Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
Современное состояние выставочной отрасли в Российской Федерации автором изучено с помощью метода контент-анализа. В качестве источника информации использован официальный сайт Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), а также, статистические сборники, сформированные данной организацией (2016-2019гг.)
Динамика основных показателей выставочной деятельности в рФ и Молдавии |
за 2013-2016 гг. |
Год Количество выставочно-ярмарочных мероприятий Количество органи заторов Число городов России и Молдавии |
2013 164 39 16 |
2014 т 35 13 |
2015 145 35 13 |
2016 139 34 14 |
Следует отметить, что результаты исследования содержат данные лишь о тех выставках, которые прошли аудит и являются членами РСВЯ, а также некоторые из них одобрены Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (ИИ). Такая выборка осуществлена не намеренно, а лишь вследствие отсутствия какой-либо другой официальной статистической и информации.
В ходе и исследования тми были определены наиболее популярные тематические направления и города-лидеры по количеству выставочных мероприятий. Выявлена динамика развития выставок за последние 5-7 лет, а также отражены изменения количественного и качественного состава экспонентов и размеров занятой ими выставочной площади.
Исследование показало, что с 01.01.2013 по 31.12.2019 на сайте РСВЯ было зарегистрировано 49977 выставочных мероприятий.
Наиболее популярными (по количеству выставочных мероприятий) направлениями среди них оказались: строительная тематика (421), товары народного потребления (412), медицинская тематика (302), и четвертое место заняли выставки по направлению «Туризм, спорт, отдых, хобби» (2288). Данные тематические направления являются наиболее популярными и в европейских странах.
На мой взгляд, такая тенденция будет сохраняться и впредь из-за того, что товары и услуги, представленные на данных выставках, направлены на удовлетворение первичных потребностей человека (пирамида потребностей по Маслоу1). Физиологические потребности в еде, воде и крове удовлетворяются с помощью товаров широкого потребления и строительных материалов; потребности в личной безопасности, здоровье стабильности удовлетворяются с помощью медицины и спорта.
UFI И РСВЯ - ГАРАНТЫ КАЧЕСТВЕННОГО ВЫСТАВОЧНОГО ПРОДУКТА МИРОВОГО УРОВНЯ.
В статье обосновывается особое значение выставочной деятельности для экономики страны, описываются общеэкономический и финансовый эффекты выставочного бизнеса, говорится об особенностях современного развития выставочной индустрии. Автор описывает историю, направления деятельности и задачи Всемирной Ассоциации выставочной деятельности (UFi) и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), рассуждает о нужности присвоения знаков качества UFi и РСВЯ. В статье показана роль UFi и РСВЯ как индикаторов трендов, прогнозов и закономерностей мировой и российской выставочной индустрий.
На современном этапе выставочная индустрия представляет собой одну из динамично развивающихся отраслей рыночной инфраструктуры хозяйствования в мире. Об экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности свидетельствуют порождаемые ею довольно заметные финансовые потоки, что приводит к значительным поступлениям в бюджеты всех уровней. Общеэкономический эффект выставочного бизнеса выражается в динамике развития инфраструктуры экономики, улучшении инновационного и инвестиционного климата страны, расширении деловых контактов предпринимателей, размерах привлечения иностранных инвестиций, вкладе в промышленный и социальный прогресс общества. Финансовый эффект выражается во вкладах в доходы бюджета как налоговых, так и не налоговых поступлений.
Выставки выступают своеобразным звеном, которое связывает внутренние и международные рынки. К тому же они способствуют привлечению иностранных инвестиций, направляемых на реализацию наиболее перспективных отраслей народного хозяйства. Учитывая всю сложность организационной структуры и многофункциональный характер, который присущ выставочному бизнесу, его можно сравнить с такими сегментами, как промышленность, научная, технологическая, предпринимательская деятельность.
Характерной особенностью современного этапа развития выставочной индустрии является острая необходимость совершенствования действующего механизма комплексного развития выставочных услуг. Это можно объяснить преимущественно тем, что необходимо соответствовать общеэкономическим тенденциям, а также возникновением кардинально новых законов рынка, включая жесткую конкуренцию между субъектами, необходимость поиска оптимальных контрагентов, разработка принципиально новых способов сбыта продукции и т.д.
Следует подчеркнуть, что выставочная деятельность в современном мире приобретает статус одного из важнейших факторов, которые оказывают колоссальное влияние на эволюцию мировой экономики. Кроме того, можно сказать, что она является приоритетным направлением международного сотрудничества, которое обеспечивается Всемирной Ассоциацией выставочной деятельности.
Далее рассмотрим, что представляет собой Всемирная ассоциация выставочной индустрии. Это отраслевая организация выставочной индустрии, лидирующая мировая ассоциация в области профессиональной выставочной индустрии, которая действует по всему миру и охватывает ассоциации в области выставочной индустрии, а также их партнеров на национальном и международном уровнях.
За годы своего существования из организации, представляющей интересы только выставочной индустрии Европы, созданная в 1925 году UFI превратилась в глобальную организацию, представляющую интересы выставочной индустрии всего мира.
Основной целью UFI является продвижение и поддержка деловых интересов ее членов. Один из основных видов деятельности ассоциации - сертификация выставочных мероприятий, которые соответствуют особым критериям качества, так называемая сертификация "Выставки, одобренные UFI".
К настоящему времени в Ассоциации сложилась следующая ситуация. Она насчитывает около 50 тысяч работников, объединяет 684 члена-организации в 239 городах в 85 странах на 6 континентах. В совокупности участники Всемирной организации выставочной индустрии ежегодно проводят более 4500 мероприятий определенной направленности, в результате чего привлекается более 1 ООО ООО экспонентов и 150 ООО ООО посетителей.
Стоит обратить внимание на тот факт, что UFI выполняет целый комплекс задач, среди которых целесообразно выделить следующие:
- - продвижение выставок как уникального инструмента в области маркетинга и коммуникаций;
- - выполнение роли достаточно мощной платформы для эффективного диалога между членами организации по обмену опытом и идеями в области организации выставочной индустрии;
- - рассмотрение возникающих проблем;
- - предложение возможных перспектив развития выставочной индустрии в рабочих комитетах и региональных группах и др.
Количество членов UFI неуклонно растет, все больше выставочных организаций присоединяется к Ассоциации. Члены Ассоциации проводят более четырех с половиной тысяч выставок ежегодно. Более 970 международных торговых выставок по праву гордятся логотипом "Одобрено UFI", что является безусловно гарантией качества проведения выставки как для посетителей, так и для компании, участвующей в выставке.
Заключение
1. Принимая во внимание все вышесказанное, можно заключить, что выставочная деятельность играет большую роль в общественном производстве страны. Этот, по своей сути, уникальный вид деятельности способствует росту экономики, формирует позитивный образ регионов и отдельных территорий, содействует устойчивому развитию различных отраслей деятельности, а также, служит инструментом популяризации и продвижения товаров (услуг) на внутреннем и внешнем рынках.
2. Весь потенциал выставочной деятельности будет раскрыт и возьмет эффект только при существенной его поддержке со стороны государства.
3. Исходя из результатов проведенного мной маркетингового исследования и с учетом положений, раскрытых в Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ, государственным органам, на наш взгляд, в первую очередь, следует обратить внимание на проблемы, связанные с качеством выставочных услуг (материально-техническое обеспечение), а также:
• активно содействовать строительству новых экспо-площадей, отвечающих требованиям мировых стандартов, концентрируя финансовые средства в регионах со слаборазвитой выставочной инфраструктурой;
• разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к организаторам выставочных мероприятий и обеспечивающие честную и добросовестную конкуренцию;
• создать с помощью соответствующих нормативно-правовых документов условия для проведения внутреннего и внешнего аудита;
• сформировать систему сбора и обработки государственной статистической информации;
• обеспечить подготовку профессиональных кадров в сфере выставочного дела
Литература
Сулейманова К.А. Экономический эффект выставочной деятельности // Транспортное дело России. - 2017. - №12. - С. 96-99.
Сулейманова К.А. Развитие российского выставочного рынка на современном этапе // Проблемы экономики. - 2018. - №6. - С. 63-66.
Сулейманова К.А. Тенденции развития всемирной выставочной индустрии // Механизация строительства. - 2017. - №6(840). - С 57-59.
Материалы выставочного портала ИнформЭк-спо www.¡nformexpo.ru/?¡d=2052.
Материалы выставочного портала Ехропе1 www.exponet.ru/announcement/uef.ru.html.
Материалы сайта РСВЯ.
Улановская О.Н. Особенности маркетингового ценообразования в сфере выставоч-