Файл: Первичные документы в налоговом отчете НДС(Понятие и виды налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3 Динамика показателей доходов бюджета Российской Федерации, связанных с импортом

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

НДС на ввозимые товары

1670

1750

1785

1913.6

Акцизы на ввозимые товары

63

71.6

54

62

Пошлины

683

652

565

563

Прочие

1386

1475

1924

2295

И опять же, как и в рассматриваемой раннее таблице, в системе импортных доходов РФ преобладает НДС на ввозимые товары.

Наряду с увеличением доходной части бюджета РФ можно наблюдать и рост расходной части, динамика которой отображена на рисунке 2.5.

Рис 2.5 Динамика расходов бюджета Российской Федерации в млрд. руб.

Если же рассматривать расходы бюджета Российской Федерации за анализируемый период более детально по основным статьям расходов, то в общем виде их можно отобразить на рисунке 2.6

Рис 2.6. Статьи расходов бюджета Российской Федерации за 2015 -2018 годы в млрд. руб.

Как можно заметить из данных предложенным выше рисунком, в совокупной системе расходов федерального бюджета основными статьями расходов являются:

1.Социальная политика;[14]15

2.Национальная оборона;

3.Национальная безопасность;

4.Общегосударственные вопросы и т.д.

Причем, расходы по данным направлениям существенно выросли за последние годы и опережают все остальные статьи целевого расходования бюджетных средств.

Бюджетная политика многих стран мира, в том числе и РФ, зависит от курса национальной валюты. Соотношение рубля к основным зарубежным валютам отобразим на рисунке 2.7

Рис 2.7 Динамика среднегодового курса рубля к доллару

Если же говорить о динамике валютного курса евро относительно рубля, то за последние годы можно наблюдать следующую динамику, отображенную на рисунке 2.8.[15]16

Рис 2.8 Динамика среднегодового курса рубля к евро

Как можно заметить из данных рисунка 2.8 за последние годы можно наблюдать рост евро относительно рубля. Ученые прогнозируют в ближайшей перспективе падение евро и стабилизацию данного показателя на уровне 65-70 единиц.[16]16


Повышение курсовой волатильности усилили ожидания участников рынка валютных опционов в отношении возможного дальнейшего повышения курса доллара США к рублю. Использование отдельными участниками рыночных источников привлечения валютной ликвидности уменьшило задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России в иностранной валюте.

По итогам 2016 г. инфляция в России составила 5,4 %, ключевая ставка Центробанка РФ на конец года была равна 10,00 %. Многие эксперты пришли к выводу, что за всю историю РФ это самый низкий уровень инфляции. В 2015 г. инфляция составляла 12,9 %.

Рис 2.9. Динамика инфляции в РФ в %

В настоящее время снижение уровня инфляции в России происходит более быстрыми темпами, чем прогнозировалось. Так, по оценкам Центробанка РФ за последнее время можно наблюдать годовые темпы прироста потребительских цен в России, общая динамика которых представлена на рисунке 2.10

Рис 2.10 Динамика индекса потребительских цен в РФ в % к предыдущему году

Важное значение а системе кредитно-денежного регулирования занимает кредитно-денежная политика, основные направления которой представлены на рисунке 2.11.

Денежно-кредитная политика

Кредитная политика

Денежная политика

Политика «дешевых денег»

Экспансионистская кредитная политика

Рестрикционная политика

Политика «Дорогих денег»

Рис 2.11 Направления кредитно-денежной политики

Вопросами урегулирования кредитно-денежной политики в РФ занимаются определенные органы, которые отображены в таблице 5.

Таблица 5. Органы регулирования кредитно-денежной политики в РФ

Орган власти

Функции государственного регулирования

Парламент

Устанавливает налоги, утверждает бюджет

Правительство РФ

Разрабатывает федеральный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов

Министерство финансов РФ

Реализация финансовой политики

Федеральная налоговая служба РФ

Контроль за начислением налогов в бюджеты РФ

Федеральная таможенная служба

Контроль за исчислением таможенных платежей

Центральный Банк России

Формирование кредитно-денежной политики

Счетная палата РФ

Контроль выполнения финансового законодательства


Несмотря на проводимую кредитно-денежную политику финансовыми органами РФ, в бюджете страны имеется ряд проблем, которые более детально будут рассмотрены в следующей главе.

3.Проблемы взимания и перспективы развития НДС в РФ

На основании проведенного исследования государственного бюджета РФ можно сказать о том, что в целом он сбалансирован и основные показатели бюджетно-налоговой политики находятся в пределах нормы.

Однако, на эффективное развитие и функционирование бюджета и всей финансовой системы страны в условиях развития мировой экономики, оказывают влияние ряд факторов, среди которых:

1.Экономические санкции, введенные в отношении РФ западными странами. Данные санкции ограничивают экономические возможности страны в условиях мирового хозяйства, снижая торгово-финансовые показатели;

2.Падение цен на энергоресурсы. Основные страны мира, в том числе и РФ, очень сильно зависят от нефтегазового сектора. В этой связи, резкие перепады котировок цен на топливо наносят серьезный удар по бюджету и всей национальной экономике страны;

3.Мировая напряженность. Данный фактор выражается в том, что Правительству РФ необходимо перестраивать бюджетно-налоговую политику, ориентируя ее вместо социально-общественного вектора, в сторону урегулирования мирового хозяйства и налаживая мировых соглашений с крупнейшими странами мира;

3.Иные проблемы.

Помимо вышеназванного спектра проблем, которые пагубно сказываются на развитии национальной экономики, можно выделить и ряд внутренних проблем, которые также снижают объем пополняемости бюджета и ведут к дестабилизации национальной экономики РФ:

1.Низкий уровень инвестиционной привлекательности отраслей национального производства, что приводит к снижению притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Динамика данного показателя отображена на рисунке 3.1.

Рис 3.1. Динамика инвестиций в экономику РФ в млн. дол.

2.Славбое развитие отраслей малого предпринимательства. Данный недостаток сказывается на снижении объемов налоговых поступлений в бюджет РФ от предпринимательской деятельности и в целом снижает возможный уровень занятости населения в регионах;[17]17

3.Пробелы в действующей бюджетно-налоговой системе, что ведет к увеличению льготников, увеличения численности расходных статей и т.д.


Налог на добавленную стоимость (НДС) имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. На косвенные налоги приходится около 50% налоговых доходов федерального бюджета, что отражает определенную зависимость последнего от поступления данных налогов.

В частности, на НДС приходится около 40% налоговых доходов. Таким образом, косвенные налоги на 80 % состоят из НДС. Тем самым можно отметить наибольшую фискальную значимость налога на добавленную стоимость. За три года доля НДС в налоговых доходах бюджета возросла с 37,39% до 41,09%. Это объясняется следующими преимуществами косвенных налогов:

1.быстрое поступление: осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет;

2.так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высока вероятность их полного или почти полного поступления;

3.косвенные налоги влияют на потребителей - при умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления.

Однако с точки зрения администрирования НДС продолжает оставаться одним из самых сложных и спорных налогов, с чем связаны определенные проблемы и недостатки.

Объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

1.увеличение объемов налоговых доходов в бюджет РФ, который в условиях негативных мировых тенденций имеет серьезный дефицит;

2.создание и развитие новой модели налоговой системы, которая основана на условиях и требованиях рыночной экономики;

3.присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм и т.д.

Все эти несомненные преимущества НДС на фоне бюджетного дефицита, отпуска цен и прогрессирующей инфляции стали убедительным аргументом в пользу введения налога.

Со временем становится очевидно, что ряд положительных черт НДС, таких как способность сдерживать инфляцию и нейтральность по отношению к производству, не так уж бесспорны. Влияние НДС на инфляцию не всегда однозначно. Увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. [18]18

Помимо этого, можно выделить ряд негативных моментов, среди которых:

1.Неоптимальность налоговых ставок по налогу на добавленную стоимость на различные виды товаров и услуг

2.Ложный экспорт товаров и услуг, которые облагаются налогом на добавленную стоимость


3.Переложение НДС на потребителя и его нейтральности по отношению к производству и т.д.

Понижение ставки НДС теоретически должно снижать темпы роста издержек в отраслях, производящих конечную продукцию. За счет этого фактора можно ожидать снижение темпа роста базовой инфляции. По законам формальной логики снижение ставки косвенного налога должно вести к снижению цен, а повышение – к их росту. Однако в реальной экономике действуют иные закономерности, которые подтверждены российской и мировой практикой.

Для того, чтобы преодолеть вышеназванные негативные тенденции, которые ведут к дестабилизации национальной экономики РФ и снижают показатели эффективности бюджета, необходимо:

1.Контролировать целевое расходование бюджетных средств;

2.Усовершенствовать действующее бюджетное законодательство;

3.Улучшение инвестиционного климата за счет упрощения системы налогового администрирования

4.Развивать и инвестировать сферу технологий и инноваций, которые повысят не только статус страны в мировом рейтинге, но и снизят зависимость России от цен на сырье и т.д.

5.Поддерживать малое и среднее предпринимательство и т.д.

В современной России наибольшее количество вопросов и споров о формах и методах администрирования возникает по поводу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который является одним из самых значимых и стабильных источников доходов федерального бюджета Российской Федерации: на его долю в течение последних пяти лет приходится порядка четверти бюджетных доходов.

Соответственно, от полноты поступления НДС во многом зависит исполнение федерального бюджета Российской Федерации. Среди возможных путей реформирования и совершенствования механизма взимания НДС можно выделить следующие:

1. Введение единой ставки НДС на уровне от 14 до 17%. Это приведет к исчезновению бухгалтерских ошибок, связанных с выбором ставки по объекту налогообложения, облегчит проведение ауди- та и проверок (по статистике 30 - 40% времени налоговых проверок уходит на анализ правомерности распределения ставок по различным группам товаров). Но вместе с тем стоит ожидать сокращения доходов бюджета и повышения цен на социально значимые товары, что негативно отразиться на слабо- защищенных слоях населения. [19]19

2. Совершенствование механизма администрирования НДС. Экспертами предлагаются следующие меры: максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета; специальная регистрация плательщиков НДС; введение специальных «НДС-счетов», отделенных от расчетных счетов организаций и не предназначенных для других целей кроме как уплата НДС поставщику или бюджету, что позволит уменьшить объемы незаконного возмещения и зачета при исчислении и уплате НДС. Конкретизируя это направление, предлагается введение системы «НДС-платеж» и СКВВ - системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС.