Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Психологическая адаптация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третья группа — дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, на таких детей чаще всего жалуются учителя и дети: они «мешают работать в классе», «третируют детей»[4]. Постоянные неуспехи этих детей в учёбе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отверженными». Учитель, сближая детей, должен сделать всё возможное, чтобы облегчить процесс адаптации для таких детей.

Психологи отличают, что движущей силой развития учащихся младшего школьного возраста являются противоречия между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учителя, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению и наличным уровнем психического развития. Именно с начала обучения в первом классе формируются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

В поведении первоклассников более отчетливо проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее маскируются привычными формами сложившегося поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной системы; импульсивность, невыдержанность – проявлением тормозного процесса; замедленность реакции и переключение с одной деятельности на другую – малой подвижности нервных процессов. Как указывал И.П. Павлов, нервная система весьма пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. Поэтому так важно формировать у младших школьников навыки самоконтроля и самовоспитания.

В поведении младших школьников наиболее ярко проявляются позитивные и негативные особенности характера. Начинающий ученик импульсивен – склонен к незамедлительным и необузданным действиям под влиянием непосредственных побуждений, по случайным доводам (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной разрядке). В этот период у ребенка проявляется общая непосредственность воли – он не умеет длительно преследовать поставленную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Иногда наблюдается капризность и упрямство как следствие неправильного семейного воспитания и своего рода форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые предъявляет учитель.


Ребенок этого возраста отзывчив и любопытен, непосредствен и доверчив, склонен к подражательству. Дети этого возраста очень эмоциональны – откровенны в выражении радости, горя, печали, страха и так далее, то есть отличаются большой эмоциональной неустойчивостью.

Период начала обучения в школе представляет собой большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость малышей, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, – на все это необходимо опираться в воспитательной работе и обучении с первоклассниками. Особенно важно добиваться единства требований школы, семьи и общественности.

Большую роль играет в адаптации организация коллективных мероприятий, коллективных игр. Не надо забывать, что коллективные игры не только воспитывают волю, организованность, находчивость, инициативность, но и создают коллектив, воспитывают чувство товарищества, умение руководствоваться в своем поведении интересами коллектива. Отзывчивы и азартны ребята этого возраста к трудовым начинаниям. Главное – заинтересовать их, придумать увлекательные формы.

В это же время происходит определенное развитие самосознания ребят, что позволяет учителям организовывать процесс нравственного самовоспитания.

Глава II Теоретические и практические рекомендации для успешной адаптации обучения

Влияет ли возраст (6-7) на адаптацию в первом классе обучения? Поступившего в школу ребенка принято называть учеником, школьником. Что это значит? Ребенок лишь тогда может называться учеником, когда он знает, как учиться, и имеет мотивы учения. В наше время малыши приступают к учению, еще не зная, как надо учиться, не овладев системой умений и навыков, лежащих в основе задач ученика. Замечая, что требования учить детей учиться еще не получило должной реализации и в школьных программах, учебниках, методических руководствах. Чтобы разобраться в этом вопросе, я обратилась к трудам последователей гуманной педагогики. Этот вопрос подробно рассмотрел настоящий рыцарь гуманной педагогики – Ш. Амонашвили. Он ратовал за преобразование начального обучения с привлечением в первые классы шестилeтних детей еще в XXв.


«Хочу учиться!» Все чаще слышим мы от шестилетних детей. Тем не менее стремление дошкольников изменить свою «детскую» жизнь – это еще не мотив учебной деятельности. Их привлекает не само учение, a его результат: они хотят уметь читать, писать, не имея понятия о том, какие усилия им придется приложить, чтобы овладеть этими умениями и навыками.

Остается понять: соответствует ли существующий процесс обучения ожиданиям ребенка, природе его развития, найдет ли ребенок в этом процессе ту жизнь, к которой он стремится, станет ли учение личностно значимой для него деятельностью?

Кто-то скажет: школа есть школа, a учение – сложный и серьезный труд и не обязательно, чтобы процесс обучения, его содержание и взаимоотношения вызывали у школьников положительные эмоции. Масса педагогов так и полагают: шестилетний или пятилетний, пришедший в школу, должен подчиняться школьным порядкам, а не наоборот: последние должны быть модифицированы, перестроены в соответствии с его ожиданиями и желаниями, то есть возрастными особенностями. Чтобы включение шестилетних детей в систематическое обучение обеспечило максимальное развитие всех задатков личности, необходимо, чтобы, в педагогическом процессе желание ребенка учиться и воспитываться перерастало в потребность к познанию и самовоспитанию. А для этого важно учитывать следующие психологические факторы:

1.Вовремя реализовывать возможности.

Каждый ребенок при рождении наследует универсальную способность к усвоению человеческой культуры, потенциальную возможность стать человеком, что включает себя систему функциональных сил, механизмов человеческих умений (ходить вертикально, владеть речью, мыслить, запоминать, преобразовывать и т.д.)

Но все эти возможности могут быть реализованы лишь при наличии соответствующей социальной и материальной среды, а также целенаправленного обучения и воспитания. И всё это сможет проявиться и развиться в строго определенное время. Отложить развитие какой-либо функции на более удобное время будет означать искусственную задержку развития, а упущенного никогда уже не наверстать.

2.Ориентироваться на завтрашний день развития.

Этот вопрос хорошо раскрыл Л.С. Выготский. Он выдвинул идею о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего. А труды Л.С. Выготского переработал и проанализировал Ш.А. Амонашвили. Он всё разложил по полочкам и давно доказал своими педагогическими успехами, что дети, обучаемые в школе с шести лет, более успешно усваивают программу, если учитываются все его рекомендации.


Уровень актуального развития обуславливает зону ближайшего развития, то есть круг умений, которыми ребенок сможет овладеть сам или при содействии старших в процессе обучения. Зона ближайшего развития – это завтрашний день ребенка. При стечении благоприятных обстоятельств он раньше или позже самостоятельно войдет в свой завтрашний день.

Зона ближайшего развития, взаимодействую с зоной актуального развития, постепенно осваивается ребенком. С двумя зонами развития связано решение вопросов о соотношении обучения. То, чем овладел ребенок, - это его вчерашний день, пройденный этап. Обучение, опирающееся на уже завершившийся цикл развития, не может расчитывать на особые успехи, ибо оно не ведет ребенка вперед. Учение, в котором ученику всё легко, станет для него неинтересным и не доставит радости познания и успеха.

По мысли Л.С. Выготского: «Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития…

Обучение оказывается более плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития»[5]

Если эти положения применять к шестилетним детям, то можно сказать, что обучение в этом возрасте вызывает к активности именно те силы, которые требуют развития. Содержание обучения в виде овладения чтением, письмом, простым счетом больше соответствует развивающимся силам шестилетних детей, нежели семи – и восьмилетних. И Л.С. Выготский, и другие исследователи приходят к убеждению, что обучение детей грамоте и начальному счету в возрасте 5-6 лет легче, чем обучение в возрасте 7-8 лет.

А причина в том, что функции, которые требовали развития и в процессе развития которых ребенок мог усвоить грамоту и элементарные математические операции, в 7-8 лет прекращают свое действие (точнее ищут более сложную область применения.) И поэтому шестилетним детям легче усвоить эту программу, так как они хотят научиться читать, писать и считать.

Вот почему дети посещавшие 0 класс в школе, более адаптированы к обучению в первом классе, ведь они пришли учиться в 5-6 лет. Те методы, способы и условия, которые применялись в их обучении, сделали адаптацию намного успешней.

Современный ребенок приходит в школу с огромными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, и чтобы на их базе он «научился быть человеком», нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс. А это значит подготовить человека к жизни в обществе, сделать его способным к познанию мира и самого себя, к творческому труду, к обогащению культуры.


Вот почему не может быть сомнения в целесообразности поступления детей в школу с шести лет. И остается вопрос в том, как должен быть организован учебно-воспитательный процесс, чтобы он отвечал их потенциальным возможностям и потребностям? Успешная адаптация – это сотрудничество педагога с ребенком, когда учитель помогает ученику в преодолении трудностей.

Посильная трудность создает условия для переживания чувства удовлетворения, психологического комфорта при ее преодолении, то есть дарит радость познания, взросления.

А значит для успешной адаптации в первом классе обучения педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни.

2.1Организация психолого-педагогической работы для успешной адаптации первоклассников

Цель психолого-педагогической деятельности – создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Приведенные ниже задачи помогут достигнуть этой цели:

1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого первоклассника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе адаптации к обучению к школе.

2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Итак, для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо:

  1. Знать ребёнка.
  2. Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности.
  3. Помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.