зависимости. В 1994 году она разработала тест, с помощью которого по сегодняшний день определяют наличие Интернет-зависимости и конкретную стадию ее запущенности. Психолог утверждает, что выявляется зависимость по 3 основным составляющим.

  1. Наращивание времени, проведенное за монитором компьютера.
  2. Изменение поведения человека (замкнутость, отсутствие желания реального общения).
  3. Ухудшение самочувствия (боль в глазах, усталость, отсутствие физической активности).

Сначала тест состоял из 8 вопросов, на которые нужно было ответить «Да» или «Нет», в случае ответа на пять и более вопросов вариантом «Да», человек считался интернет-зависимым.

В настоящее время он содержит в себе 40 вопросов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Результаты: 20-49 баллов -обычный пользователь Интернета, 50-79 баллов-есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, 80-100 баллов-Интернет-зависимость.

Список вопросов приведен в Приложении 2.

Сначала было проведено анкетирование учащихся девятого класса. Класс состоит из двадцати пяти человек. 15 мальчиков и 10 девочек. В целом девочки справились с ответом на вопросы быстрее мальчиков. Как оказалось, это было связано с тем, что большая часть девочек имела опыт прохождения тестов в сети Интернет.

Анкетирование показало, что лишь 2 школьника имею результат, указывающий на наличие у них Интернет-зависимости. Оба школьника-мальчики и имеют плохую успеваемость. В ходе разговора выяснилось, что мальчики играют всё свободное время в онлайн-игры. У них наблюдаются проблемы со зрением и опорно-двигательным аппаратом. Девять школьников имеют результат от 50 до 79 баллов, что показывает, что есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, трое из них девочки и шесть мальчиков. Девочки злоупотребляют посещением социальных сетей, мальчики играют в онлайн игры. Четырнадцать школьников являются обычными пользователями интернета. В целом результаты оказались неплохими. В начале анкетирования я предполагала, что интернет-зависимых окажется больше.


Далее было проведено анкетирование учащихся одиннадцатого класса, состоящего из двадцати трех человек, десять девочек и тринадцать мальчиков. Мальчики и девочки справились с анкетированием примерно за одинаковое время.

Результаты анкетирования показали, что четверо школьников, из них двое мальчиков и двое девочек имеют результат от 80 до 100 баллов и являются интернет-зависимыми. Ни один из них не имеет хорошие оценки по предметам, они почти не гуляют в свободное время и не общаются посредством живого общения. Восемь школьников, из них пять девочек и три мальчика имеют результат от 50 до 79 баллов. В целом они имеют неплохие результаты по учёбе, некоторые из них занимаются спортом и никто не имеет проблем с общением со сверстниками. Одиннадцать школьников являются обычными интернет-пользователями.

Результат анкетирования школьников показал, что чем старше становятся школьники, тем больше они проявляют интерес к Интернету, те, кто является интернет-зависимым, имеет проблемы со здоровьем, успеваемостью в школе и практически не общаются со сверстниками.

Примерно такая картина наблюдается в каждом классе.

Так как основа знаний на всю жизнь закладывается именно в подростковом возрасте, нужно решать проблему отрицательного влияния СМИ на школьников комплексно, начиная с того момента, когда ребёнок узнал, что такое СМИ.

2.2 Способы предотвращения отрицательного влияния ТВ и средств массовой информации на школьников на государственном уровне

Так как проблема влияния ТВ и средств массовой информации на школьников охватывает целое государство, то и решать проблему нужно, прежде всего, на государственном уровне.

Существует международное и российское законодательство, связанное с защитой детей от нежелательной информации.

В Декларации прав ребёнка закреплено, что ребёнку законом должны быть обеспечены все условия для нормального физического, умственного и нравственного развития.

В ст.17 Конвенции о правах ребёнка говорится, о том, что роль СМИ заключается в обеспечении ребёнка информацией и материалами для его развития, а также говорится о поощрении разработки надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. [6]


Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р была утверждена Концепции информационной безопасности детей. Концепция должна способствовать реализации единой государственной политики в области информационной безопасности детей, созданию современной медиа среды, учитывающей риски, связанные с развитием Интернета и информационных технологий.

В Концепции определены основные принципы обеспечения информационной безопасности детей, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в этой области, ожидаемые результаты.

Положения Концепции базируются на принципах признания детей и подростков активными участниками информационного процесса, ответственности государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере, воспитания у детей навыков самостоятельного и критического мышления, создания в информационной среде благоприятной атмосферы для детей и подростков вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности.

К приоритетным задачам государственной политики в области информационной безопасности детей, в том числе относятся повышение уровня медиа грамотности детей и подростков, формирование у них чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве, удовлетворение познавательных потребностей и интересов, минимизация рисков десоциализации, развития и закрепления девиантных и противоправных действий подростков.

Вопросам защиты детей при распространении массовой информации посвящены положения Закона о СМИ, ст. 4 которого устанавливает недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. [2]

В п. 10.2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" установлен запрет на распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или па расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.