Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Психологическая адаптация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Какой рисунок выполнен правильно, но неаккуратно?

- Какой аккуратно, но неправильно?

- Какой и аккуратно, и правильно?

- Что нужно изменить в первом рисунке?

- А во втором?

- Какой штaмпик поставим?

- Нарисуйте в тетради правильный и аккуратный грузовик.

6. Организация классного коллектива

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко и неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми, на этом сложном для каждого ребёнка этапе вхождения в новый для него коллектив, важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть что-то о каждом рассказать, создать атмосферу общей работы сотрудничества, взаимопонимания.

Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников; ведь ему очень необходимо их оценка, их отношение, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. В школе чаще всего дети смотрят друг на друга глазами учителя. Поэтому отношение учителя к ребёнку - своего рода индикатор отношений к нему и его одноклассникам, А от негативного отношения учителя ребёнок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети: поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения ученика, и его школьных успехов.

У некоторых учителей с первых дней выделяются «любимчики», они раздают и собирают тетради, ведут учёт замечаний, выполняют другие «личные» поручения учителя. Дети всё это видят. Происходит расслоение класса, которое не способствует установлению дружеских взаимоотношений между всеми учащимися. Так для развития общительности и коллективизма немалое значение имеют различные совместные игры, в сюжетно - ролевой игре педагог должен участвовать в распределении ролей, приучая детей к справедливости при распределении, чтобы привлекательные роли исполнялись детьми по очереди. Когда робкому застенчивому ребёнку достаётся какая - либо «командная» роль, нужно помочь ему с ней справиться.


Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ученика в школе - привить ему чувство, что класс, школа не является чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.

Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребёнка. Ведь от того, как пойдёт привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, успешность учёбы в начальной школе к во все последующие годы и, конечно же, здоровье.

Рeбёнок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад жизни. Ежeдневные учeбные занятия требуют напряжённого умственного труда, активации внимания, сoсрeдоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. В ответ на новые повышения требования к организму в первые недели и месяцы обучения могут появляться жалобы детей на усталость, головные боли, возникают раздражительность, плаксивость, нарушение сна, аппетита. Случаются и трудности психологического плана, такие, как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе. Весь этот комплекс явлений некоторые специалисты классифицируют как адаптационную болезнь. В этот трудный для ребёнка период и в школе, и дома его необходимо окружить вниманием, проявить доброжелательность и терпимость.

2.2. Советы родителям первоклассников на период адаптации к школе.

1. Особeнность сeгодняшних детей, пришедших в первый класс, - быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зeвают, на третьем - лежат на партах. Чем мы, взрослые можем помочь ребёнку? Прeжде всeго, стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника - это соблюдение режима дня. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 мин. в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до 2 часов) прогулки на воздухе. Не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», - и собирайтесь в школу без суеты.


2. Придя с ребёнком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, т.к. они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребёнку необходимо. Безопасный, но не короткий.

3. Встрeчая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушивайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте - ведь пока ещё не за что.

4. Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Он не нeряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребёнку несколько замечаний сразу.

5. Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

6. Нет таких родитeлей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пелёнки, а вот за испачканные тетрадки - сколько угодно. Хотя и в том и другом случае период марания нeизбежен. Ребёнку не нужна позиция прокурора, которую часто занимают родитeли: «Будешь пeрeписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо.

7. Сeгодня одна из главных задач школы - оздoровление ребёнка, и поэтому в целях облегчения адaптации первоклассников применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живёт жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать своё мнение о них - лучше посоветуйтесь: ведь всё, что делается учителем, прежде всего, делается на благо вашего ребёнка.

Заключение

Подводя итог, хочу сказать, что процесс адаптации к школе продолжается в течение всего первого года обучения, но первые 6-9 недель «острой» адаптации закладывают основу, определяют успешность и эффективность дальнейшего процесса обучения, динамики всех показателей на протяжении года, а также ту «цену», которую будет «платить» организм каждый день. Трудности адаптации к школе не кончаются на 9 неделе обучения, и поэтому важно, чтобы каждый день нагрузка в школе соответствовала возможностям ребёнка. Несоответствие умственных возможностей ребенка и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.


Для этого необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности состояния организма школьника и его изменения на протяжении каждого урока, учебного дня, недели и учебного года. Желательно строить учебный процесс так, чтобы можно было варьировать величину и интенсивность нагрузки, чтобы можно было дать наиболее сложный материал в период оптимума, а требующий меньших усилий - тогда, когда у первоклассника меньше сил.

Успешность процесса адаптации первоклассников во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению. Психологическую готовность можно рассматривать, как комплексную характеристику ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, которые наиболее важны для успешного включения в школьную жизнь. Эти качества и рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, научные исследования и школьную практику можно увидеть противоречия, выраженные в отсутствии связи между новыми требованиями, предъявляемыми сегодня к первокласснику и существующими методами обучения в начальной школе, в нарушении единой линии развития ребенка, которая возникает из-за отсутствия преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой на уровне целей, содержания, технологии образования, а так же недостаточными разработками этой темы в педагогике. К сожалению, в настоящее время образовательные учреждения не в полной мере реализуют условия, способствующие повышению уровня адаптации первоклассников к обучению в школе.

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов: для бакалавров Г.С. Абрамова. – Москва: Юрайт, 2010.

2.Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Школа и психическое здоровье учащихся. – Москва, 2008.

3.Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000.

4.Балл. Г.А. Понятие адаптации и его значение для пихологии личности. 1989

5.Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких – Москва: Эксмо, 2009.

6.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – 1997.

7.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2008.


8.Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. Книга для родителей 2005

9.Выготский Л.С. Психология. – М. 2000

10.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 2 т. М. 1982

11.Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2005.

12.Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь первокласснику освоится в школе?» / Статьи по психологии

13.Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – Образование, 1996.

14.Диагностика школьной дезадаптации. 1993.

15.Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей, 2010

16.Игры. Обучение, тренинг, досуг. –1993.

17.Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008

18.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. –1986. 6. Рабочая книга школьного психолога (Под ред. И.В. Дубровиной) –1991

19.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М. Просвещение, 1977

20.Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007.

21.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1996.

22.Оленникова Л.А. Статья «Педагогическая поддержка как одно из условий успешной адаптации первоклассников к школе»

23.Педагогика. Учеб. Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005.

24.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – 1989

25.Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Ю.А. Соколова - М.: Эксмо, 2006.

26.Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008.

27.Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. – М. Педагогика, 1982

28.Ш. Амонашвили Основы гуманной педагогики. Школа жизни. – 2012

29.Ш.А. Амонашвили Педагогический поиск М. 1987

30.Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006.

  1. От лат. Adaptation – приспособлять, приноравливать.

  2. Процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005. С. 414)

  3. Оленникова Л.А. Статья «Педагогическая поддержка как одно из условий успешной адаптации первоклассников к школе».

  4. Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь первокласснику освоится в школе?»

  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 2 т. М.1982 стр.251