Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие адаптации к школе и её характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Какой бы беззаботной не была детская пора в жизни ребенка, рано или поздно приходит время начала школьного обучения. Школа - совершенно новый этап становления и развития ребенка. Все 11 школьных ступеней среднего общего образования готовят ребенка к взрослой и самостоятельной жизни. Ни для кого не секрет, что школьная жизнь накладывает огромный отпечаток на формирование таких качеств личности, как характер, привычки, способы реагирования и умения находить выход из сложных ситуаций. В школьные годы формируется воля, стремление к знаниям, желание достигать целей и правильное построение взаимоотношений не только с учителями, но и со сверстниками.

Семья - это первичная ячейка общества, в которой происходит закладывание первооснов личности. В семье ребенок не просто растет, он видит и впитывает нормы и правила поведения, учится осваивать первые навыки взаимодействия с внешним миром, и с самим собой.

Проблемой адаптации к школьному обучению в период начала школьной жизни ребенка важную первостепенную роль играет семья, в которой ребенок будет продолжать жить и развиваться, постепенно осваивая школьную программу. Как показывают многочисленные исследования в области психологической адаптации к школе, для продуктивного освоения знаний ребенку мало сформированных навыков чтения, письма и счета.

Нынешняя система школьного образования предъявляет к школьникам уже иные требования, нежели 10-15 лет назад. Если школа постсоветского периода начала 90-х гг. XX века предполагала начало обучения именно с формирования базовых навыков чтения, счета и письма, то теперь при зачислении ребенка в школу он уже должен быть готов продемонстрировать степень их готовности. Задача родителей - планомерно и систематично включаться в образовательный процесс ребенка в период начала школьного обучения, а еще лучше, задолго до его начала. И от того, насколько грамотно будет организован этот процесс, зависит качество адаптации ребенка.

К сожалению, в настоящее время число полных семей, т.е. семей с двумя родителями, неумолимо уменьшается, не смотря на регулярное заключение новых браков. Это не может не отражаться на воспитании и общем психологическом развитии детей. В период начала школьного обучения, которое и без того является стресогенным фактором, у ребенка должно быть ощущение безопасности в семейной среде, в которую он будет возвращаться после школы. Семья для ребенка это то самое гнездо, где он будет восстанавливать силы и получать поддержку близких людей в трудную минуту. Если в семье ребенка нет эмоциональной стабильности, или один из родителей на грани эмоционального срыва и ухода, для ребенка жизнь превращается в катастрофу, пережить которую без потерь он не в состоянии.


На первый план в такой сложной ситуации выходит эмоциональное спасение самого себя, а не школьное обучение. Нервная система ребенка, пока еще не способная справляться со столь сильными перегрузками, просто не позволит ребенку расходовать силы на два фронта жизни - школу и семью. К сожалению, в настоящее время очень многим детям приходится испытывать огромные трудности в процессе адаптации к школьному обучению. Именно в этом и состоит актуальность нашей работы.

Цель работы: выявить условия формирования адаптации в школе детей в течение первого года обучения.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста из полных и неполных семей.

Предмет исследования: уровень адаптации к школе детей-первоклассников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что младшие школьники из неполных семей имеют недостаточный уровень адаптированности к обучению в школе в связи с наличием школьной тревожности, по сравнению со сверстниками, проживающими в полных семьях.

Практическая значимость работы заключается в том, что проводя исследование и рассматривая подробно факторы и условия формирования адаптации в условиях первого класса школы можно понять истинные причины её сложности, и вовремя предпринять меры для устранения данной проблемы.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы адаптации детей к условиям первого класса школы.
  2. Рассмотреть понятие «семья» и «адаптация к обучению школе»
  3. Провести исследование уровня психологической адаптации к школе и школьной тревожности детей-первоклассников из разного типа семей.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по заданной проблематике;

2. Синтез полученной информации;

3. Тестирование;

4. Описание;

5. Анкетирование.

Методики исследования:

  1. Изучение литературы по проблеме адаптации к школьному обучению детей 7-8 лет из семей разного социального статуса.
  2. Проективная методика «Рисунок школы» Деминой И.С.
  3. Тест для родителей «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

Курсовая работа состоит из двух глав, содержания, введения, выводов по каждой главе, заключения, рекомендаций, списка литературы в количестве 34 источников, приложений в количестве- 3, 2 рисунков, 3 диаграмм, 4 таблиц.

База исследования: 1 «Б» класс СОШ №26, г. Мытищи, Московской области.


ГЛАВА 1. НАУЧНЫЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ В НАЧАЛЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 1.1 Понятие адаптации к школе и её характеристика

Для того, чтобы успешно развиваться и расти, ребенку необходимо осваивать всё новые и новые границы своего существования. Процесс социализации для человека длится всю жизнь, но самым насыщенным является период детства. Именно в этот возрастной период ребенок проходит огромный путь своего становления как будущей личности. От того, насколько продуктивно он сможет привыкнуть к новым условиям (детского сада, школы) , будет зависеть и его дальнейшее становление.

Термин «адаптация» впервые ввел А. Уберт, немецкий психолог. Адаптация от латинского означает «приспосабливаться», и она означает приспособление к новым условиям, будь то внешние или внутренние. Изменения, происходящие во внешней среде, влекут за собой и внутренние изменения в сфере личности ребенка. Рассуждая об адаптации, стоит упомянуть, что процесс привыкания к новым социальным условиям является важным с точки зрения как психологии так и педагогики.

Еще в античные времени философы, такие как Демокрит, Платон, Гиппократ, Плутарх - заметили, что поведение и психическая деятельность человека во многом зависит от внешних условий окружающей среды. Этот факт очень легко прослеживается на примере поведения животных, попавших в иные условия своего существования.

Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь», датируемом 1859г., рассмотрел адаптацию как один из принципов, по которому происходил естественный отбор живых существ. Процесс адаптации рассматривался Дарвином как средство к выживанию. Именно поэтому теория Дарвина явилась основополагающей в развитии понятия адаптации, которая, в свою очередь, является результатом эволюции.

Среди отечественных исследователей, которые занимались изучением процесса адаптации, можно отметить таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Синявский, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.Н. Мясищев, С.Д. Артемов, В.В. Селиванов, и другие.

Адаптация - это систематичный и планомерный процесс взаимодействия человека с окружающей средой, путь приспособления личности к ней.

По видам адаптацию можно разделить на три составляющих (рис.1).


Рисунок 1 «Виды адаптации»

Все три вида адаптации, перечисленные в данном рисунке, отражают в совокупности весь процесс приспособления младшего школьника с новой для него среде, и важную роль в этом цикле играет эмоциональная поддержка родителей. От того, как они будут воспринимать новый этап жизни ребенка – зависит качество и скорость протекания его адаптации. Здесь речь идет главным образом о личностной адаптации как о принятии себя не в качестве воспитанника детского сада, а уже в качестве первоклассника. По мнению Д.Б. Эльконина «Готовность ребенка к школьному обучению предполагает созревание социального правила, но специальной системы формирования внутренних правил в современной системе школьного воспитания не предусмотрено [8]. Д.Б. Эльконин полагал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Д.Б. Эльконин так же отмечал, что само желание учится у ребенка продиктовано стремлением к взрослению и к освоению предметной деятельности. Естественно, что готовность к школе во многом определяет, насколько ребенок сможет быстро адаптироваться к обучению.

Одним из важных особенностей младшего школьного возраста является кризис 7 лет, который по длительности практически у всех детей совпадает с началом школьного обучения. Он характеризуется такими проявлениями как:

  • Появление чрезмерных капризов;
  • Проявление самостоятельности, логичности поступков;
  • Игнорирование родительских запретов, непослушание;
  • Частые перепады настроения;
  • Демонстративное желание быть взрослым, с характерным подражанием взрослому поведению.

Этот феномен взросления в сочетании с освоением роли ученика дает значительную нагрузку на неокрепшую психику ребенка, и увеличивает значимость родителей в разрешении многих спорных моментов жизнедеятельности школьника.

С точки зрения психологии и педагогики, трудности адаптации могут быть связаны с психологической неготовностью ребенка к школе. Неготовность характеризуется труднообучаемостью, вследствие недостаточного педагогически правильного воздействия со стороны взрослых. У детей в таком случае наблюдается отсутствие нужного запаса знаний, и слабое владение способами и приемами их приобретения. Кроме того, несформированная готовность к школе проявляется неразвитостью учебно-познавательных мотивов у ребенка, а так же, возможно, и социально-коммуникативных качеств и свойств личности.


Весь процесс привыкания к новым условиям может занимать у ребенка от 3-4 недель до полугода, в зависимости от сформированности у него психологической готовности к школе, типа темперамента, навыков общения, общего семейного настроя и психологического микроклимата в семье.

С другой стороны следует подчеркнуть, что в зависимости от наличия внешних и внутренних факторов, влияющих на адаптацию, весь процесс остается неизменным. Его течение и результат можно проследить, рассмотрев степень адаптированности младшего школьника к школьной жизни в течение первого года обучения. (рис.2)

Рисунок 2. «Степени адаптации к школе»

Логика рассуждений по заданному вопросу приводит к выводу, что степень адаптации младших школьников находится в прямой зависимости от внешних и внутренних факторов, влияющих на течение и результат привыкания к новым социальным условиям и статусу.

Адаптация к школе проходит более успешно, если совокупность всех факторов, влияющих на нее, оказывает на ребенка благоприятное воздействие и не является препятствием на пути преобразования личности ребенка к освоению новой социальной роли школьника.

Факторы влияния могут быть следующими:

  1. Общее состояние здоровья ребенка;
  2. Психологическая готовность к обучению;
  3. Личность педагога, его профессиональная компетентность;
  4. Режим дня;
  5. Сложность учебной программы;
  6. Возраст ребенка на момент начала школьного обучения;
  7. Особенности личности, такие как темперамент и характер;
  8. Умение общаться со сверстниками;
  9. Аккуратность, воспитанность, дисциплинированность;
  10. Семейный микроклимат и эмоциональная поддержка родителями ребенка, степень их включенности в процесс обучения;
  11. Уровень общей тревожности первоклассника.

Сложно дать точный прогноз того, как именно будет проходить адаптация в том или ином случае. Тем не менее, одним из самых важных факторов является семейная среда, которая накладывает большой отпечаток на возможности ребенка к освоению школьной программой.

1.2 Семья, как фактор влияния на адаптацию к школьному обучению в первом классе детей 7-8 лет