Файл: Теория и практика разделения властей (Теория разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Актуальность темы курсовой работы обосновывается тем, что теория разделения властей – это основополагающий принцип функционирования современных стран мира и Российской Федерации в частности. Полагаясь на положения этой теории, которые зафиксированы в Конституции Российской Федерации, государством осуществляются все присущие ему функции и оно взаимодействует с обществом, в общем.

Степень научной разработанности темы. Принципу разделения властей уже больше трехсот лет, с тех пор как его признали, и он действует в мировой конституционной практике. За данное время его, само собой, изменяли, как в теоретическом плане, так и в практической реализации. Вопросы «Принципа разделения властей» в теории и практике государства и права являются весьма актуальными на современном этапе, и в первую очередь для Российской Федерации. Связывают это в первым делом с тем, что в советские годы, на протяжении продолжительного исторического периода эта тема не имела отражения в отечественных правовых концепциях, кроме этого сам факт разделения властей отрицали как идеологически несоответствующий общим стратегическим целям социалистической страны. После коренной реконструкции государства и определенных государственных структур, произошедших на рубеже 80-90 годов ХХ века в России, с установкой, в связи с этим, общегосударственных целей – по созданию правовой страны, вопросы о месте и значении принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобрели должное внимание со стороны российских ученых правоведов. В данный момент времени уже возможно сказать о некоторых результатах в изучении этих вопросов, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Объект исследования – вопросы применения принципа разделения властей в правовом государстве.

Предмет исследования - организационные и правовые вопросы практической реализации принципа разделения государственной власти.

Цель курсовой работы изучение принципа разделения властей теория и практика.

Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основное содержание принципа разделения властей.

2. Изучить реализацию разделения властей в Российской Федерации на практике: основные этапы и проблемы.

Методологическая база. С целью разрешения вопросов поставленных для исследования были использованы нормативные акты, а также научно-учебные пособия: М.Н. Марченко, В.Н. Хропанюка, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, З.М. Черниловского; энциклопедическая литература, а кроме этого материалы периодических изданий.


В общем, эти источники выражают современную позицию правовой науки на принцип разделения властей. Допустим, в работы И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, М. Валуева показывают разные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно-учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, кроме общетеоретических трактовок определения этого принципа представляется анализ его практического применения в разных странах мира, в само собой в Российской Федерации. Нормативные акты и в первую очередь Конституция Российской Федерации, помогают выяснить механизм функционирования принципа разделения властей.

Методы исследования, применяемые в курсовой работе это изучение научных материалов по теме работы, его позитивный и критический анализ.

ГЛАВА 1. Основное содержание принципа разделения властей

1.1 Теория разделения властей

Разделение властей является основной чертой современных правовых государств, предполагая при этом, что для точного функционирования государства у него должна быть независимая одна от другой власть, такая как: законодательная, исполнительная, судебная.

В современном мире по принципу разделения властей работают конституции многих стран. Институт разделения властей, как и институт самого права, начал появляться с древних времен.

Первая научная работа, в которой сказано о разделение властей считают работу Дж. Локка (1632-1704). Но при этом, отражая симпатию монархии, Дж. Локк говорил, что ее все же стоить ограничить народным представительством и четко определить в законе, обязательном для всех, в том числе и для монархов. Главной угрозой свободы, считается Дж. Локком, заключается в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, которым устанавливаются законы и который принуждает к их исполнению. Им написано кроме этого о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению следует разделять. На первое место Дж. Локк выдвинул законодательную власть. Именно она и образовывает «первую ветвь власти»[1].


Развивается до современного понятия теория разделения властей французским мыслителем Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Им отмечено, что в любом государстве существует три вида власти: власть законодательная, власть исполнительная, которая ведает в вопросах международного права, а также исполнительная власть, которая ведает в вопросах гражданского (судебная) права. Первой – создаются и исправляются законы, второй – объявляется война и заключается мир, посылаются и принимаются послы, обеспечивается безопасность, предотвращается нашествие, третьей властью – судебной – караются преступления и разрешаются столкновения частных лиц. Таким образом, под подразделением властей одним из основоположников понимается не определение жесткого барьера, а присутствие у разных ветвей власти возможности сдерживания действия друг друга, для допущения концентрации всех полномочий у одной ветви власти[2].

Так, Дж. Мэдисоном сформулировано, что там, где все полномочия одного ведомства власти осуществляет тот же орган располагающий различными полномочиями иной ветви власти, там будут подорван основной принцип свободного политического устройства. Мэдисон развивает идеи Монтескье о сдерживании властей друг другом, дополняя ее при помощи системы «сдержки и противовеса». Данная система до сегодняшнего дня существует в политической жизни Соединенных штатов Америки[3].

На протяжении веков концепцию разделения властей подвергали определенным корректировкам, изменяя и дополняя, на основании политико-правовой реальности, а также положения конкретного государства. В целом концепция разделения властей оказывается довольно стабильной.

На данный момент времени существует ряд перспектив развития (либо толкования) данной концепции на основании принципа субсидиарности провозглашенных в Маастрихтском договоре (1992 год), а кроме этого в Протоколе об использовании принципов субсидиарности и пропорциональности 1997 (год) к Амстердамскому договору в роли критерия для разграничения полномочий европейским Союзом и государствами-участниками (по вертикали), но корни данного принципа тоже ушли в средневековье. Но, на данный момент принцип субсидиарности не присутствует ни в одной конституции мира[4].

Теорию разделения властей на такие как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть признали во всех более либо менее демократических государствах. На основании современной теории права разделение властей осуществляют на 3 уровнях, таких как: институциональный, функциональный и персональный. Но, на самом деле принцип разделения властей строго соблюдают только при условии классической президентской республики (Соединенные штаты Америки).


Таким образом, можно сделать вывод, о том, что нужно наиболее четко сформулировать понятие, а также цели разделения властей или отказаться от него в пользу наиболее обширного понятия описывающего существо данных явлений, а не его различные типы[5].

1.2 Сущность принципа разделения властей

Разделение властей является одним из основных демократических принципов, который направляют на предотвращение узурпации государственной власти и применения ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей в современном мире – это один из главных конституционных принципов любого демократического государства, который является системой конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную[6].

Конституционный принцип разделения властей имеет проявление в качестве правовой структуризации государственных властей в России и состоит в подразделении государственной власти на такую власть, как законодательная, исполнительная и судебная, что не лишило государственную власть ее основополагающего свойства - целостности и единства. В это же время, полномочия разделенной власти – это форма структуризации государственной власти на основании изучаемого принципа разделения власти.

В юридических источниках понятие «разделение» применительно к государственным властям принято употреблять в 2 значениях: исходя, из первого, наиболее распространенного, оно используется для обозначения разделения государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную, другое значение понятия используют в отношении разделения государственных властей между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, а следовательно в теории федерализма - как «разделение власти»[7].

По отношению к данному принципу в классическом понимании, когда речь заходит о трех ветвях государственной власти, присутствует два совершенно разных подхода: разграничение власти и разделение власти, соответствующие двум разным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под «разграничением властей» понимают строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не обладает возможностью брать на себя функции другой, следовательно, в данных системах, запрещено совмещение должностей в органах, которые относятся к разным ветвям власти[8].


Понятие «разделения властей» заключается в том, что ветви власти в основных составляющих отделены одна от другой, а кроме этого независимы, но эта концепция допустима и признала некоторые области пересечения, в которых ветви власти исполняют чуждые им функции в той степени, в какой сохранено принципиальное отделение властей одна от другой. Закрепление принципа разделения властей в роли главного основания организации государственной власти – это важнейший показатель признания Российской Федерацией общедемократических ценностей.

Конституционным принципом разделения властей предусматривается не только самостоятельность и независимость каждой из ветвей государственной власти, но кроме этого их координация, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В данный момент Конституция Российской Федерации обладает механизмом взаимоконтроля ветвей власти. Но при этом нельзя говорить, что данный контроль равнозначный и равносильный.

Принцип разделения властей в его современном понимании обладает двумя взаимосвязанными компонентами, образующими неразрывное единство. Как и прежде он направлен на предотвращение абсолютизации одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе[9].

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они исполняют конкретные государственные функции в наиболее общей системе. Одно из требований современного мира – это устранение институциональных несоответствий, отражающих смешение и переплетение функций разных ветвей власти.

И в это же время ни одна из трех ветвей государственной власти не может вмешаться в прерогативы другой власти, а более того, слиться с другой властью. Что обеспечивают:

разные источники формирования ветви власти;

разные сроки полномочий;

степень защиты одной власти от другой[10].

Анализ разделения власти предполагает анализ данного феномена в определенных направлениях: по горизонталям и вертикалям, то есть речь заходит о разделении властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями, а кроме этого о разделении властей между федеральным центром и регионами. Данные направления на данный момент определяющие в области строительства отечественного правового государства.

Разделение властных функций проводят по несущей конструкции государственного управления:

законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания – имеет право на законотворчество;