Файл: Теория и практика разделения властей (Теория разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе Конституции РФ законодательный и представительный орган страны, это Федеральное Собрание – Парламент, состоящий из 2 палат, таких как Совет Федерации и Государственная Думы (ст. 94, 95 Конституции РФ).

Исполнительная власть в стране осуществляется Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции Российской Федерации).

Судебную власть осуществляют «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118 Конституции Российской Федерации).

В системе высших властных структур современной Российской Федерации особенное место отводится институту президентства[25].

На основании Конституции Российской Федерации президент – это глава государства. Который является гарантом Конституции Российской Федерации, а кроме этого «прав и свобод человека и гражданина». В определенном по Конституции Российской Федерации порядке Президентом принимаются меры в области охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; определяются основные направления внутренней и внешней политики страны; обеспечивается «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80 Конституции Российской Федерации)[26].

На основании своих конституционных полномочий Президентом назначается с согласия Государственной Думы Председатель Правительства Российской Федерации; принимается решение об отставке правительства Российской Федерации; обладает правом председательствовать на заседании правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должности и освобождает от должностей заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка России, а кроме этого ставит вопрос о его освобождении от должности.

Помимо этого, на основании Конституции Российской Федерации Президентом исполняется кроме этого ряд иных полномочий и функций, являющиеся по своей природе, а также характеру исполнительными распорядительными полномочиями и функциями. Будет ли это означать то, что в формально-юридическом, а также конституционном смысле Президент страны в качестве главы государства стоит по своему статусу не только над исполнительно-распорядительным, но также над законодательным и судебным органом?


Нет, не будет. Конституцией РФ особо оговорено, например, что в своей деятельности при определении основополагающего направления внутренней и внешней политики государства Президент страны должен руководствоваться Конституцией РФ, а также федеральным законодательством. В Конституции РФ особенно подчеркивается, что указ или распоряжение Президента РФ не должно противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству. Подобные по своему характеру нормы присутствуют также в текущем законодательстве. Допустим, в Гражданском кодексе РФ особо выделили то, что в случаях противоречия указов Президента РФ либо Правительства РФ ГК РФ либо иным законам применяют ГК РФ либо соответствующие законы. Данным образом обстоят дела не только с законодательной властью и выполняющим ее высшим органом, но также с судебной властью и реализующим ее органом. Конституция РФ содержит указание о том, что судебную систему в стране устанавливает Конституция РФ и федеральные конституционные законы и что судья независим и подчинен только Конституции РФ и федеральным законам[27].

В формальном юридическом плане это будет обозначать, что судебная власть, наравне с законодательной, является сравнительно самостоятельной властью по отношению к исполнительным властям, по отношению одна к другой ими оказывается, сдерживающее влияние, и они уравновешивают одна другую. Но, как показано на практике функционирования властей после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, обладание относительной самостоятельностью и сдерживание в своей повседневной работе одна другую, государственные власти не каждый раз уравновешивают друг друга. И в первую очередь это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с иными ветвями и видами властей, неизменно преобладает президентская, а точнее, исполнительная власть. Взаимоотношения с судебной властью предопределяются в первую очередь тем, что Президент имеет конституционные возможности оказывать воздействие на кадровый состав судебных органов[28].

Например, на основании ст. 83 и 128 Конституции Российской Федерации Президентом представляется кандидатура Совету Федерации с целью назначения на должность судьи КС РФ. Помимо этого, им назначаются судьи иных федеральных судов.

Во взаимоотношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределено в том, что у Президента есть такие весьма действенные рычаги, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдума, право на внесение законопроектов в Думу, подписание и обнародование федеральных законов. Президент имеет кроме этого право вето на принимаемые законы. Исходя, из Конституции Российской Федерации законодательная власть обладает определенными рычагами обратного воздействия («сдерживания») на исполнительную власть. Среди которых самые действенные это, допустим, такие, как полномочия Государственной Думы на разрешение вопросов о доверии Правительству Российской Федерации, право Совета Федерации, на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента на разрешение вопросов об отстранении его от должности и так далее. Эти и иные похожие полномочия, само собой, являются важнейшими рычагами воздействия законодательных властей на исполнительные власти оказывая некоторое «сдерживающее» по отношению к ней влияние. Но, при этом по своей силе они будут уступать средствам воздействия исполнительных властей на законодательные власти. Помимо этого, ряд средств по сдерживанию исполнительной власти со стороны законодательной в значительной степени нейтрализуют потенциальную возможность применения обратных, наиболее действенных мер. В качестве примера, возможно, привести ст. 103 Конституции РФ, предоставляющая ГД РФ в качестве средства воздействия законодательной власти на исполнительную власть право на согласие либо отказ Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, а кроме этого право разрешать вопросы о доверии правительству. Данное право, кроме того что является относительным, обладает еще одной, негативной по отношению к законодательной власти гранью. А именно, на основании выражения недоверия правительству либо на основании отказа Государственной Думы утверждать предлагаемую Президентом кандидатуру председателя Правительства могут возникать вопросы вообще о дальнейшем осуществлении в этом составе самой Думы. Например, на основании Конституции Российской Федерации, в случае выражения Думой недоверия правительству и несогласия с данным решением Президента Дума может вторично выражать в течение трех месяцев свое прежнее мнение о правительстве[29].


Но в таком случае ее может распустить Президент, если он сочтет невозможным объявить отставку правительства.

Государственную Думу может распустить Президент и в другом случае. А именно, если она трижды отклоняет представляемые ей на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. В таком случае Президент сам назначит председателя правительства, распустит Думу и назначит новые выборы[30].

Следовательно, право законодательной власти в лице Государственной Думы дать согласие либо отказать в назначении Председателя Правительства РФ, кроме этого выражать свое недоверие Правительству в качестве средства влияния на исполнительную власть, относительное и довольно легко нейтрализуемое со стороны исполнительной власти. Это, также как и иное из «суперпрезидентской» прерогативы, в значительной степени предопределило в современной России формальное юридическое, а также фактическое доминирование исполнительной власти над остальными ветвями власти.

Помимо этого, все заметнее выделяют наравне с обычными триадами властей и такие самостоятельные ветви власти, как контрольная (состоящая из прокуратуры, омбудсманов, органов конституционного надзора, счетных палат и так далее), избирательная (состоящая из независимых избирательных органов), учредительная (состоящая из учредительного собрания) и так далее. На основании концепции, которая предусматривает возможности отделения Президента от исполнительной власти и характеризует его в качестве главы государства, возникает вопрос об особенной ветви власти – арбитражной, вопрос состоит в арбитраже между властью, а не органами страны. Конституцией Российской Федерации предусмотрен именно такой подход. Теория разделения властей время от времени тоже применяет относительно разделения власти между субъектом федерации и федеральными государственными органами, взяв за основание взаимоотношения органов разного уровня власти одно из положений теории разделения властей - наделение ветвей власти строгое разделение властей называют «вертикальным».

Таким образом, все рассмотренные в данной работе положения дают надежду, что через некоторый период времени в нашей стране, сформируется модель разделения властей, практически идентичная по эффективности с моделями многих демократических стран мира.

Принцип разделения властей в современной России это одна из самых актуальных тем. И связано это само собой в большей степени с тем, что в советские годы, на протяжении длительного исторического периода эта тема не получала должного отражения в отечественных правовых концепциях, больше того сам факт разделения властей отрицали как идеологически несоответствующий общий общим стратегиям социалистической страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Изучив исторический опыт, а также современное состояние вопроса, возможно, говорить о том, что в государствах, отказавшихся от принципа разделения властей, был установлен антидемократический политический режим, то есть речь о такой стране как о правовом государстве уже не идет.

Следовательно, принцип разделения властей нужно принимать в качестве основы построения органов демократического правового государства.

Помимо этого не надо забывать о том, что с развитием правового государства все наиболее частыми становятся отхождения от строгих принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, все рассмотренные в данной работе положения дают надежду, что через некоторый период времени в нашей стране, сформируется модель разделения властей, практически идентичная по эффективности с моделями многих демократических стран мира.

Принцип разделения властей в современной России это одна из самых актуальных тем. И связано это само собой в большей степени с тем, что в советские годы, на протяжении длительного исторического периода эта тема не получала должного отражения в отечественных правовых концепциях, больше того сам факт разделения властей отрицали как идеологически несоответствующий общий общим стратегиям социалистической страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев, С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. Учебник / С.С. Алексеев. – М., Норма, 2015. - 496с.
  2. Аксенов, И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие / И.В. Аксенов. – Томск, Томский политехнический университет, 2017. - 144 с.
  3. Бошно, С.В. Теория государства и права. Учебное пособие / С.В. Бошно. – М., Эксмо, 2017. - 400с.
  4. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2017. - 416с.
  5. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2016. – 304 с.
  6. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: 2017. - 308 с.
  7. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – 351 с.
  8. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2016. - 640 с.
  9. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – 159 с.
  10. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. - Учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332с.
  11. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций / С.И. Некрасов. – М., Издательство: Высшее образование, 2017. - 167с.
  12. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. Комарова С.А. - СПб.: Питер, 2016. - 512 с.
  13. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2016. - 160 с.
  14. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2016. - 464 с.
  15. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. – 3 изд. пер. доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М.: 2008. – 624 с.
  16. Теория государства и права: Учебник / под ред. А.В.Малько. – 3-е изд. – М., КонсультантПлюс, 2008. – 400с.
  17. Теория государства и права: Учебник для Вузов / Под общ.ред. О.В. Мартышина. – М.: Издательство НОРМА, 2017. – 496 с.
  18. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2008. - 384 с.
  19. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА - М.: 2017. – 704 с.
  20. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: Юрист, 2017. - 192 с.

  1. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016

  2. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2017

  3. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016

  4. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. - Учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012

  5. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016

  6. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2016

  7. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. - Учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012

  8. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2008

  9. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2016

  10. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. - Учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012

  11. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2017

  12. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016

  13. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: 2017

  14. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2008

  15. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2008

  16. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2016

  17. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2016

  18. Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: 2017

  19. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций / С.И. Некрасов. – М., Издательство: Высшее образование, 2017

  20. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2016

  21. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016

  22. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016

  23. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016

  24. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. - Учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012

  25. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций / С.И. Некрасов. – М., Издательство: Высшее образование, 2017

  26. Аксенов, И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие / И.В. Аксенов. – Томск, Томский политехнический университет, 2017

  27. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2016

  28. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций / С.И. Некрасов. – М., Издательство: Высшее образование, 2017

  29. Аксенов, И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие / И.В. Аксенов. – Томск, Томский политехнический университет, 2017

  30. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016