Файл: Первичные документы в налоговом отчете НДС(Понятие и виды налогов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты изучения налога на добавленную стоимость в экономике
1.2. Налог на добавленную стоимость и его специфика
1.3. Особенности уплаты банками налога на добавленную стоимость
2.Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ по НДС текущее состояние и перспективы развития
2.1. Анализ первичных документов в налоговом учете НДС
2.2. Анализ специфики уплаты НДС в РФ
2.2. Анализ динамики налоговых поступлений от НДС в бюджет РФ
Таблица 3 Динамика показателей доходов бюджета Российской Федерации, связанных с импортом
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
НДС на ввозимые товары |
1670 |
1750 |
1785 |
1913.6 |
Акцизы на ввозимые товары |
63 |
71.6 |
54 |
62 |
Пошлины |
683 |
652 |
565 |
563 |
Прочие |
1386 |
1475 |
1924 |
2295 |
И опять же, как и в рассматриваемой раннее таблице, в системе импортных доходов РФ преобладает НДС на ввозимые товары.
Наряду с увеличением доходной части бюджета РФ можно наблюдать и рост расходной части, динамика которой отображена на рисунке 2.5.
Рис 2.5 Динамика расходов бюджета Российской Федерации в млрд. руб.
Если же рассматривать расходы бюджета Российской Федерации за анализируемый период более детально по основным статьям расходов, то в общем виде их можно отобразить на рисунке 2.6
Рис 2.6. Статьи расходов бюджета Российской Федерации за 2015 -2018 годы в млрд. руб.
Как можно заметить из данных предложенным выше рисунком, в совокупной системе расходов федерального бюджета основными статьями расходов являются:
1.Социальная политика;[14]15
2.Национальная оборона;
3.Национальная безопасность;
4.Общегосударственные вопросы и т.д.
Причем, расходы по данным направлениям существенно выросли за последние годы и опережают все остальные статьи целевого расходования бюджетных средств.
Бюджетная политика многих стран мира, в том числе и РФ, зависит от курса национальной валюты. Соотношение рубля к основным зарубежным валютам отобразим на рисунке 2.7
Рис 2.7 Динамика среднегодового курса рубля к доллару
Если же говорить о динамике валютного курса евро относительно рубля, то за последние годы можно наблюдать следующую динамику, отображенную на рисунке 2.8.[15]16
Рис 2.8 Динамика среднегодового курса рубля к евро
Как можно заметить из данных рисунка 2.8 за последние годы можно наблюдать рост евро относительно рубля. Ученые прогнозируют в ближайшей перспективе падение евро и стабилизацию данного показателя на уровне 65-70 единиц.[16]16
Повышение курсовой волатильности усилили ожидания участников рынка валютных опционов в отношении возможного дальнейшего повышения курса доллара США к рублю. Использование отдельными участниками рыночных источников привлечения валютной ликвидности уменьшило задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России в иностранной валюте.
По итогам 2016 г. инфляция в России составила 5,4 %, ключевая ставка Центробанка РФ на конец года была равна 10,00 %. Многие эксперты пришли к выводу, что за всю историю РФ это самый низкий уровень инфляции. В 2015 г. инфляция составляла 12,9 %.
Рис 2.9. Динамика инфляции в РФ в %
В настоящее время снижение уровня инфляции в России происходит более быстрыми темпами, чем прогнозировалось. Так, по оценкам Центробанка РФ за последнее время можно наблюдать годовые темпы прироста потребительских цен в России, общая динамика которых представлена на рисунке 2.10
Рис 2.10 Динамика индекса потребительских цен в РФ в % к предыдущему году
Важное значение а системе кредитно-денежного регулирования занимает кредитно-денежная политика, основные направления которой представлены на рисунке 2.11.
Денежно-кредитная политика
Кредитная политика
Денежная политика
Политика «дешевых денег»
Экспансионистская кредитная политика
Рестрикционная политика
Политика «Дорогих денег»
Рис 2.11 Направления кредитно-денежной политики
Вопросами урегулирования кредитно-денежной политики в РФ занимаются определенные органы, которые отображены в таблице 5.
Таблица 5. Органы регулирования кредитно-денежной политики в РФ
Орган власти |
Функции государственного регулирования |
Парламент |
Устанавливает налоги, утверждает бюджет |
Правительство РФ |
Разрабатывает федеральный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов |
Министерство финансов РФ |
Реализация финансовой политики |
Федеральная налоговая служба РФ |
Контроль за начислением налогов в бюджеты РФ |
Федеральная таможенная служба |
Контроль за исчислением таможенных платежей |
Центральный Банк России |
Формирование кредитно-денежной политики |
Счетная палата РФ |
Контроль выполнения финансового законодательства |
Несмотря на проводимую кредитно-денежную политику финансовыми органами РФ, в бюджете страны имеется ряд проблем, которые более детально будут рассмотрены в следующей главе.
3.Проблемы взимания и перспективы развития НДС в РФ
На основании проведенного исследования государственного бюджета РФ можно сказать о том, что в целом он сбалансирован и основные показатели бюджетно-налоговой политики находятся в пределах нормы.
Однако, на эффективное развитие и функционирование бюджета и всей финансовой системы страны в условиях развития мировой экономики, оказывают влияние ряд факторов, среди которых:
1.Экономические санкции, введенные в отношении РФ западными странами. Данные санкции ограничивают экономические возможности страны в условиях мирового хозяйства, снижая торгово-финансовые показатели;
2.Падение цен на энергоресурсы. Основные страны мира, в том числе и РФ, очень сильно зависят от нефтегазового сектора. В этой связи, резкие перепады котировок цен на топливо наносят серьезный удар по бюджету и всей национальной экономике страны;
3.Мировая напряженность. Данный фактор выражается в том, что Правительству РФ необходимо перестраивать бюджетно-налоговую политику, ориентируя ее вместо социально-общественного вектора, в сторону урегулирования мирового хозяйства и налаживая мировых соглашений с крупнейшими странами мира;
3.Иные проблемы.
Помимо вышеназванного спектра проблем, которые пагубно сказываются на развитии национальной экономики, можно выделить и ряд внутренних проблем, которые также снижают объем пополняемости бюджета и ведут к дестабилизации национальной экономики РФ:
1.Низкий уровень инвестиционной привлекательности отраслей национального производства, что приводит к снижению притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Динамика данного показателя отображена на рисунке 3.1.
Рис 3.1. Динамика инвестиций в экономику РФ в млн. дол.
2.Славбое развитие отраслей малого предпринимательства. Данный недостаток сказывается на снижении объемов налоговых поступлений в бюджет РФ от предпринимательской деятельности и в целом снижает возможный уровень занятости населения в регионах;[17]17
3.Пробелы в действующей бюджетно-налоговой системе, что ведет к увеличению льготников, увеличения численности расходных статей и т.д.
Налог на добавленную стоимость (НДС) имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. На косвенные налоги приходится около 50% налоговых доходов федерального бюджета, что отражает определенную зависимость последнего от поступления данных налогов.
В частности, на НДС приходится около 40% налоговых доходов. Таким образом, косвенные налоги на 80 % состоят из НДС. Тем самым можно отметить наибольшую фискальную значимость налога на добавленную стоимость. За три года доля НДС в налоговых доходах бюджета возросла с 37,39% до 41,09%. Это объясняется следующими преимуществами косвенных налогов:
1.быстрое поступление: осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет;
2.так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высока вероятность их полного или почти полного поступления;
3.косвенные налоги влияют на потребителей - при умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления.
Однако с точки зрения администрирования НДС продолжает оставаться одним из самых сложных и спорных налогов, с чем связаны определенные проблемы и недостатки.
Объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
1.увеличение объемов налоговых доходов в бюджет РФ, который в условиях негативных мировых тенденций имеет серьезный дефицит;
2.создание и развитие новой модели налоговой системы, которая основана на условиях и требованиях рыночной экономики;
3.присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм и т.д.
Все эти несомненные преимущества НДС на фоне бюджетного дефицита, отпуска цен и прогрессирующей инфляции стали убедительным аргументом в пользу введения налога.
Со временем становится очевидно, что ряд положительных черт НДС, таких как способность сдерживать инфляцию и нейтральность по отношению к производству, не так уж бесспорны. Влияние НДС на инфляцию не всегда однозначно. Увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. [18]18
Помимо этого, можно выделить ряд негативных моментов, среди которых:
1.Неоптимальность налоговых ставок по налогу на добавленную стоимость на различные виды товаров и услуг
2.Ложный экспорт товаров и услуг, которые облагаются налогом на добавленную стоимость
3.Переложение НДС на потребителя и его нейтральности по отношению к производству и т.д.
Понижение ставки НДС теоретически должно снижать темпы роста издержек в отраслях, производящих конечную продукцию. За счет этого фактора можно ожидать снижение темпа роста базовой инфляции. По законам формальной логики снижение ставки косвенного налога должно вести к снижению цен, а повышение – к их росту. Однако в реальной экономике действуют иные закономерности, которые подтверждены российской и мировой практикой.
Для того, чтобы преодолеть вышеназванные негативные тенденции, которые ведут к дестабилизации национальной экономики РФ и снижают показатели эффективности бюджета, необходимо:
1.Контролировать целевое расходование бюджетных средств;
2.Усовершенствовать действующее бюджетное законодательство;
3.Улучшение инвестиционного климата за счет упрощения системы налогового администрирования
4.Развивать и инвестировать сферу технологий и инноваций, которые повысят не только статус страны в мировом рейтинге, но и снизят зависимость России от цен на сырье и т.д.
5.Поддерживать малое и среднее предпринимательство и т.д.
В современной России наибольшее количество вопросов и споров о формах и методах администрирования возникает по поводу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который является одним из самых значимых и стабильных источников доходов федерального бюджета Российской Федерации: на его долю в течение последних пяти лет приходится порядка четверти бюджетных доходов.
Соответственно, от полноты поступления НДС во многом зависит исполнение федерального бюджета Российской Федерации. Среди возможных путей реформирования и совершенствования механизма взимания НДС можно выделить следующие:
1. Введение единой ставки НДС на уровне от 14 до 17%. Это приведет к исчезновению бухгалтерских ошибок, связанных с выбором ставки по объекту налогообложения, облегчит проведение ауди- та и проверок (по статистике 30 - 40% времени налоговых проверок уходит на анализ правомерности распределения ставок по различным группам товаров). Но вместе с тем стоит ожидать сокращения доходов бюджета и повышения цен на социально значимые товары, что негативно отразиться на слабо- защищенных слоях населения. [19]19
2. Совершенствование механизма администрирования НДС. Экспертами предлагаются следующие меры: максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета; специальная регистрация плательщиков НДС; введение специальных «НДС-счетов», отделенных от расчетных счетов организаций и не предназначенных для других целей кроме как уплата НДС поставщику или бюджету, что позволит уменьшить объемы незаконного возмещения и зачета при исчислении и уплате НДС. Конкретизируя это направление, предлагается введение системы «НДС-платеж» и СКВВ - системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС.