Файл: Теория и практика разделения властей (Теория разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

исполнительный в лице Президента и Правительства практически реализует законы;

судебный орган улаживает споры и конфликты.

Силовые вторжения одной ветви власти в сферу деятельности второй могут приводить к смешению функций и как результат – происходит ослабление авторитета власти в целом[11].

1.3 Практика осуществления принципа разделения властей

Первые же Конституции – Соединенных штатов Америки 1787 года, Франции 1789 года – закрепляют, хоть и в различных вариантах разделение властей.

Законодательная власть Конституцией 1787 года (Соединенных штатов Америки) вверяется конгрессу, который состоял из двух палат, таких как: палата представителей которую избирают (как ранее, так и сейчас) гражданами штатов и сенатам, членов которого избрали парламенты штатов. Из этого можно указать на то, что сенат с самого начала задумывали в роли палаты консервативной по своему составу, которая не зависит от избирателя, в качестве тормоза по отношению к палате представителей. «Джон Адамс, будущий президент страны, так прямо и заявлял: сенат должен налагать узду на палату представителей. Другой из «отцов» конституции - Медисон - писал, что сенат необходим, на случай если нижняя палата использует «во зло» свою власть»[12].

Палата представителей и сенат обладали равными правами в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. Глава страны и правительства по Конституции – это президент Соединенных штатов Америки. Которого избирали выборщики по штатам. Президент Соединенных штатов Америки наделяется значительной властью. В его лице объединяется глава государства и премьер-министр правительства. Он имеет верховное командование армией. На основании принципа разделения власти, Конституция лишила Президента законодательных инициатив в строгом смысле слова (право представления палатам готовых законопроектов); его вето на законопроекты, принятые обеими палатами, может быть «опрокинуто» квалифицированным большинством двух палат. В это же время Президент не зависел от того, как будут принимать проводимую им политику в палате представителей либо сенате. Так же и министры. Третьей властью Соединенных штатов Америки конституция называет суд[13].


В 1789 году в Декларации прав человека и гражданина принятой во Франции (ст. 16) также закрепили такой принцип: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»[14].

На протяжении XIX–ХХ веков разделение властей завоевывает наиболее широкие позиции, превращаясь со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

В Президентских республиках разделение властей проводят более последовательно. Об этом, в частности, говорит опыт Соединенных штатов Америки, рассмотренный ранее, где данный принцип существенно дополнили системой «сдержек и противовесов», позволяющие не только разделять три власти, но и конструктивно уравновешивать их. В сущности, Соединенные штаты Америки за всю свою историю не знали глубокого конституционного кризиса, даже не смотря на то, что столкновение властей, особенно законодательной и исполнительной, время от времени всё же происходили[15].

Определенные особенности есть у системы разделения власти в государствах с парламентским правлением: парламентских республиках и парламентарной монархии. Тут, как и в любых конституционных правовых государствах, обеспечивают относительную самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но при этом баланс будет поддерживаться с помощью специальных средств. Допустим, баланс законодательной власти и исполнительной власти обеспечен, прежде всего, при помощи того, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент[16].

Существуют определенные особенности и в полупрезидентской республике. Исходя из Французской доктрины, допустим, использование принципа разделения власти не является равнозначным с дроблением и ослаблением власти, а напротив, должно выступать в качестве сотрудничества и кооперации ветвей. Только такая, сильная, власть будет служить интересам граждан и общества, в чем и определили наивысшее предназначение государства. Так, во Франции у Президента имеются значительные полномочия, с помощью которых он выступает в качестве носителя исполнительной власти, во время осуществления которой он, однако, не будет нести ответственность перед парламентом. В это же время Президент разделяет исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь, опирается на поддержку парламентского большинства. Принятию резолюции порицания правительству противопоставляют досрочный роспуск Национального собрания, хоть и тут существуют некоторые ограничения. Двухпалатный парламент наивысший законодательный орган государства, но его полномочия, также как и область использования законов, строго ограничиваются конституцией. Столкновение по вопросу компетенции властей разрешает чаще всего Конституционный Совет[17].


Таким образом, изучив исторический опыт, а также современное состояние вопроса, возможно, говорить о том, что в государствах, отказавшихся от принципа разделения властей, был установлен антидемократический политический режим, то есть речь о такой стране как о правовом государстве уже не идет.

Следовательно, принцип разделения властей нужно принимать в качестве основы построения органов демократического правового государства.

Помимо этого не надо забывать о том, что с развитием правового государства все наиболее частыми становятся отхождения от строгих принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

ГЛАВА 2. Реализация разделения властей в Российской Федерации на практике: основные этапы и проблемы

2.1 Основные исторические этапы становления принципа разделения властей

С установлением советской власти надежда сторонников теории разделения властей на ее воплощение в России оказались забытыми на несколько десятилетий. Во время «диктатуры пролетариата» и после провозглашения «общенародного государства» незаменимым был постулат о полновластии совета, объединяющий в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальную независимость признавали только за судом. Данные взгляды присутствовали в России до начала 90-х годов. С принятием летом 1990 года Декларации о государственном суверенитете концепцию разделения властей начали рассматривать в роли официальной доктрины. Даже на первоначальном этапе политической реформы демократические движения разворачивали под лозунгами «вся власть Советам». Первый реальный шаг к введению в СССР системы разделения властей было учреждение в марте 1991 года поста Президента СССР. Практически одновременно создают пост Президента РСФСР[18].


Но при этом при условии слабых гражданских институтов и почти полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создавать действенную систему разделения власти так и не получилось. Изначально (1991¾1993 года) власть Советов преобладала над исполнительной властью, основываясь на конституционные положения о своем «верховенстве». После ликвидации системы Советов и принятия новой Конституции (1993 год), напротив, исполнительная власть (и в первую очередь на федеральном уровне) получает видимое преобладание над законодательной. Но, тем не менее, именно Конституция Российской Федерации 1993 года принципу разделения властей дает окончательное закрепление в форме основы конституционного строя (ст. 10), на основании которой «государственную власть в России осуществляют на основании разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Орган каждой ветви власти самостоятельный»[19].

При рассмотрении вопросов по реализации теории разделения властей в Российской Федерации на современном этапе, следует исходить из наличия трех относительно самостоятельных периодов становления развития этого процесса.

Первым периодом в хронологическом очертании, является апрель 1985 года и вплоть до сентября 1993 года. Характерными для данного периода является не только формально-юридическое закрепление (в Конституции и иных нормативно-правовых актах) принципа разделения властей, а также начальное его реальное воплощение в жизнь.

Этот период отличается тем, как справедливо отмечается в юридических источниках, что было «постоянное и активное изменение существующих государственной и правовой систем, политической системы общества в целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма противоречивое и своеобразное, движение в сторону восприятия многих общепризнанных в мире признаков государственности, функционирующей на основе принципа разделения властей». Изначально, в этом периоде по инерции продолжается доминирование восприятия государственной власти в лице Советов в качестве явления единого и неделимого. Традиционно считали, что в планах применения теории разделения властей к российской действительности «разделению» подлежали не сами ветви государственной власти, а только властные функции. При этом зачастую вопросы о разделении функций переносили с государственной области жизни на партийную и общественную[20].

Большое внимание в отечественной юридической литературе традиционно уделяли четкому разделению функций государственных и партийных органов, недопустимость дублировать и подменять их один другим. В конце 80-х - начале 90-х годов в отношении принципа разделения властей намечается резкий поворот. Что заметно проявляется не только в теории, но и на практике. Например, учреждение в 1991 году института президентства в нашей стране, а кроме этого образование Конституционного Суда свидетельствуют, кроме всего прочего, о реальном отделении и укреплении механизмов государственной власти наравне с законодательной, исполнительной и судебной властью. Определение в Конституции 1992 года норм о том, что «систему государственной власти в стране основали на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти» (ст. 3 Конституции РСФСР) указывает на официальное признание данной теории. Следовательно, применительно к государственно-правовой жизни реформируемой страны в этот период принцип разделения властей признавали не только в формальном, теоретическом уровне, но и шаг за шагом происходит закрепление в реальной практике[21].


Вторым периодом адаптации теории разделения властей применительно к российской действительности становится период времени с сентября 1993 года (со времени издания Указа от 21.09.1993 № 1400) и вплоть до декабря 1993 года (вплоть до дня проведения референдума по проекту новой Конституции и выборов 12 декабря 1993 года). Характерная особенность данного периода – это ликвидация системы Советов.

Данным Указом кроме этого внесли «предложение» Конституционному Суду страны «не созывать заседание до начала деятельности Федерального Собрания»[22].

Другим Указом Президента этого периода времени является Указ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 09.10.1993года которым формально-юридически и фактически разрушается система местного органа государственной власти, а исполнительные распорядительные функции, которые закреплены в законодательстве за Советом народных депутатов, возложили на «администрацию определенного субъекта Федерации». И наконец, Указ от 07.10.1993года «О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения» отменяет существовавший порядок выборности главы администрации органом государственной власти. Прерогативу в разрешении этих вопросов передают от органов законодательной власти к органам исполнительной власти.

Глава администрации, на основании данного Указа, назначается и освобождается Президентом Российской Федерации по представлению председателя Совета Министров - Правительства Российской Федераций.

Издавая рассмотренные Указы, пишет в связи с этим И.Г. Шаблинский, Президент открыто выходит за границы Конституции и, кроме этого объявляет ряд ее важных глав, не обладающими юридической силой. Данные решения имели шокирующий эффект, и прежде всего при учете того, что с 1988 года российское общество переживает возрождение интереса к либеральному, классическому представлению о праве и правовом государстве[23].

2.2 Реализация принципа разделения властей в современной России

С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года в реализации теории разделения властей в России начинается новейший, третий этап, продолжающийся вплоть до данного момента. В новой Конституции Российской Федерации принцип разделения властей восстановили. В ст. 10 Конституции РФ подчеркивается, что государственную власть в стране осуществляют на основании разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А кроме этого, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными органами. В Конституции РФ не только декларируется принцип разделения власти, но и довольно точно закрепляется, за каждой ветвью власти круг вопросов которые относятся к ее ведению, ее компетенцию»[24].