Файл: Затраты как объект управленческого учета (Понятие затрат предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена следующим: современные экономические реалии показали, что для предприятия вне зависимости от вида деятельности и формы собственности более важным показателем, характеризующим деятельность, является размер не прибыли, полученной в отчетном периоде, а размер издержек, понесенных при выпуске единицы товара и/или при оказании услуги.

Расчет и минимизация издержек - основная проблема, с которой сталкиваются предприятия на всех этапах своего существования. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Характерными особенностями современного экономического периода являются всеобщий спад производства, рост дебиторской задолженности всех видов, неуверенность в завтрашнем дне и у мелких производителей, и у крупных концернов. Предприятия вынуждены экономить на всем. И оптимизация затрат, появление инноваций, позволяющих строить стратегический управленческий учет по-новому, становятся наиболее востребованными.

Затраты в стратегическом планировании становятся основным объектом, которому уделяется максимальное внимание. От затрат зависит прибыль предприятия. Значительная часть управленческих стратегических решений, принимаемых на различных уровнях управления, относится к минимизации затрат, их регулированию.

Говоря о современном периоде развития экономики, необходимо упомянуть и жесткую, а порой жестокую конкуренцию, ограниченные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В такой ситуации преимущество получают предприятия, способные не только получать прибыль, но и разумно ей распоряжаться при минимальном уровне издержек на производство товаров или оказание услуг.

Предприятие только тогда будет успешным, если не «стоит на месте», если вместе с совершенствованием технологий, совершенствуется система управления, если принимаются решения, адекватные требованиям рынка, но и учитывающие перспективы ближайшего и отдаленного будущего.

Управленческий учет в процессе выработки управленческих решений основывается на различных вариантах обработки информации о затратах, понесенных организацией в предшествующих отчетных периодах. Без учета всех понесенных затрат невозможно говорить о наличии прибыли (убытка) на предприятии, о необходимости создания резервов под сомнительные долги, о наличии налогооблагаемой базы и исчислении налога на прибыль.

Цель данной работы – изучение теоретических и практических аспектов учета затрат в рамках системы управленческого учета.


Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие «затраты предприятия»;
  • исследовать особенности учета затрат для управленческих целей;
  • дать финансово-экономическую характеристику предприятия;
  • изучить организацию учета затрат на предприятии ООО «Галактика».

Объектом исследования в работе является предприятие
ООО «Галактика».

Предметом исследования – совокупность теоретических и практических аспектов учета затрат в управленческих целях.

Информационной базой исследования выступила учебная и периодическая литература по теме работы, нормативно-правовые акты и отчетность предприятия.

Практическая значимость исследования определяется научными результатами, методическими разработками и практическими рекомендациями, составляющими ее содержание.

Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех подпунктов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

1.1. Понятие затрат предприятия

Деятельность любой организации предполагает возникновение определённых затрат. Для того чтобы принимать оптимальные управленческие решения, необходимо знать все затраты, которые несёт хозяйствующий субъект, грамотно классифицировать и анализировать их. Эффективное управление затратами способствует повышению конкурентоспособности, получению реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции, осуществлению оценки деятельности каждого отдельного подразделения и т.д.

Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчётный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов[1].

Сведения об издержках крайне важны на каждом этапе управления предприятием: анализе, планировании, контроле принятия решений[2]. Однако содержание понятий «расходы» и «затраты» может разниться в зависимости от функций и целей управления. Часто наблюдается отождествление затрат с понятием расходов. Но имеются различия, которые важно учитывать. Согласно Международным стандартам бухгалтерского учёта расходы состоят из различных убытков и затрат, возникающих в ходе основной деятельности, и обычно принимают форму уменьшения, оттока актива.


Расходы признаются в отчёте о финансовых результатах на основании связи между понесёнными затратами и поступлениями по конкретным статьям дохода. Данный подход называют соответствием расходов и доходов. По принципу соотнесения доходов, в учёте все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами.

Затраты предприятия – непростая категория. Для эффективного управления ими важно применять различные классификации. Классификация затрат в управленческом учёте опирается на то, какие задачи управления необходимо решить (таблица 1).

Таблица 1

Классификация затрат в управленческом учете

Задачи учёта

Классификация затрат

Принятие решения и планирование

  1. Постоянные (условно-постоянные) и переменные.
  2. Принимаемые и не принимаемые в расчёт при оценках.
  3. Безвозвратные затраты.
  4. Вменённые (упущенная выгода).
  5. Планируемые и непланируемые.
  6. Предельные и приростные.

Расчёт себестоимости продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли

  1. Входящие и истёкшие.
  2. Прямые и косвенные.
  3. Одноэлементные и комплексные.
  4. Основные и накладные.
  5. Входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчётного периода (периодические).

Контроль и регулирование

Регулируемые и нерегулируемые

Постоянные, переменные и полупеременные затраты выделяют в зависимости от изменения объёмов производства. Постоянные неизменны в сумме при изменении объёма производства, считаются относительно постоянными, рассчитанные на единицу зависят от изменения объёма производства. Например, оклады сотрудников, амортизация. Переменные затраты изменяются в сумме прямо пропорционально изменению объёмов производства, но рассчитанные на единицу продукции будут являться постоянными (стоимость основных материалов, сдельная оплата труда).

Что касается затрат, принимаемых и не принимаемых в расчёт при оценках, в ходе принятия управленческих решений происходит сравнение нескольких альтернатив для выбора наилучшего варианта. Показатели, которые при этом сопоставляются, можно разбить на две группы: остающиеся неизменными при всех вариантах и варьирующиеся в зависимости от принятого решения. Имеет смысл сравнивать не все показатели, а лишь те, которые изменяются. Предположим, нужно провести анализ, какие виды продукции наиболее выгодно реализовать. Как правило, стоимость закупаемых товаров для перепродажи будет изменяться в зависимости от выбранного варианта, а затраты на работу логистического отдела, аренду, оклады работников останутся постоянными. В этом случае постоянные/переменные затраты определяются как функции выбранного варианта, что позволит в аналитических таблицах скрыть постоянные затраты и, сэкономив время, сконцентрироваться на тех затратах, на которые можно повлиять.


Безвозвратные затраты (затраты истёкшего периода) – затраты, возникшие в результате ранее принятого решения. На их сумму не могут повлиять никакие альтернативы. К таким затратам относят остаточную стоимость амортизируемого имущества.

Вменённые (воображаемые) затраты – упущенная выгода предприятия, возможность, которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения. Если у организации имеется некоторое помещение, используемое под складские нужды, то денежные поступления, которые можно было бы получить от сдачи данного помещения в аренду, будут являться вменёнными затратами.

Планируемые затраты рассчитываются на определённый объём производства и в соответствии с нормативами, сметами, лимитами включаются в плановую себестоимость. Непланируемые затраты отражаются только в фактической себестоимости.

Приростные затраты появляются в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. Они могут, как включаться, так и не включаться в постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются по итогам принятого решения, то их прирост будет рассматриваться как приростные затраты, если не изменяются, то сумма приростных затрат будет равна нулю. Предельными затратами называют дополнительные затраты в расчёте на единицу продукции.

Для расчёта себестоимости продукции, оценки стоимости запасов и полученной прибыли выделяют входящие и истёкшие затраты. Входящие – те средства, которые были приобретены, имеются в наличии на данный момент, и от них ожидается поступление доходов в будущем. Если данные средства в течение отчётного периода были израсходованы для получения доходов, потеряли способность приносить доход в дальнейшем, они причисляются к истёкшим. Амортизация оборудования, включённая в себестоимость выпущенной, но пока не реализованной продукции, будет отнесена к входящим затратам, а стоимость сырья и материалов, отнесённая к реализованной продукции, – к истёкшим.

Прямые затраты можно непосредственно отнести на некоторый продукт (прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда). Косвенные нельзя непосредственно отнести на этот продукт (заработная плата вспомогательных рабочих, амортизация оборудования, которое используется для выпуска нескольких видов продукции).

Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов (например, цеховые затраты) в отличие от одноэлементных затрат, которые не могут быть разложены на слагаемые.


Основные затраты напрямую связаны с технологическим процессом производства: стоимость основных материалов, заработная плата основных рабочих. Накладные расходы образуются в результате организации, обслуживания производства, управления им (содержание склада, котельной и т.д.).

Затраты, входящие в себестоимость продукции, называют производственными. Они являются материализованными затратами, их можно инвентаризировать. Производственные затраты состоят из прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда и общепроизводственных затрат. Внепроизводственные затраты (затраты отчётного периода) – издержки, которые нельзя проинвентаризировать. Их размер зависит от длительности периода, а не от объёма производства[3].

Регулируемые затраты могут регулироваться на уровне центров ответственности, на регулируемые они влиять не могут.

«Разные затраты – для разных целей» – концепция, положенная в основу управленческого учёта. Многообразие видов затрат связано с нуждами его различных задач. Целью любой классификации затрат должно выступать содействие руководителю в принятии рациональных, обоснованных управленческих решений.

1.2. Особенности учета затрат для управленческих целей

В современной отечественной теории и практике обычно выделяют попередельный, позаказный и нормативный методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Рассмотрим основные особенности позаказного метода, так как он является наиболее распространенным в современных условиях.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости дает представление об информации о себестоимости индивидуального продукта, которая может базироваться как на фактических, так и плановых данных (нормативный подход к учету затрат). Кроме того, она может сочетать в себе оба подхода в зависимости от степени использования данных. Однако основная характеристика этого метода заключается в том, что вся информация относится к конкретному заказу, а не к отчетному периоду, и не является полученной в результате усреднения, кроме случаев, когда необходимо установить стоимость единицы продукции для заказа, состоящего из нескольких идентичных единиц.

Учетные записи при позаказном методе показывают материальные, трудовые и косвенные затраты, а также распределение косвенных затрат, производимое на требуемом уровне детализации, но этот процесс всегда будет ограничиваться конкретным заказом.