Файл: Проектирование организации ( Сущность организационного проектирования ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях непрерывной изменчивости внешней среды главной проблемой управления предприятиями является сохранение конкурентоспособности. Одним из методов решения данной проблемы является организационное проектирование, поскольку в быстро меняющихся условиях нельзя использовать хорошо служившие в прошлом организационные формы, но не отвечающие текущим реалиям рынка. Проектирование организации – это процесс создания прообраза будущей организации, постоянный поиск наиболее эффективного со­четания организационных переменных.

Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей и задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Некоторые авторы, фактически, считают, что выбор общей структуры организации – это решение, относящееся к стратегическому планированию, поскольку оно определяет то, как организация будет направлять усилия на достижение своих основных целей. Это обуславливает актуальность изучения влияния стратегии на проектирование организации.

Целью курсовой работы является исследование влияния стратегии на проектирование организации.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- исследовать сущность организационного проектирования и понятие «стратегия»;

- проанализировать стратегию развития и структуру на примере компании ООО «ИНТЕРКАМ+»;

- выявить и охарактеризовать взаимосвязь между стратегией и структурой компании;

- предложить направления совершенствования стратегии и структуры компании ООО «ИНТЕРКАМ+».

Информационной базой исследования послужили научная литература, освещающая вопросы проектирования организации, стратегического развития компании; отчетность компании ООО «ИНТЕРКАМ+».

Для достижения цели работы использовались общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, логические и исторические методы; разнообразные методы познания: анализ документов, сбор статистических данных; анализа и обобщения информации с применением таблиц, графиков; методы экономического анализа, экспертных оценок, балльный метод и другие.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе содержатся теоретические аспекты проектирования организации, раскрыто понятие и виды стратегии. Вторая глава посвящена практическому изучению влияния стратегии на проектирование компании.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность организационного проектирования

В теории управления и организационного проектирования под организацией, структурой понимается целостная система, функционирующая для определенной цели, включающая в себя основные элементы – составляющие данной системы и функциональные связи – управление, посредством которого элементы указанной системы функционируют для достижения цели [12, С. 1].

Организационное проектирование – ведущий метод формальной организации целостных систем. Различными исследователями сущность данного понятия трактуется по-разному. В традиционном изложении организационное проектирование сводится главным образом к статике процесса управления, т.е. к построению структуры организации, как правило, в рамках иерархического конструирования. Такой подход получил название структурный и основывается на внутреннем строении фирмы, разделении функций и рационализации управления.

Другой подход называется динамическим, который выражается в выстраивании процессов, происходящих в организации и делающих её «живым организмом», способным реагировать на изменения внешней среды. Он основан на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов. Один из основоположников Дж. Гелбрейт определяет проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных [33]. К ним относятся: состояние внешней среды; технология работы в организации; стратегический выбор целей и задач в организации; поведение сотрудников.

Виханский О.С., Наумов А.И. указывают, что организационное проектирование должно учитывать не только изменение внутренних факторов, но состояние и развитие внешней среды организации. Структура организации носит ситуационный характер и модифицируется при изменении ситуации [10].

Гританс Я.М. понимает под организационным проектированием процесс создания новой организации и/или группы организаций [12, С. 8].

Таким образом, современные методы проектирования базируются на рассмотрении организации как открытой динамической системы, главной целью которой является самосохранение и развитие. Проекти­рование предприятий следует понимать как неотъемлемую часть, как обязательный этап единого процесса организационного развития сис­темы [33].


Веснин В.Р. [7] определяет организационное развитие как систематическое, целенаправленное, планомерное совершенствование организации путем построения более рациональных производственных и управленческих структур, регламентации функций отдельных звеньев, подразделений и работников и их взаимодействия; упорядочения во времени и пространстве трудовых, производственных и управленческих процессов.

При проектировании всякий раз приходится решать три важных задачи и исследовать три главных этапа в развитии организации [14]:

  1. будущее состояние (где организация хотела бы находиться);
  2. настоящее состояние (где организация находится сейчас);
  3. переходное состояние (как перейти от настоящего к будущему).

Организационное развитие осуществляется высшим руководством и реализуется посредством [7]:

- типового или индивидуального проектирования, направленного на создание новых организационных структур и связей или существенное преобразование имеющихся. В качестве объектов оно имеет: производственную и управленческую структуру, цели, связи, организационные механизмы.

Центральная задача организационного проектирования – определение состава и необходимой численности подразделений и должностей, их функций, полномочий; связей между ними, форм и методов их осуществления; закрепление всего этого в нормативных документах.

- рационализации – планомерного совершенствования существующей организации.

Различие между организационным проектированием и рационализацией представлено в табл. 1. [9, С. 96]

Таблица 1

Различие между организационным проектированием и рационализацией

Параметр

Проектирование

Рационализация

Цели

Создание нового предприятия или коренная реконструкция действующего

Текущие изменения

Задачи

Формирование новых структур, связей, процессов

Совершенствование существующих структур, связей, процессов

Ориентация

Персонал вообще

Конкретные работники

Периодичность осуществления

Однократно

Постоянно

Форма реализации

Организационный проект

План организационно-технических мероприятий

Тип процесса

Стратегический

Тактический


К основным процессам, связанным с организационным проектированием, относятся: структуризация, композиция, регламентация, ориентация (рис.). Все они тесно взаимосвязаны, и обычно вытекают друг из друга.

Составлению организационного проекта предшествует анализ внутренней среды фирмы.

Внутренний анализ имеет несколько уровней – фирма, группа основных подразделений, отдельное подразделение.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Композиция

Структуризация

Определяет

  • стратегические области деятельности организации
  • организационно-правовую форму
  • границы
  • состав основных подразделений
  • общую структурную схему
  • принципы формирования механизма управления организацией

Определяет

  • конкретный состав
  • численность персонала
  • специализацию
  • цели и задачи
  • полномочия
  • внутреннюю структуру
  • границы всех подразделений

Регламентация

Ориентация

Определяет

Систему требований, правил, норм

Определяет условия и методы упорядочения и перемещения людей, материальных объектов и информации внутри организации

Виды

  • Нумерационная
  • Словесная
  • Словесно-нумерационная
  • Символическая (рисунок)
  • Графическая (схема)

Цветовая

деятельности организации и подразделений

осуществления процессов

Рис. 1. Основные процессы организационного проектирования [9, С. 97]

Целями такого анализа являются [7, С. 85-86]:

        1. глубокое изучение компании, выявление ее проблем, сильных и слабых сторон, негативных факторов, резервов и возможностей развития;
        2. формирование новой организационной парадигмы;
        3. разработка стратегии развития потенциала и структуры, организационного механизма;
        4. поиск путей адаптации к изменениям среды;
        5. построение аппарата управления ценностной цепочки.

В процессе организационного проектирования разрабатывается структура, подходящая организации в данных условиях. Оно сводится к следующим действиям:

  1. формулировке миссии и генеральной цели организации, критериев ее достижения;
  2. определению конкретных задач и условий деятельности будущей организации;
  3. проектированию или уточнению ее функций, структуры (типа, состава и количества подразделений, численности управленческого персонала, линий взаимодействия, распределения полномочий и ответственности);
  4. построению системы управления (обеспечение достижения целей, надежность, организованность, скорость принятия решений, их оптимальность);
  5. разработке правил принятия управленческих решений, общей системы планирования должностных инструкций и регламентов для видов деятельности, имеющих устойчивый повторяющийся характер;
  6. формированию системы управления человеческими ресурсами, мотивации;
  7. расчету потребности в материальных ресурсах;
  8. подготовке технико-экономического обоснования;
  9. разработке и оформлению эскизного и рабочего организационного проекта;
  10. его внедрению и полной замене старой организации новой.

Определив тесную взаимосвязь между проектированием организации и ее развитием перейдем к более подробному изучению сущности стратегии развития организации и ее влияния на организационное проектирование.

1.2 Понятие и виды стратегии, ее влияние на проектирование организации

Предприятия нуждаются в бизнес-стратегии по тем же причинам, по каким армии нуждаются в военной стратегии, – чтобы выбрать направление и цель, максимально эффективно воспользоваться ресурсами и скоординировать решения, принятые различными людьми. Концепции и теории бизнес-стратегии восходят к военной стратегии. Термин «стратегия» происходит от греческого слова «strategia», или «военное руководство», буквально оно означает stratos – «войско» и ago – «веду». Однако понятие стратегии возникло задолго до греков. Классический труд Сунь Цзи «Искусство войны», написанный приблизительно в 500 г. до н.э., считается первым трактом о стратегии [11, С. 29].

Стратегия компании – комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей [2]. Разработка, внедрение и реализация стратегии – приоритетные задачи менеджмента, поэтому всегда есть спрос на менеджеров, способных активно формировать будущее компании. Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах, план действий для удовлетворения покупателей и достижения высокой производительности. Если нет стратегии, менеджмент не может сформулировать бизнес-модель, которая обеспечит прибыль.

Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач [2, С. 35]:

  1. Формирование стратегического видения.
  2. Постановка целей, перевод стратегического видения в практическую плоскость.
  3. Разработка стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей.

Стратегическое видение – маршрут движения компании в будущее, определяет технологии, целевые аудитории, географические и товарные рынки, перспективные возможности и образ компании, какой она должна стать в будущем. Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее время: какие товары и услуги она производит, кто ее клиенты, каковы технологические и деловые возможности.