Файл: Личностные деформации стрессового типа ( Определение понятия «стресс» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личность рассматривается как система черт — относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

Личность описывается как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

Личность рассматривается как субъект персонализации, т.е. способности индивида вызывать изменения в других людях.

А вот Дж. Уиггинс с соавторами выделяют несколько иные исходные позиции к изучению личности:

биологический подход (изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобретенного опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития; взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы — предмет особого внимания биологического подхода);

экспериментальный подход (основой изучения личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности);

социальный подход (изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом);

психометрический подход (изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; измерение личностных свойств и их различий базируется на наблюдениях за поведением индивида, самоотчетах, непрямой оценке характеристик) [12, с. 35].

Но чаще всего слово «личность» стало обозначать индивидуальность в ее социальных связях и отношениях. Личность возникает в результате культурного и социального развития человека, т.е. она фиксирует все то, что в человеке есть надприродного, приобретенного в результате индивидуальной истории жизни среди других людей.

«Понятие "личность" есть ... социальное, отраженное понятие, — отмечал Л.С. Выготский, — строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применяет по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас» [28, с. 324].

«Личность... не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность" есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения» [28, с. 315].


Личность заключена не между ушами, как шутят американские психологи, «она существовала и существует в пространстве вполне реальном, — пишет Э.В. Ильенков, — в том самом пространстве, где размещаются горы и реки, каменные топоры и синхрофазотроны, хижины и небоскребы, железные дороги и телефонные линии связи, где распространяются электромагнитные и акустические волны. Одним словом, имеется в виду пространство, где находятся все те вещи, по поводу которых и через которые тело человека связано с телом другого человека "как бы в одно тело", как сказал в свое время Б. Спиноза, в один "ансамбль", как предпочитал говорить К. Маркс, в одно культурно-историческое образование, как скажем мы сегодня, — в "тело", созданное не природой, а трудом людей, преобразующих эту природу в свое собственное "неорганическое тело"» [17, с. 329].

Однако сущность конкретной, отдельно взятой личности содержит лишь ту часть совокупности общественных отношений, в которую включен человек в реальном процессе своей жизни. Объективно существуя в системе разнообразных общественных отношений, человек включается в них по-разному. Уникальность конкретной личности как раз и проявляется в выборе, селекции тех сфер социального опыта, той деятельности, тех отношений, которые личность присваивает, делает своими. И.И. Резвицкий писал:

«Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность, таким образом, социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования» [цит. по: 27, с. 60].

Необходимая характеристика личности — ее активность. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя в своих целях, быть причиной себя (causa sui), как писали древние философы. Здесь мы можем говорить о конструктивных функциях личности, новообразованиях, самосозидании, внутреннем росте, о том, что сам человек не факт, а акт, притом одушевленный, как часто отмечал П.А. Флоренский.

Иначе говоря, как отмечала Л.И. Божович, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. Эта особенность должна учитываться, чтобы не сводить понимание личности только к совокупности усвоенных ею социальных ролей[32].


Не самой по себе ролью характеризуется личность, а своим отношением к этой роли, самостоятельностью и ответственностью в выполнении ее предписаний, а также осознанным выбором определенной роли из спектра имеющихся (т.е. важна не столько роль, сколько ее носитель). В своем обогащении роли и окружающего мира в целом заключена значительность личности. Такое понимание личности позволяет взглянуть на человека как на преодолевающее барьеры своей природной и социальной ограниченности существо. Отсюда возникает убежденность, что не природа делает людей, а люди делают себя сами, что личность есть не то, что с человеком сделала среда, а то, что человек сделал сам с собой. Эта идея великолепно выражена формулой Г. Гегеля:

«Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это»[39]

Таким образом, мы видим, что развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. Личность возникает благодаря другим людям по принципу «извне — вовнутрь» (интериоризация), а затем она может существовать и развиваться благодаря своему соучастию в жизни социума и влиянию на других людей по принципу «изнутри — вовне» (экстериоризация). И если говорить о развитии именно личностных свойств, то, по мысли Б.Г. Ананьева, основной формой их развития является «жизненный путь человека в обществе, его социальная биография».[21]

2.2 Влияние стресса на личность

Как уже говорилась ранее в нынешних реалиях нашего мира воздействия стресса не избежать, он является нормой нашей жизни, составной её частью. Без влияния стресса, жизнь, как бы утрачивает вкус, так как всё дается легко и пропадает мотивация к деятельности. Но при этом важно отметить, что влияние стресса не должно превышать приспособительных возможностей человека, так как в противном случае может привести как к физиологическим проблемам со здоровьем, что вследствие вызовет психические расстройства, деформируя при этом саму личность.[13]

Постоянное влияние стресса на организм приводит к появлению психосоматических заболеваний, такие как аллергия, язвенная болезнь, гипертонические болезни.

Характер реакции предопределяет возникающие вследствие стресса заболевания. Так, водном исследовании Вашингтонского университета, в которой участвовало 88 врачей медицинского факультета, выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, произошедших с ними за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потря­сением. У кого из них было потрясение особо сильное, те заболели или получили травму быстрее - в течение 8 месяцев после него.


Способы реакции на стрессоры аккумулируются в характере. Одни - доброжелательны, другие - нетерпимы и взрывчаты. Наблюдения показали, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2%, а из раздражительных и злых - 14% (вначале всем им было по 25 лет). Аналогично среди юристов: 4 и 20% соответственно[26].

Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, рискуют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина.

Последствия стресса для личности могут быть различными: физиологические, эмоциональные, поведенческие, патопсихологические, проблемы в семейных отношениях, криминальные инциденты. Все они оказывают сильное влияние не только на личность, но также на его профессиональную деятельность, семейные отношения, социальную адаптацию.

Под воздействием стресса чаще всего начинают проявляться нервозность, апатия, потеря внимания, упадок сил, снижение работоспособности человека[30].

Последствия так же могут проявится у ребенка, если мать во время беременности испытывала сильный стресс, интенсивную тревогу или депрессию, или же получала глюкокортикоиды, это может привести к снижению веса и размеров тела плода при рождении, снижению размеров гиппокампа, клеточным нарушениям в мозге. В последующей истории жизни у такого ребенка с высокой вероятностью могут проявиться многочисленные нарушения психического здоровья, включая депрессию, аддикции, тревожные расстройства, асоциальные проявления, синдром гиперактивности и дефицита внимания, что говорит о том, что даже еще у несформированной личности, могут возникнуть различные деформации.

Для подростка стресс имеет свои особенности. Именно в этом периоде наиболее ярко начинают проявляться все психопатологии и поведенческие расстройства. Эти расстройства возникают вследствие того или иного стрессового эпизода в жизни подростка, при этом высокая реактивность ГГКО и сопряженных систем сопровождается изменениями в структурах фронтальной коры, снижением размеров поясной извилины, а также уменьшением размеров гиппокампа.

Вследствие этого симптоматика смещается в сторону личностных расстройств, асоциальности, конфликтности, нарушений навыков преодоления жизненных трудностей и склонности к самоповреждениям (суицидальности).[36]

Следует отметить, что негативные тенденции у жертв ранней травмы наблюдаются вплоть до зрелого и позднего возраста, а не ограничиваются только периодом взросления. У пожилых людей это проявляется в торможении нейрогенеза.


Продолжительный стресс может изменить личность человека до неузнаваемости.

Так, например веселый и живой человек, превращается в апатичного и угрюмого, раздражительного.

Как уже было сказано к стрессу может привести любое событие, но из всех возможный событий можно выделить ряд факторов, которые наиболее часто встречаются в нынешних реалиях, приводящие к различным видам стресса.[37]

Наиболее часто встречается профессиональный стресс, он может быть вызван постоянными высокими или же наоборот слишком низкими нагрузками на работе, которые могут вызвать состояние фрустрации, высокое нервное напряжение. На его появление может влиять слишком высокая ответственность, возлагаемая на работника, неблагоприятная атмосфера в коллективе, однообразие работы, отсутствие отдыха, загруженность работой, невозможностью выполнить большое количество работы в слишком короткий срок, отведенный для этого.

Многообразие поведенческих проявлений стресса можно классифицировать на четыре

группы:

• нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц, изменение ритма

дыхания, дрожание голоса и т.д.);

• изменение образа жизни (нарушение режима дня, нарушение сна, отказ от полезных привычек и пр.);

• профессиональные нарушения (низкая продуктивность профессиональной деятельности, повышенная утомляемость и пр.);

• нарушения социально-ролевых функций (возрастание конфликтности, повышение агрессивности, меньший учёт социальных норм и стандартов пр.).

Эмоциональные проявления касаются в первую очередь характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, пессимистический оттенок (раздражительность, депрессивность, агрессия, гнев, возможны аффективные состояния)[35].

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению как характера в целом, так и появлению новых черт, усилению уже имеющихся (например, интроверсия, заниженная самооценка и т.п.).

При наличии неблагоприятных предпосылок (эндогенного и экзогенного характера) вышеописанные изменения могут выйти за пределы психологической нормы и приобрести черты психопатологии (например, невроз).

Изменение интеллектуальных процессов касается снижения мыслительного потенциала в целом [20]. Постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него приводит нарушению свойств и процессов внимания (трудности сосредоточения, повышенная отвлекаемость, сужение поля внимания), снижает емкость оперативной памяти. Характерное для стресса изменение гормонального фона может привести к нарушению процесса воспроизведения информации.