Файл: Коммерческая информация и ее защита (UFI и РСВЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим Т.Э. Сидорова пишет, что в настоящее время подготовлены примерная концепция и структура Торгового кодекса Российской Федерации, который должен стать правовой основой формирования российского товарного рынка, ведь ярмарки и выставки являются специальными субъектами торгового оборота.

РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА (на примере Москвы).

Среди российских регионов Москва занимает лидирующее положение по активности в сфере выставочно-ярмарочной деятельности. По данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в Москве в последнее время отмечается увеличение выставочных площадей. Выставочная площадь 219 московских выставок в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась примерно на треть. Наблюдается также рост количества экспонентов выставок, в том числе российских и зарубежных участников.

Доля Москвы составляет 1/5 часть от общего числа выставок в стране. При этом данные мероприятия посещают более 30% всех посетителей выставок в России.

Доля участников московских выставок в общем числе экспонентов по стране растет и в 2019 г. достигла 42,6%. Аналогичная ситуация складывается и в отношении количества конгрессных мероприятий. Отмечается тенденция роста данного показателя на протяжении периода с 2016 по 2019 г.

В связи с этим особый интерес вызывает вопрос о том, каким образом обеспечивается активный рост данной сферы и что могло бы усилить позицию Москвы среди международных выставочных центров.

Координируют выставочно-ярмарочную деятельность разнообразные ассоциации юридических лиц, представленных на данных мероприятиях, например Российский союз выставок и ярмарок.

В Москве в организацию выставок, ярмарок и конгрессов включаются Торгово-промышленная.

По данным Российского союза выставок и ярмарок.

Палата России и Московская торгово-промышленная палата, при которой работает Гильдия выставочно-ярмарочных организаций.

Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности вошло в перечень приоритетов деятельности правительства Москвы в 1999 г. В настоящее время выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность регулируется постановлением правительства Москвы от 17.03.2009 № 198-ПП2 . В этом документе обозначены места размещения выставочно-конгрессных объектов международного, федерального, городского уровня и уровня административных округов и районов Москвы, а также оговаривается необходимость отслеживания реализации основных направлений.


В 2012 г. был подготовлен проект постановления правительства Москвы «О Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в городе Москва на 2016-2019 годы» Согласно проекту выставочно-ярмарочной деятельности отводилась ключевая роль в продвижении Москвы на международном уровне, активизации экономического развития столицы и увеличении потока прямых инвестиций. При этом предусматривались меры поддержки правительством Москвы выставочно-ярмарочных событий, строительства новых комплексов и необходимой инфраструктуры, а также способы усиления притягательности города для международных мероприятий.

В городе Москве на 2016-2019 годы пока остается проектом, некоторые ее положения уже реализованы. Так, в августе 2016 г. при правительстве Москвы было создано Конгрессно-выставочное бюро, которое представляет собой автономную некоммерческую организацию, осуществляющую сбор, предоставление заинтересованным лицам информации о конгрессно-выставочных возможностях города и привлечение международных конгрессов и выставочно-ярмарочных мероприятий.

При этом деятельность Конгрессно-выставочного бюро (Конгресс-бюро) включает следующие направления:

  1. — представление интересов конгрессно-выставочных организаций Москвы на международном рынке в качестве консультанта;
  2. — развитие сферы: предложение программ развития, организация обучающих семинаров, консультирование по вопросам участия в международных мероприятиях индустрии встреч;
  3. — участие в создании ежегодного плана кон-грессно-выставочных мероприятий, проводимых при поддержке правительства Москвы;
  4. — аккумулирование и проведение анализа данных по конгрессно-выставочным событиям Москвы;
  5. — участие в организации мероприятий, инициированных или привлеченных правительством Москвы.

В то же время поддержка конгрессно-выставочных организаций данной структурой включает:

  1. — предоставление информации о конгрессно-выставочных и туристических возможностях Москвы;
  2. — участие в международных тендерах и разработку предложений по конгрессно-выставочным мероприятиям в Москве;
  3. — помощь в выборе мест проведения данных мероприятий и в размещении делегатов;
  4. — помощь в поиске поставщиков профильных товаров и услуг на московском рынке;
  5. — организацию ознакомительных визитов и пресс-туров.

«Конгрессно-выставочное бюро города Москвы».

Одновременно для организации взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с выставочно-ярмарочными организациями был создан Московский городской совет по выставочной деятельности (далее — Совет) в соответствии с постановлением правительства Москвы от 31.07.20135. Сфера деятельности Совета включает в себя:


  1. — разработку и предложение мер по повышению эффективности конгрессно- выставочной деятельности в городе, а также рекомендаций о включении мероприятий в ежегодный план конгрессно-выставочных мероприятий правительства Москвы;
  2. — рассмотрение вопросов об участии Москвы в конгрессно-выставочных мероприятиях на основе поступивших предложений от российских и иностранных организаций, осуществляющих конгрессно-выставочную деятельность;
  3. — способствование активизации обмена опытом работы по конгрессно-выставочной деятельности между зарубежными и российскими организациями и др.

Формы поддержки правительством Москвы выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий включают в себя:

  • Подготовку рекомендаций органам исполнительной власти Москвы по организации улично-до-рожной сети города и других сфер городской жизни для проведения выставочных и конгре ссных событий;
  • Направление участникам мероприятия приветственного слова от имени правительства Москвы, разрешение использовать слова «при поддержке правительства Москвы» в информационных и рекламных материалах о проведении мероприятий, участие представителей правительства Москвы и других органов исполнительной власти города в данных мероприятиях;
  • Субсидирование выставочно-ярмарочных и конгрессных организаций Москвы на условиях и в порядке, предусмотренных бюджетным законодательством и правовыми актами правительства Москвы;
  • Размещение сообщений о выставочно-яр-марочных и конгрессных мероприятиях на сайтах правительства Москвы и органов исполнительной власти города6.

В качестве одного из ключевых принципов участия было установлено невмешательство правительства Москвы в рынок данных услуг в целях недопущения дублирования функций коммерческих организаторов.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫСТАВОЧНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

С переходом России к рыночной экономике предприятия столкнулись с совершенно новыми для себя условиями функционирования, прежде всего, с жесточайшей конкуренцией, неопределенностью и различными видами рисков. Для достижения стабильного развития и процветания фирма вынуждена прибегать к использованию неизвестных ей до этого, а потому совершенно новых методов защиты от конкурентов и наступления на них. В этой связи фирмы находятся в постоянном поиске информации. Их интересует, прежде всего, рыночный спрос, конкуренты (состояние рыночного предложения, технологии выпуска товара) и рыночные цены. Одним из наиболее эффективных методов решения данной проблемы является использование инструментов выставочной деятельности»


На сегодняшний день «выставочно-ярмарочная деятельность является одним из наиболее перспективных и актуальных бизнес направлений, способствующих развитию экономики страны в целом». Так, по мнению авторов статьи «Выставочный бизнес России: тенденции и перспективы» выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия представляют собой важнейший инструмент торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны, а выставочная индустрия в целом становится системным сегментом национального хозяйства, продвигающим ключевые отрасли . В. A. Грядов разделяет позицию данных авторов, говоря о выставочно-ярмарочной деятельности как об инструменте макроэкономической и инвестиционной политики, формирующем значительные финансовые потоки и приносящем доход в бюджеты всех уровней. В. А. Грядов также указывает на значительную роль выставок, состоящую в способности объединять внутренние и международные рынки, привлекая иностранные инвестиции для реализации различных государственных проектов. Е. Д. Рубинштейн, О. Н. Блинова, а также, М. А. Евтеев поддерживают изложенные выше мнения, указывая в своих научных трудах на то, что данный вид деятельности, на сегодняшний день, является «важнейшим фактором эволюции мировой экономики, ее флагманом и ключевым направлением международного сотрудничества»

Обзорная экспозиция

Согласно Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года № 1273-р (далее «Концепция»), «выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность создает условия для реализации целей и задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, которые направлены на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства, на увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, а также на увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров».

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что состояние выставочной деятельности в стране является неким индикатором ее экономического развития. Принимая во внимание основные положения Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, назовем основные показатели, характеризующие состояние выставочной отрасли. К ним можно отнести: качественно-количественный состав действующих игроков рынка; качественно-количественный состав потенциальных операторов рынка; нормативно-правовую базу; материально-техническую базу; государственную поддержку выставочной деятельности; технологическое и информационное обеспечение; кадровый состав; актуальность тематического направления; эффективность отдельно взятого выставочного мероприятия для предприятия-организатора, отрасли в целом и государства.


Так, согласно Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, «объем российского рынка выставочно-ярма-рочной и конгрессной деятельности составляет сегодня около 1,3-1,5 млрд долларов США. Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тыс. российских экспонентов и около 20 тыс. зарубежных компаний. Индустрия деловых встреч приносит крупным городам в 4 раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий» . Но, несмотря на социально-экономический эффект выставочной деятельности и пользу, которую извлекает из нее государство, выставочная отрасль сталкивается с рядом проблем, препятствующих дальнейшему ее развитию в Российской Федерации

Существующие проблемы, на наш взгляд, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние проблемы, по моему мнению, связаны с качеством выставочных услуг, как основным конкурентным преимуществом:

  1. слабо развитую материально-техническую базу;
  2. несоответствие, в своем большинстве, стендового оборудования международным стандартам;
  3. несоответствие, также в своем большинстве, экспонатов установленной тематике;
  4. перенасыщение рынка выставочных услуг однообразными тематическими направлениями;
  5. недостаток уникальных брендовых названий выставки;
  6. недостаток квалифицированных кадров;
  7. слабо развитую инфраструктуру в виде профессиональных сопутствующих услуг экспонентам (рекламных, маркетинговых, коммерческих, организационных, экспедиторских, клининговых и т. д.).

К внешним проблемам, на мой взгляд, относятся:

  1. отсутствие системы координации и поддержки со стороны государства организаторов выставочной деятельности;
  2. недобросовестная конкуренция;
  3. низкая степень разработанности нормативно-правовой базы и адаптивности к часто меняющимся условиям среды;
  4. отсутствие методики определения эффективности выставочной деятельности;
  5. отсутствие официальной статистической информации по выставочной деятельности;
  6. слабое развитие внутреннего и внешнего аудита.

Согласно Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, «в настоящее время в РФ действует 38 выставочных комплексов, общая закрытая выставочная площадь которых составляет около 800 тыс. кв. метров. Большая часть выставочных площадей располагаются в Москве (62%) и Санкт-Петербурге (11%), на долю остальных регионов России приходится 27% общего количества выставочных площадей». Как отмечено в Концепции, несмотря на двойной прирост выставочных центров за последние 6 лет, дефицит выставочных площадей в регионах сохраняется. В то же время, например, «в Германии для проведения специализированных выставочных мероприятий используются 22 выставочных комплекса общей площадью 2750000 кв. метров. В Италии совокупная площадь используемых выставочных центров составляет более 2 млн. кв. метров, в Китае - более 6 млн. кв. метров» .