Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Семья и ее социальные функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

«Воспитание ребенка не будет сложным делом, если вы сами не будете его усложнять… Главное, что нужно ребенку, - это ваша любовь и забота… Будьте естественным и не бойтесь ошибок...»

В настоящее время проблема взаимодействия семьи в образовательном процессе школы является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Поэтому необходимо единство в создании образовательного пространства, как в семье, так и в школе.

Доказано, что каждый ребенок рождается с разным темпераментом и это не зависит от ваших пожеланий. Родителям нужно принимать свое чадо таким, какой он есть. Но у рoдителей также свои сформировавшиеся характеры, которые уже сложно изменить. Одни родители предпочитают спокойных, покорных детей и им будет трудно с активным и шумным ребенком. Другие легко справляются с непоседой и драчуном и будут огорчены, если их ребенок вырастет «тихоней». Родители стараются приспособиться к своему ребенку и делать для него все, что в их силах.

Исследования, проводимыми учеными, указывают на то, что, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей, то дети добиваются высокой успеваемости, социального успеха, становятся полноценными индивидуумами. Многие родители оправдываются малым количеством времени. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.

Институт семьи стоит расценивать как активный субъект педагогического процесса.

Забота о детях, наблюдение за их развитием дают многим родителям, несмотря на тяжелый труд, самое большое удовлетворение в жизни, особенно если в результате из ребенка получается прекрасный человек. Дети – наши создания, залог нашего бессмертия. Все другие достижения в нашей жизни не идут ни в какое сравнение со счастьем видеть, как из наших детей вырастают достойные люди.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Но мало кто из взрослых людей сможет объяснить, что такое – хорошие родители и какими качествами они должны обладать.

Многие думают, что хорошие родители изучают особую литературу или владеют специальными методами воспитания. Конечно, педагогические знания необходимы, но одних знаний мало. Я. Корчак подчеркивал, что «ни одна книга и ни один специалист не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения».


Хорошие ли те родители, которые никогда не сомневаются, всегда уверенны в своей правоте, они точно знают, что нужно и можно ребенку, которые утверждают, что каждый раз знают, как правильно поступить и могут совершенно точно предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуация, но и их дальнейшую жизнь.

А хороши ли родители, которые испытывают постоянные тревожные сомнения. Все неожиданное в поведение ребенка вызывает у них испуг, переживают, что они не пользуются авторитетом. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, беспокоятся об их будущем, опасаются дурных примеров, тлетворного влияния «улицы».

Я думаю, ни одних, ни вторых нельзя отнести к разряду хороших родителей. Их чрезмерная уверенность и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

В родительском труде всегда допустимы и сомнения, и ошибки, победы и временные неудачи. Воспитание в семье – это наша жизнь и наше поведение и наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Кроме того, родители не похожи друг на друга, как и не похожи один на другого дети. Невозможно расписать конкретные требования к воспитанию в семье, которые подойдут абсолютно ко всем. Отношения с детьми, так же как и со взрослыми, глубоко индивидуальны и неповторимы. Как известно, что в одной и той же семье родители воспитывают детей по-разному, возможно потому, что к моменту рождения второго ребенка они во много изменились сами.

Можно попытаться сформулировать основные правило, которым необходимо следовать, воспитывая как одного, так и многих детей. Правила-условия хорошо известны и просты, однако понимание и реализация этих условий совсем не просты.

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят, ценят и о нем заботятся – главная и основная задача родителей. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира, воспитать достойного человека, только любовь способна научить любви.

Что же это значит? Делайте все, что вы считаете нужным и должны сделать для вашего ребенка, и при этом всегда заботьтесь о поддержании и сохранении контакта с ним. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Взаимопонимании, эмоциональный контакт между детьми и родителями это некий диалог ребенка и взрослого друг с другом.

Ребенок всегда должен понимать, какие цели поставлены родителем в общении с ним. Малыш должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а равным единомышленником в общей семейной жизни. Именно тогда ребенок участвует в совместной жизни семьи, разделяя все ее цели и планы.


Впервые приемы диалогического воспитания попались мне в трудах выдающихся педагогов Я. Корчак и В.А Сухамлинского. Основной аспект их идеи заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Безусловно, достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Несмотря на это родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Равенство в диалоге означает, что родителям необходимо постоянно учиться видеть мира самых разных его формах глазами своих детей. Прекрасно сказал об этом В.А. Сухомлинский: «Чтобы иметь доступ и чудесный дворец, имя которому детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой-то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком».

Глава I. Семья как фактор формирования личности ребенка.

1.1 Семья и ее социальные функции.

Большое влияние на образование характера ребенка оказывает моральная атмосфера жизни в семье и школе. В какой семье родился, каков образ жизни вел в семье, что читал, с кем встречался – все это кладет печать на характер и определяет его индивидуальные особенности.

Известно, что характер формируется многими факторами. Решающее значение в формировании характера имеют обстоятельства жизни в семье, образ жизни родителей и их образ мыслей, поведения, к которому невольно приобщается ребенок. В связи с тем, что дети подражательны, они копируют то, что воспринимают, особенно если это действует на них продолжительное время. Именно так и следует понимать слова народной мудрости: «яблоко от яблони недалеко падает» или выражение «с кем поведешься, от того и наберешься». Вот почему воспитание характера ребенка требует от родителей прежде всего оценки собственного образа жизни и качеств личности с точки зрения их соответствия требованиям воспитания, с тем чтобы внести если нужно, какие-то коррективы, самоорганизоваться.

Обращаясь к родителям, А.С Макаренко говорил» «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие ваши лучшие советы и методы вам не помогут»[1]


Дети больше взрослых нуждаются в добром отношении к себе. Внимание, уважительное отношение, любовь согревают, бодрят, заряжают на новую активность. И наоборот, невнимание, а тем более оскорбительное отношение огорчают, озлобляют, ведут к пассивности и дезорганизаторским поступкам.

Влияние обстоятельств и воспитания закрепляется и приумножается в процессе деятельности: игровой, учебной, трудовой, общественной. При этом ребенок не только познает мир, но и учится управлять собой.

Ребенок рано начинает учиться. Сначала по подражанию, затем сознательно он осваивает знания, которые кладутся в основу личного мировоззрения, ценностных качеств, умений и навыков.

1.2 Влияние семейного воспитания на развитие ребенка.

Роли семьи в становлении личности ребенка, о деструктивных семьях и способах взаимодействия с ними, конструктивном взаимодействии с родителями через ДИАЛОГ и БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ, представлены сценарии родительских гостиных с практическим материалом

Ключевые слова: семья, девиантное родительство, функции семьи.

Велика роль семьи. В ней растут дети и с первых дней своей жизни усваивают нормы человеческих отношений, впитывая и добро и зло. Став взрослыми, дети повторяют все то, что усвоено в родительской семье, где они получили (или не получили) опыт нравственности и морали. «Не мы на детей походим, они на нас», ‑ говорили наши предки. Семья ‑ одна из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе.

От родителей полностью зависит характер психологической и духовной атмосферы в семье: созидают они или разрушают семейный мир. Она (атмосфера) непременно отразиться на личности ребенка: вырастит человек высоконравственный, добрый, отзывчивый или безнравственный, жестокий, склонный к асоциальному поведению. Замечательно, если мир семьи наполнен любовью, теплом, вниманием всех членов друг к другу. Благоприятная среда создает основу для развития лучших человеческих качеств в ребенке.

В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе. Семья, её уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У многих родителей сформировалась безответственная позиция к своему ребенку.


Принципы и правила взаимодействия с семьей, безусловно, строятся на понимании современных тенденций развития семьи.

Так, например, сегодня существует понятие девиантногородительства. О.А. Карабанова, доктор психологических наук, профессор говорит о следующих причинах девиантногородительства:

- нарушение мотивационной сферы (случайный характер зачатия ребенка, отсутствие или слабость потребности иметь детей и быть родителем и др.);

- чрезмерно раннее делегирование в собственной семье функций ухода за младшим сиблингом;

- личностные особенности родителя (инфантилизм и личностная незрелость, низкий уровень ответственности, эгоизм, наличие у родителя ряда неразрешенных психологических проблем);

- индивидуальные особенности ребенка – индивидуально-типологические особенности ребенка такие, например, как трудный темперамент (А. Томас, С. Чесс), несоответствие ребенка ожидаемому родителями образу, физические недостатки, дефекты;

- низкий неудовлетворительный уровень психолого-педагогической компетентности родителя,

- игнорирование возрастных особенностей ребенка либо искаженное представление о них, приводящее к мистификации и грубым нарушениям системы воспитания.

Формирование ответственного и позитивного родительства – один из принципов взаимодействия педагогов с семьей.

Учить родителей быть родителями не простая задача. Особую миссию в этой работе выполняют педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя образовательных организаций, которые создают и реализуют программы психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), по повышению их психолого-педагогической компетентности. Эта деятельность может содействовать решению ряда проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, оптимизация детско-родительских отношений, укрепление семьи ‑ факторы профилактики различных девиаций поведения подростков.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт, рассматривает ответственное родительство, прежде всего, как сбалансированность разных сторон воспитанияи тогда вырабатывание правил, которые помогут улучшить атмосферу семьи:

- Развитие коммуникаций в семье - регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.